Израильский врач с минским дипломом

Профессия врача популярна у евреев испокон веков, однако поступить на соответствующий факультет в Тель-Авиве, Иерусалиме или Беэр-Шеве не так-то просто. Юлия Данович инициировала уникальную программу обучения в БГМУ, которая набирает популярность среди сабр и репатриантов

Чем привлекательна профессия врача? Взгляд финансиста

Есть у меня друг и коллега Владимир Маршак. Его работа — считать чужие деньги, а хобби — считать свои. По профессии он бухгалтер-аудитор (в Израиле такое сочетание называется «роэ хешбон»), а по призванию — филолог-путешественник. С недавних пор он начал публиковать в фейсбуке «Заметки аудитора». Один из первых материалов был посвящен ответу на сакраментальный вопрос: «Как преуспеть в Израиле, или кому живется весело, вольготно на Святой земле?» Не стану цитировать весь текст, только то, что имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего интереса: «Как и везде в свободном мире, лучше всего себя чувствуют врачи. Врач-специалист в больнице зарабатывает порядка 35—55 тысяч шекелей брутто. В любом случае я не встречал врача с израильской лицензией и полной ставкой, получавшего менее 25 тысяч брутто». На случай, если вы, как и я до знакомства с Владимиром, путаетесь в финансовых терминах, напомню: брутто (в данном случае) — сумма заработной платы до вычета налогов, разного рода страховых и социальных сборов (мас ахнаса, битуах леуми и т. п.). Сумма после отчислений называется нетто. Это та сумма, которую можно увидеть на своем счету. Разница между ними для зарплат такого уровня очень существенная: в Израиле прогрессирующая налоговая ставка, то есть чем больше получаешь, тем больше отдаешь. Итак, по мнению израильского финансиста с тридцатилетним стажем, врач в нашей маленькой, но гордой стране получает от 10 до 16 тысяч долларов. Предельная ставка подоходного налога в этом случае составляет от 35 % до 50 %, то есть врач видит на счету порядка 6,5-8 тысяч долларов ежемесячно. Этого вполне достаточно, чтобы с удовольствием жить, не опасаясь за свой завтрашний день: выплачивать кредиты и дополнительные страховки, 23 раза в год отдыхать за границей, баловать детей и внуков.

Тем не менее: кадровый голод и «старение профессии»

Понятно, что такой уровень жизни — мечта подавляющего большинства репатриантов (да и коренных израильтян), поэтому те, кто приезжает в страну с дипломом врача, стараются получить право работать по специальности. Тем более, что репутация у советской медицинской школы сложилась хорошая, устойчивая. Достаточно вспомнить, что еще в марте этого года «Вести» опубликовали статью Даниэля Штайсслингера под заголовком: «Израильская медицина в опасности: врачи из СССР уходят на пенсию». Материал опирается на текст Хилы Вайсберг из Globes. Последняя со ссылкой на данные Министерства здравоохранения Израиля утверждает, что по состоянию на 2015 год около половины пожилых (в возрасте от 55 лет) врачей Израиля обучались в Восточной Европе: порядка 8 000 врачей, т. е. многие из них, являются выходцами из соцлагеря. В целом врачи, обучавшиеся в бывшем СССР, составляют около трети всех врачей в Израиле. Другими словами, почти каждый третий работающий врач в Израиле — советский. И более половины действующих израильских врачей — люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Тридцать лет назад израильская медицина получила лучшие кадры советской школы, уже готовых специалистов. Сейчас они выходят на пенсию. Точнее, могли бы уйти на пенсию, но их некем заменить.

Острая нехватка врачей-специалистов четко видна в докладе Управления стратегического и экономического планирования Министерства здравоохранения: общая хирургия (снижение на 4 %), психиатрия (снижение на 3 %), неонатология и гинекология (снижение на 4 %), психиатры, подготовленные для работы в арабском секторе (количество врачей, способных общаться с пациентами на арабском языке, сократилось на 17 %). Очевидно: рост населения превышает рост числа врачей.

В ответ на сложившуюся ситуацию Минздрав обещает поддержку существующих медицинских факультетов, а также открытие новых учебных центров. Недавно была поставлена задача ежегодно привлекать до 950 человек к освоению медицинских специальностей.

