Автор книги по истории черты оседлости и передвижной выставки «Воины-евреи — Герои Советского Союза» Александр Энгельс и автор сайта биографий воинов-евреев jewmil.com Максим Персон делают большое и светлое дело — рассказывают не только о трагедии, но и о героизме еврейского народа во время Великой Отечественной войны
— Современный мир не может пожаловаться на невнимание к еврейской теме. Например, тема Холокоста — одна из наиболее полно представленных в истории ХХ века. А в чём состоит суть ваших проектов, какой недостаток в информационном поле они восполняют?
Александр Энгельс. Действительно, количеству собранных материалов, документальных свидетельств по теме Холокоста может позавидовать любой историк. Но порой это приводит к неожиданному результату. В глазах общества формируется образ народа-жертвы. Независимо от того, сопротивлялся он или безропотно шел на смерть. Первыми, кажется, эту проблему осознали израильтяне: создавая потрясающий по замыслу и по исполнению музей «Яд Вашем», они в то же время настойчиво устраняли «комплекс жертвы» из сознания молодого поколения. И, кажется, преуспели в этом, если посмотреть на отношение израильтян к своей армии.
— Вам приходится тесно контактировать с самыми разными представителями еврейского сообщества. Насколько для них самих этот аспект является значимым? По сравнению, например, с тем, сколько души, физических и материальных ресурсов вкладывается в сохранение памяти о Холокосте.
АЭ. Как у любой медали, в этой теме есть две стороны, и без каждой картина будет односторонней. Подтвердить это можно на примере одной семьи. Когда в кругу еврейских слушателей приходится упоминать самого знаменитого еврея — участника войны Давида Драгунского, обычно встречаешь отторжение. Люди не могут ему простить яростного «антиизраилизма» во времена Антисионистского комитета советской общественности. Да, они знают, что он дважды Герой Советского Союза, что его танки брали Берлин… Реже знают, что за время войны он был ранен пять раз и однажды ранен на броне танка, увлекавшего других за собой в атаку… И уже совсем редко люди вспоминают о том, что, пока четыре брата Драгунских шли дорогами войны, двое из них погибли на фронте. Отец и мать Давида, бабушка и дедушка, сестры и их дети — все были расстреляны во время Холокоста на Брянщине. Нет, связь этих двух историй — трагической и героической, нельзя разрывать, это история одного народа.
— И этот факт является общепризнанным?
АЭ. Именно для того, чтобы он стал общепризнанным, я и занимаюсь этой темой. Если пытаться найти точку отсчета — когда я с ней впервые столкнулся, то, вероятно, еще в раннем детстве. Остался образ происшествия в московском магазине. Ни одна покупка в те годы не совершалась без очередей. Я ребенком стоял рядом, когда какой-то здоровый мужик, на голову выше моего отца, в перепалке сказал ему слово, смысла которого я тогда не осознал. Помню лишь, что там едва не началась драка, на которую мой отец был готов, несмотря на неравенство сил. Потом, повзрослев, я понял, в чём дело. Нет, там прозвучало не слово «жид» — эка невидаль! Там моему отцу, прошедшему войну с сентября 39-го по май 45-го, дважды раненному, воевавшему под Сталинградом, форсировавшему Днепр, ему там в очереди бросили более страшное слово — Ташкент. И это было хуже любого оскорбления. Это вообще было для него продолжением той войны, на которой он потерял брата на фронте, а маму — в минском гетто.
— Значит, для вас эта тема соединяет и личные мотивы, и круг интересов историка?
АЭ. Это та же ситуация с двумя сторонами медали — они неразрывны. А перейти ко второй стороне мне удалось, когда работал в музее Мемориальной синагоги на Поклонной горе. Замечательный по своему месседжу музей, созданный Российским еврейским конгрессом, но посетителей немного. И тогда мы решили… выйти к людям. Несколько лет на майские праздники, когда в Парке Победы собираются десятки тысяч гостей, мы выставляли на площадке перед синагогой стенды с короткими биографиями некоторых евреев-героев. Я находился там целыми днями, объяснял, убеждал, доказывал тысячам москвичей, что воины-евреи, вместе и наравне с другими народами, внесли свой вклад в победу.
