27 января 1945 года подразделения 60-й советской армии 1-го Украинского фронта освободили Освенцим. Сколько всего скрыто в этой короткой фразе из боевого донесения!
Первый период функционирования Освенцима, он же Аушвиц (до середины 1942 года) историки называют «польским» — большинство заключенных тогда были поляками. Всего через этот лагерь прошло около 150 000 поляков.
В 1942–1944 годах узников постоянно охраняло несколько тысяч эсесовцев. Сохранились анкетные данные: 3/4 имели полное среднее образование, 5% были выпускниками университетов с ученой степенью; почти 4/5 назвались верующими людьми: католиками — 42,4%, протестантами — 36,5%.
К марту 1941 года в Аушвице было уже свыше 10 000 польских узников. Именно в этот момент в лагерь впервые прибыл Гиммлер. Результатом визита стали следующие поручения коменданту Гессу:
1) расширить лагерь для приема 30 000 узников;
2) выделить 10 000 для химического производства на его территории;
3) подготовить на территории Биркенау лагерь для военнопленных.
Последнее указание непосредственно было связано с планом «Барбаросса» — подготовкой нападения на СССР. Символично, что и первый план строительства датирован июнем 1941 года и окончательно утвержден через полтора года. Именно тогда Аушвиц-2 – Биркенау был превращен в главную «фабрику смерти» для евреев Европы.
В 1941 году 1775 человек, в основном советских военнопленных, расстреляли или отравили газом «Циклон-Б». Этот опыт применения газа очень заинтересовал Гиммлера, и летом 1942-го он приехал в Аушвиц вторично, чтобы осмотреть два бункера, подготовленных под газовые камеры, в Биркенау. Тогда же эта часть Аушвица была выбрана как главный центр уничтожения.
Второй этап в истории Аушвица называют «еврейским». Он связан с Ванзейской конференцией, которая состоялась в пригороде Берлина 20 января 1942 года. На совещании обсуждалось уничтожение целого народа — «окончательное решение еврейского вопроса». Протокол конференции фигурировал на Нюрнберском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».
После Ванзейской конференции евреев европейских государств стали собирать в транзитные лагеря и отправлять в лагеря уничтожения.
Когда же в Аушвиц доставили первых жертв по программе «окончательного решения»? Бывший комендант лагеря Гесс называл две даты: конец декабря 41-го и март 42-го. Последняя дата кажется более верной. Есть свидетельства, что в феврале привезли евреев из польского Бытома. Документально зафиксировано: 26 марта в Аушвиц прибыл эшелон из Словакии. Это были первые евреи из другого государства, число пассажирок (в эшелоне были только женщины) — 999 человек. 30 марта прибывает первый эшелон из Франции; 17 июля — из Голландии; 5 августа — из Бельгии; 18 августа — из Югославии; 7 октября — из Терезина (Чехия); 1 декабря — из Норвегии. 23 октября 1943 года прибыл первый эшелон из Италии, а 2 мая 1944-го — первый эшелон из Венгрии. Всего же через Аушвиц «прошло» не менее 1 миллиона 100 тысяч евреев; не менее 900 000 — погибли. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В начале октября 1944 года в Аушвице было 2510 мальчиков и девочек, 10 января 45-го их оставалось 611.
В январе 1945 года нацисты эвакуировали из Аушвица 58 000 заключенных. Более 700 узников уничтожили буквально накануне освобождения, до которого дожили лишь около 7000 слабых и больных заключенных из 20 стран. Среди них — 300 евреев.
В нашем восприятии трагедия пятилетнего существования Освенцима и ужасающее число жертв неизбежно заслоняют многие яркие и драматические подробности короткого периода (считаные дни) боев за освобождение этого лагерного комплекса (почти 40 отделений и филиалов) и многих недель и даже месяцев борьбы за спасение жизни освобожденных узников.
Во время Висло-Одерской операции войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева Освенцим освобождали части 100-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ф.М. Красавина, а также бойцы 107-й, 286-й и 322-й стрелковых дивизий, среди которых были представители 39 национальностей.
В боях за освобождение Освенцима и Аушвица-Биркенау погиб 231 солдат и офицер Красной армии, из них 66 — непосредственно в бою за лагерь. Так что это были настоящие бои, а не просто преследование бегущего противника.
Старшим офицером, погибшим 26 января, был еврей (жестокая ирония, словно мало здесь погибло евреев в за пять лет) Семен Львович Безпрозванный, подполковник, командир 472-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии, кавалер ордена Отечественной войны 1-й степени (посмертно).
О спасенных узниках можно рассказать много, но хочется вспомнить одно имя: Отто Франк, отец погибшей Анны Франк.
Научно-просветительный Центр «Холокост» в 2016 году разработал и начал осуществлять проект «Страницы судеб: поиск личных свидетельств воинов-освободителей нацистских лагерей смерти и гетто». Начало было положено выставкой «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», которая впервые прошла в Госдуме РФ 27 января 2015 года, а затем побывала во многих городах России.
Проект не ограничивается поиском имен только участников освобождения Освенцима. Красная армия освобождала лагеря Майданек, Штутгоф и другие, еврейские гетто в Калуге, Будапеште и во многих мелких населенных пунктах на территории СССР и Восточной Европы. В тесном взаимодействии с российскими педагогами, краеведами, военными историками, журналистами и коллегами в США, Израиле, Польше, Германии, Беларуси мы хотим узнать, кто освобождал лагеря и гетто и погиб, как сложились судьбы выживших, кем они стали.
Вот еще некоторые сведения об освободителях Освенцима, которые удалось собрать:
Магомет Танкаевич Танкаев (1919–1998) — подполковник, командир 460-го полка 100-й стрелковой дивизии. Позже генерал-полковник, первый зам. командующего Воздушно-десантными войсками, командующий Северной группой войск Варшавского договора. Его именем названа улица в столице Дагестана и установлен памятник.
Николай Аркадьевич Абазов (1920–1991), уроженец Грозного. В январе 1945-го — майор, заместитель командира 460 -го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии. Награжден орденом Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. На фронте женился на лейтенанте медслужбы Анастасии Филипповне, которая помогала раненым в бою за Освенцим. Ныне А.Ф. Абазова живет в пос. Володарский Московской области. Именно она помогла уточнить имена солдат и офицеров 100-й дивизии по сохранившимся у нее фотографиям.