Вот только в Израиле есть серьезная проблема с прохождением клинической практики — мест не хватает, локальные образовательные центры не всегда признаются международным сообществом (например, медицинский факультет Ариэльского университета, с точки зрения международного права, не существует, равно как и сам университет). А в довершение всего Израиль ввел мораторий на ратификацию дипломов медицинских вузов из стран, не входящих в OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development — Организацию экономического сотрудничества и развития, ОЭСР). Из бывших «советских республик» членами ОЭСР являются Чехия, Словакия и Эстония.

Мораторий: причины и следствия

При такой нехватке арабоговорящих врачей нет ничего удивительного в злоупотреблениях, связанных с оказанием некачественных образовательных услуг. Заведующий кадровым управлением Министерства здравоохранения профессор Шауль Яцив, комментируя проблему «сомнительных дипломов из Армении», заявил, что ведомство «давно выражало тревогу по поводу качества подготовки специалистов, завершивших учебу в определенных вузах за рубежом». Об этом в конце прошлого года писали «Вести», в связи с арестом 2 декабря сорока врачей и фармацевтов (в том числе и практикующих), подозреваемых в покупке дипломов в трех частных вузах Армении. В этой статье Хава Кляйн из Совета по высшему образованию в Израиле напомнила, что израильтяне нередко выезжают на учебу за границу, потому что дома учиться очень дорого и медицинских вузов не хватает. Есть также проблема с системой государственной аттестации врачей, ведь сорок арестованных медиков успешно сдали экзамены и получили соответствующую лицензию.

Все задержанные в ходе упомянутого рейда, по данным армянских источников, — израильские арабы. Об этом же сообщает израильский аналитический проект НЭП и сайт «Девятого канала». То есть проблему можно было бы назвать «нишевой», если не принимать во внимание количество израильских арабов, работающих в системе здравоохранения и обслуживающих всех без исключения жителей страны.

Парламентарии Армении обсуждали проблему качества медицинского образования. Так, местный новостной русскоязычный сайт Sputnik 4 декабря 2018 года опубликовал статью, в которой делалась попытка аккуратно защитить два частных вуза, замешанных в скандале: Ереванский университет «Айбусак» и Армяно-российский международный университет «Мхитар Гош». В частности сообщалось, что студенты этих вузов на вопрос о причинах выбора места обучения отвечали, что решающим фактором было соотношение цена-качество. По мнению учащихся, «уровень образования здесь не уступает госвузу, зато цены доступнее». В списке армянских вузов, замешанных в скандале с дипломами, фигурирует также Медицинский университет имени Святой Терезы в Ереване. Самую парадоксальную версию скандала высказал ректор Армяно-российского международного университета «Мхитар Гош» Айк Дерзян. На тот момент он был уверен, что вся медиашумиха вокруг этой истории устроена для того, чтобы «избавиться от частных вузов и полностью убрать их из системы образования», сообщал Sputnik.

В итоге израильский Минздрав принял решение ужесточить процедуру ратификации дипломов о высшем медицинском образовании, полученных за рубежом. В частности, процедура получения лицензии расширена клиническими испытаниями соискателей права осуществлять врачебную деятельность в Израиле. Кроме того, с января этого года официально признаются только дипломы, полученные в странах ОЭСР; либо документы, выданные вузами, признанными Всемирной федерацией изучения медицины (WFME), и к тому же учебный центр должен предоставлять студентам возможность прохождения клинической практики в больнице, проверенной и аккредитованной для этих целей специалистами израильского Минздрава или JCI.

Для врачей, имевших заграничный опыт, процесс получения лицензии на право деятельности в Израиле тоже довольно сложный. Он включает в себя четыре этапа:

1.    Подача заявки на доступ к экзамену на получение лицензии

2.    Прохождение государственного экзамена

3.    Получение временной лицензии

4.    Получение постоянной лицензии

Врач, успешно сдавший экзамены USMLE (USMLE STEP — 1; USMLE STEP-2ck), освобождается от сдачи государственного экзамена для получения лицензии на занятие медицинской деятельностью.

Сайт Минздрава Израиля сообщает, что врач — выпускник зарубежного медицинского факультета, получивший временную лицензию на осуществление медицинской деятельности, проработавший по меньшей мере год без перерыва в израильской клинике и получивший положительную профессиональную оценку от местного врача-специалиста, а также отвечающий всем условиям закона и постановлениям Министерства здравоохранения, имеет право на получение постоянной лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Для получения постоянной лицензии врач должен подать соответствующую заявку в отдел медицинских профессий, требующих лицензии. К заявке необходимо приложить оригинальную временную лицензию и профессиональную оценку.

