Мировой кризис, связанный с пандемией коронавируса, давно перестал быть исключительно медицинской проблемой. Уже сейчас некоторые аналитики сравнивают его воздействие на мировую экономику с печальной памяти Великой депрессией начала 30-х. По сути, это классический пример того, что Нассим Талеб называет черным лебедем — неожиданным для большинства экспертов событием, кардинально меняющим расстановку сил и правила игры.
В подобной ситуации особенно важно правильно распорядиться имеющимися ресурсами. Разумеется, велик соблазн просто затаиться и переждать сложный период; многие именно так и поступят, уйдя на своего рода финансовый карантин. Однако история учит, что любой кризис не только сопряжен с тяжелыми испытаниями, но и открывает новые возможности.
Одна из таких возможностей связана с рынком венчурного капитала, используемого для финансирования новых компаний-стартапов. В последние десятилетия топовые венчурные фонды стабильно приносили инвесторам двузначную доходность и поэтому стали чрезвычайно привлекательными. Сложилась парадоксальная ситуация, в которой инвестиционное предложение превышало спрос. Неудивительно, что как сами стартапы, так и опекающие их фонды стали весьма требовательными и довольно привередливыми; в результате для частных лиц со стороны попасть в этот закрытый клуб было довольно сложно как с финансовой, так и с организационной точки зрения.
Однако сейчас ситуация меняется. Как показывает исследование, проведенное Block, De Vries & Sandner (2010 г.), в ситуации финансового кризиса консервативные институциональные инвесторы имеют тенденцию резко уменьшать долю своих вкладов в более рискованные предприятия. Как следствие, образуется инвестиционный вакуум, на фоне которого как стартапы, так и венчурные фонды вынуждены умерить свои аппетиты.
Сложившаяся ситуация играет на руку инвесторам, которые всегда хотели вложить свои деньги в венчурные фонды и в наиболее перспективные стартапы, однако фактически не имели к ним доступа. На фоне нынешнего обвала фондового рынка это может стать весьма привлекательной альтернативой для вкладчиков, являющихся осторожными оптимистами и готовых к долгосрочным проектам.
Ключ к успеху — правильная диверсификация инвестиций. Наиболее надежна стратегия двойной диверсификации: (1) следует выстраивать портфель так, чтобы бóльшая его часть была ликвидной; (2) при этом часть долгосрочных инвестиций стоит распределить между несколькими заслуживающими доверия венчурными фондами, каждый из которых вкладывает в несколько подающих надежды стартапов. Руководствуясь этой стратегией, наша компания разработала уникальный фонд под названием Smart Generation Fund of Top Israeli Funds (SGF). Он позволяет вкладчику зайти в наиболее успешные и эксклюзивные израильские венчурные фонды и тем самым инвестировать средства в самые перспективные израильские технологические стартапы.
Почему же стоит инвестировать именно в израильские фонды? Израильская экономика, а особенно ее хай-тек, менее завязанный на конечного пользователя и на офлайн, обладает солидным запасом прочности и сумеет оправиться от нынешнего кризиса быстрее других (как это уже произошло в 2008 году). Израиль не зря именуют нацией стартапов: согласно отчету IVC, с 2010 по 2019 год там было основано 10 866 компаний в сфере высоких технологий, привлекших более 39 миллиардов долларов инвестиций. С каждым годом растет как количество успешных экзитов, так и их стоимость. Общая же их сумма за последнее десятилетие составила 113 миллиардов долларов! Израильская венчурная экосистема продолжает расти и развиваться.
Для получения дополнительной информации о компании Smartgen и созданном ей фонде обращайтесь по адресу smartgen@smartgenisrael.com. Интересуетесь израильской экономикой и венчурной экосистемой Израиля? Подписывайтесь на Telegram-канал https://t.me/s/smartgen_israel. jm