— Не вызывала ли эта «нестандартная» деятельность конфликтов — с властями, с посетителями?
АЭ. Как правило, нет. Всё же именно национальная политика современной России, не допускающая антисемитизма, является одним из бесспорных достижений. Рассказывая о героизме евреев в годы войны, встречаем со стороны государства безусловное уважение.
— Это проявилось и в вашем текущем проекте?
АЭ. Да. Созданную нами передвижную выставку «Воины-евреи — Герои Советского Союза» приняли в Петербурге, в Центральном музее военно-морского флота. Материалы об этом проекте размещает официальный сайт Министерства обороны.
— А какие еврейские организации поддержали проект?
АЭ. Его старту и продвижению помог главный военный раввин России р. Аарон Гуревич. Средства на изготовление плакатов выделила ФЕОР, которая, кстати, не упоминает об этом в своих статьях, в интервью на радио. Достойная позиция — помогать проекту, а не рекламировать себя.
— Выставка является передвижной — с целью охвата широкой аудитории?
АЭ. Безусловно, это цель проекта. Плакаты с подробными биографиями 35 воинов и их наградные листы, а также списки более 160 евреев, получивших на войне звезду Героя или три ордена Славы, должны увидеть жители многих городов. Мы успели показать выставку в Москве и Петербурге, в планах были Калининград, Волгоград… Вмешалась история с карантином. Но пусть это будет единственная трудность, вставшая на нашем пути.
— А как вы отбирали персоналии?
АЭ. Хотелось, чтобы были представлены все рода войск: танкисты, летчики, капитаны подводных лодок, пехотинцы, ходившие в рукопашную… Чтобы были генералы и рядовые, а главное — и участники Парада Победы, и представленные к званию Героя посмертно.
— Хорошо, что есть люди, собирающие этот бесценный материал.
АЭ. «Местом» его сбора и систематизации является сайт, созданный моим другом и коллегой Максимом Персоном.
— Тогда вопрос к Максиму: как устроен сайт? По каким категориям там собран материал? И как ведется поиск?
Максим Персон. Сайт jewmil.com старается отразить все аспекты истории воинов-евреев. В структуре меню можно увидеть все рода войск, все военные специальности, звания, ордена и медали — и по каждой категории можно вывести список воинов, рассмотреть документы, прочитать биографии.
Это в первую очередь сайт биографий, и поэтому его интересно читать. Там потрясающие истории.
— А какие из них наиболее запомнились вам, создателю сайта?
МП. Выбирать самых — это всегда неблагодарная задача. Особенно дороги бывают истории людей, совершивших невероятные подвиги на войне, но не получивших широкой известности, я бы сказал, недооцененных. Один из соавторов сайта Григорий Койфман составил список из 234 евреев, представлявшихся к званию Героя, но не получивших «Золотой Звезды». Среди них особенно дорожу биографией Александра Лейбовича. Командир штрафной роты и штрафного батальона морской пехоты Балтийского флота. На фотографии — лицо немного усталого человека, ежедневно смотрящего смерти в глаза. Удивительный набор наград: орден Ленина, пять орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны и Красной Звезды… На странице его биографии, написанной для сайта нашим коллегой Геннадием Черниковым, читаем в представлении на звезду Героя:
«26.04.1945 года тов. Лейбович участвовал в десантной операции на косу Фрише-Нерунг и выбрасывался в первом броске. Под сильным минометным и орудийно-пулеметным огнем противника тов. Лейбович первым выбросился по горло в воду и своим примером воодушевил весь личный состав батальона… Враг предпринял 11 контратак, доходивших до рукопашных схваток. Несмотря на превосходство сил противника и потери, батальон продолжал успешно выполнять поставленную задачу. Населенный пункт Нойтиф три раза переходил из рук в руки. В самый критический момент, когда противник силой до полутора тысяч предпринял попытку уничтожить десант и уже обходил фланги батальона, тов. Лейбович с оставшейся группой бойцов сдерживал натиск противника и на занятом рубеже лично поднял Военно-морской флаг…»
Мы не знаем, почему на представлении, подписанном самим командующим Балтийского флота, звезду Героя заменили на еще один орден, но для нас морпех Лейбович — настоящий Герой.