Врачи из стран СНГ вне закона

Таким образом, проблемы с ратификацией дипломов возникли у выпускников всех медицинских вузов СНГ. Но такая ли это проблема для Израиля? По данным Newsru.co.il, за последние 5 лет только 18 % выпускников российских медфаков смогли сдать государственный экзамен в Израиле. В Белоруссии ситуация существенно лучше — 31 %, почти как в Италии (32 %). Поэтому мы обратились за комментарием к инициатору и координатору проекта SYD Medical Education (медицинское образование для израильтян в Белоруссии) доктору Юлии Данович.

координатор

Юлия Данович приехала в Израиль с семьей в 1996 году, росла в Араде, училась в религиозном интернате. Окончила школу в числе лучших выпускников (по всему Израилю) 2003 года. В армии была ассистенткой стоматолога, получила знак отличия за хорошую службу.
Получила степень бакалавра в Тель-Авивском университете
по специальности «Сестринское дело». Работала в больнице Ихилов (Тель-Авив) в пренатальном отделении. В 2012 году уехала в Минск и поступила на 1-й курс лечебного факультета в БГМУ на обычную программу. В 2017 году, во время обучения на 6 курсе, инициировала данный проект.

Еврейский Журнал: Вы говорили, что в Минске делаете единственный именно израильский проект. Поясните, пожалуйста, что это значит? Ведь вы также работаете и с гражданами Канады, США и Великобритании, верно?

Юлия Данович: БГМУ — это единственный университет в мире, который может похвастаться образовательным проектом в области здравоохранения, ориентированным преимущественно на израильтян и имеющим официальный статус. Конечно, можно учиться и по обычной программе с другими студентами-иностранцами. Но участники нашего проекта проходят тщательный отбор: мы анализируем результаты багрута (средний балл не менее 75, английский на уровне не менее 4 пунктов-йехидот и четко выраженное предпочтение естественным наукам) и проводим личные интервью с каждым абитуриентом. После принимается решение о допуске к экзаменам: химия, биология, английский. Обычно в иностранных вузах не смотрят на содержание багрута, просто проверяют его наличие. Мы смотрим, и очень внимательно. Описанные выше испытания — для абитуриентов шестилетней программы.

Есть еще четырехлетняя программа, предназначенная для людей, имеющих дипломы по смежным с медициной дисциплинам из ведущих университетов Израиля. Средний балл у них также должен быть не менее 75. Тоже интервью, а потом — зачисление на период ликвидации расхождения в учебно-тематических планах (то есть на 7 месяцев): это требование израильского Минздрава. Они изучают порядка 11 дисциплин в режиме интенсива. И по каждой из них обязаны получить не менее 6 из 10 баллов (общеуниверситетские требования — 4 из 10), и только после этого они будут приняты в университет на первый курс четырехгодичной программы. Участники нашего проекта выделены из общего потока иностранных студентов: у них отдельные израильские группы, не более 10 человек в каждой. В этом же формате они получают и лекции, и практические занятия. Обучение ведется только на английском языке. Расписание этим группам составляется отдельно. Мы учитываем национальную специфику: например, в пятницу заканчиваем учиться до 15:00, чтобы можно было успеть на шаббат. Мы также учитываем все еврейские праздники. У нас есть религиозные ребята — для них это принципиально. Все наши студенты живут не выше 4-го этажа, чтобы в субботу можно было спокойно спуститься и подняться. Любыми их вопросами — и личными, и учебными (например, отработка пропущенных занятий, а у нас есть требование 100 % посещаемости) — занимаемся мы, студенты могут сосредоточиться только на учебе. Мы требуем подготовить за период обучения три работы, соответствующих стандарту APA. Для студентов проекта мы специально подбираем преподавателей (из числа сотрудников университета).

Мы разработали программу подготовки к сдаче экзаменов USMLE STEP-1; USMLE STEP-2ck (включая списки литературы, программы лекционных и практических занятий). Студенты на втором году четырехлетней программы (и на четвертом году шестилетней программы) будут проходить годовой курс подготовки к USMLE STEP-1. А на последнем году каждой из программ (то есть на четвертом и шестом соответственно) — запланирован еще годовой курс подготовки USMLE STEP-2ck. Обучение проходит вечерами, параллельно с основным курсом. Начиная с первого года, мы делаем опросы и клинические дискуссии на основе вопросов и заданий из этих тестов. И, конечно, внеучебная работа с учетом израильской специфики. Особенно студентам нравится церемония вручения белых халатов в начале обучения.

А перед началом четвертого года будем вручать стетоскопы фирмы Littmann, чтобы отметить старт клинических дисциплин. В Университете есть анатомический стол 3D. Новейший симуляционный центр.

Кроме того, для наших воспитанников доступны двухкомнатные квартиры в новом общежитии. В одной квартире живут два человека, то есть у каждого своя комната. У них отдельный этаж повышенной комфортности. Спортзал. Прачечная. И цена —100 долларов в месяц. Для сравнения: квартира в Минске сегодня обойдется в 350-400 долларов.

ЕЖ: Чем вы руководствовались, запуская свой проект? Какие минусы медицинского образования в Израиле вы рассчитываете этим компенсировать?

ЮД: Образование в Израиле стоит дешевле, чем за границей. В Израиле ценник стандартный: 3 000 долларов в год. Именно это и является причиной отсутствия достаточного количества учебных мест. Выучить медика значительно дороже, чем экономиста. А руководствовалась я собственным опытом: к прекрасному желанию стать врачом в Израиле ведет очень тернистый путь. Можно и нужно создать условия, которые не отобьют это желание. Университеты Венгрии берут 20 тысяч долларов в год без общежитий — общежитий там просто нет. В Польше, Литве, Чехии — каждый год из шести стоит около 12 000 евро, а четырехгодичная — около 14 000 евро. И тоже без общежития. У нас — если человек идет на обычную программу на русском языке, то цена около 4 000 долларов в год. Но она, конечно, поднимается. На английском — 5 100 долларов. Речь про обычную университетскую программу. В проекте цена выше: вначале мы брали 8 200 долларов, сейчас 9 200, так как для учащихся проекта цена — стабилизированная на весь период обучения. Стоимость четырехгодичной и шестигодичной программ одинаковая. Вишенка на торте: на Кипре каждый год из четырех стоит… 30 000 евро. Мы изначально хотели в минимальную сумму вместить всё, что можно.

Помимо израильтян у нас учатся два студента из Канады (один — с высшим образованием из университета Онтарио), есть студентка из Шотландии и студент из Калифорнии. В Онтарио есть программа OSAP: если жители округа Торонто едут в рамках этой программы учиться за границу, то им компенсируют 50 % стоимости обучения. Мы только что помогли нашим канадцам оформить все необходимые документы.

ЕЖ: Какие «best practicies» израильского медобразования вы заимствуете?

ЮД: Мы говорим о том, что они должны получать то, что получили бы в Израиле: включая литературу, тематический план, клинико-ориентированный подход, симуляционные центры. У нас в клинике группы по 48 человек. В норме так и должно быть: от 8 до 10 человек в клинической ротации (на клинической базе), в израильской реальности: от 14 до 25. С четвертого года обучения наши студенты могут начинать ассистировать.

Заключение

Многие обращают внимание на то, что здравоохранение в Израиле — сфера очень закрытая. Пожалуй, даже более закрытая, чем оборона. И тем не менее в докладе юридического советника правительства (Дох Мевакер аМедина) 67 (!) страниц посвящены проблемам медицинского образования.

Тридцать лет назад израильская медицина получила лучшие кадры советской школы, уже готовых специалистов. Сейчас они выходят на пенсию. Точнее, могли бы уйти на пенсию, но их некем заменить. Еще не менее 7 лет понадобится, чтобы подготовить новых специалистов. Не стоит тратить время, чтобы понять причины возникновения такого разрыва. Проблема существует, и решить ее внутренними ресурсами Израиля не получится: необходимо строить экосистему подготовки врачей с учетом возможностей международных партнерств.

Едва ли стоит «ампутировать» целые страны, лучшие медицинские вузы которых наследовали методики, клинические базы, ценности и этические установки, позволившие вырастить поколение врачей, которые вот уже четверть века поддерживают репутацию Израиля как одной из всемирных здравниц. Jm