— Интересный и очень правильный подход — проявлять повышенное внимание к биографиям воинов, находившихся в окопах на передовой, в отрядах морского десанта. А если посмотреть на командный состав?
МП. Пожалуй, самой яркой из представленных на сайте биографий является судьба Якова Крейзера, первого среди командиров дивизий получившего звезду Героя — уже в июле 1941 года. Известно, как на головы его солдат кроме мин и снарядов сыпались немецкие листовки, призывавшие не подчиняться приказам еврея Янкеля. Но вот малоизвестный факт: мы нашли воинов-евреев среди командиров 140 стрелковых полков. На 50 из них уже написали биографии, и работа продолжается.
— Это действительно интереснейший материал. Получаете ли вы обратную связь после публикации биографий?
МП. Это одна из задач наших публикаций — находить с их помощью новый материал, искать родственников героев. Так, например, огромное число просмотров и откликов вызвала публикация статьи о летчицах полка ночных бомбардировщиков. Всем известно имя Полины Гельман, но среди тех «ночных ведьм» было еще несколько еврейских девушек. Сведения по многим из них неполны, иногда даже не знаем дат их жизни… И вот недавно, после публикации подборки таких неполных биографий, мы получили отклик — нашлась дочь одной из наших героинь. Так на сайте были дополнены сведения о механике 46-го полка ночных бомбардировщиков Мэри Жуковицкой.
— Мы очень надеемся, что читатели журнала запомнят адрес сайта jewmil.com, будут на него заходить, будут сообщать о своих родственниках, прошедших через войну. А много ли их было — евреев — участников войны?
АС. Обычно говорят о 500 тысячах воинов-евреев в Красной армии. Из них около 200 тысяч погибли в боях или умерли от ран. Со второй цифрой даже больше ясности: существуют базы данных о погибших — и в виде многотомной Книги Памяти, и в виде электронного ресурса. Хотя это обычно лишь краткий мартиролог, лишь перечень имен и дат, почти без подробностей. А мы с коллегами убеждены, что надо пробовать создавать базу данных на всех воинов-евреев, вносить в нее все имеющиеся материалы, документы, фотографии. В том числе из семейных альбомов фронтовиков.
Но это очень большая задача, рассчитана на много лет. Чтобы справиться с ней, мы создаем организацию единомышленников, которая будет искать материалы по всем регионам России, и не только России, и вносить их в базу данных с тем, чтобы эти материалы стали предметом изучения для историков будущих поколений.
— Таким образом вы ощущаете себя связующим звеном — между поколением ваших отцов, прошедших войну, и теми, кто идет на смену?
АС. Так случилось, что большую часть трудовой жизни я провел в школе, в том числе и еврейской. Впоследствии на ее основе в Москве возникла еврейская община «Четвертое поколение».
В этом названии — понятие последнего поколения, которое имеет шанс вернуться к корням после столетий изгнания.
Ощущая себя представителем Четвертого поколения, человек должен понимать: на нем лежит персональная ответственность. Если он, лично он, не приложит усилий к сохранению исторической памяти — последующие поколения точно не смогут этого сделать, и они отойдут от своего народа.
Тех, кто дорожит памятью и о своих родителях, и о культуре, и об истории своего народа, кто готов помогать сохранять эту память, — приглашаем в нашу ассоциацию. jm