Свадьба – это всегда одно из самых важных событий в жизни. Считается, что, найдя свою пару, человек становится целостным, а сам союз – священным. С юных лет девочки смотрят на невест и ставят себя на их место, мысленно планируют свою свадьбу, любуются фотографиями в журналах и слушают разговоры взрослых про свадьбы, учатся у мам вкусно готовить и создавать уют в своем доме. Мальчики созревают к свадьбе по-своему, стараясь максимально осознанно подойти к новому этапу своей жизни, ведь после свадьбы они будут нести ответственность не только за себя и свою половинку, но и за свой новый еврейский дом.
Подготовка к еврейской свадьбе начинается сразу после слов «я согласна». Первым делом счастливая пара идет к раввину, который дает разрешение на проведение хупы. Здесь необходима проверка документов, подтверждающих, что молодой человек и девушка являются алахическими евреями. Когда все документы проверены и разрешение получено, то юноше и девушке назначается отдельно раввин и авторитетная женщина, обычно жена раввина, для занятий по подготовке к свадьбе и супружеской жизни, также молодые обращаются за помощью к специальному организатору еврейских свадеб.
Первая особенность, с которой сталкивается пара при обсуждении свадьбы, – это дата хупы. Есть календарные дни, связанные с определенными событиями, в которые нельзя ставить хупу. Есть дни, которые считаются наиболее благоприятными для семейной жизни. Есть еще финансовый вопрос, который может немного отодвинуть свадьбу, чтобы пара могла накопить необходимую сумму. И обычно, учитывая все эти и другие особые моменты и после консультации с раввином, дату свадьбы назначает невеста.
Далее следуют обычные мероприятия – сделать и разослать приглашения, забронировать ресторан, разработать меню, выбрать фотографа и ведущего вечера, продумать концепцию свадьбы – стиль нарядов жениха и невесты, их друзей и подруг, украшения для балдахина, для кресла невесты, для комнаты уединения жениха и невесты после основной части хупы; заказать машины, продумать размещение гостей и развлечения во время праздничного ужина. Все это необходимо спланировать и организовать, как правило, очень быстро, ведь обычно от помолвки до свадьбы проходит всего несколько месяцев. В Москве небольшой выбор еврейских ресторанов, но часто можно договориться с понравившимся местом о том, чтобы провести праздник у них, воспользовавшись услугами кошерного кейтеринга.
За неделю до свадьбы жених и невеста обычно не встречаются друг с другом, а общаются по телефону или мессенджерам. Невесту в это время сопровождает ее подруга или мама. Если пара уже выбрала семейное гнездышко и начала его обустраивать, они стараются появляться там таким образом, чтобы не встречаться друг с другом.
Суббота накануне свадьбы является важным днем для пары, когда они устраивают посиделки – жених с друзьями, невеста с подругами, – на которых они общаются, гости веселят жениха и невесту, поют, рассказывают интересные истории. Часто до свадьбы жених и невеста делают отдельные друг от друга фотосессии – каждый со своими друзьями.
Ко дню хупы накал страстей уже высок. И девушка, и молодой человек часто нервничают, переживают о том, как все сложится, и здесь им необходима поддержка их семьи, друзей, организатора свадьбы, который отвечает за все то, что будет происходить в их самый важный день, и, конечно, раввина, который обычно встречается с обоими накануне хупы для беседы.
День хупы – это очень сложный, но и очень счастливый день. Жених и невеста обычно постятся, привнося в радость и суету этого дня ноту серьезности и ответственности. Ктуба – своеобразное свидетельство о свадьбе, содержащее условия брачного договора – уже составлена раввином и будет привезена им на свадьбу в специальном чемоданчике с остальными принадлежностями.
Принято, чтобы жених и невеста дожидались начала основной части свадьбы каждый в своей комнате, а гости в это время общаются с ними и иногда (в зависимости от традиции) для них организуется небольшой фуршет. Невеста обычно сидит на большом, красивом кресле, а гостьи подходят к ней с поздравлениями и пожеланиями, взамен получая от нее благословения. Жених в это время заслушивает ктубу, которую затем подписывают свидетели. После этого он в сопровождении мужчин подходит к невесте и покрывает ее голову белым платком. Этот платок она снимет только в конце основной церемонии хупы, перед уединением со своим мужем.
Под хупу – сам балдахин – невесту и жениха ведут по отдельности их родители или, если родители по каким-то причинам не могут присутствовать, знакомые почетные пары, причем мужчины сопровождают жениха, а женщины – невесту. Под хупой жениха и невесту уже ждет раввин.
После того как невеста подходит к балдахину, она семь раз обходит вокруг жениха, а за ней, помогая ей с платьем, следуют ее мама и мама жениха. Затем она встает рядом с женихом, справа от него, и начинается самая главная часть свадьбы.
Хупа является важнейшим духовным ритуалом, и ее планированием и проведением нужно заниматься только в тесном сотрудничестве с раввинами и специальными свадебными организаторами, потому что еврейские свадьбы имеют большое количество важных нюансов и тонкостей. Мало того, в зависимости от течения и общины, к которым принадлежит пара, этих особенностей может быть еще больше, и узнать о них можно только от компетентных людей.
Есть довольно много обычаев, связанных с хупой, один из которых такой: невеста печет большую халу для того, чтобы их совместная жизнь после хупы была счастливой. Ломтики этой халы невеста раздает гостям на свадьбе за праздничным столом вместе с благословениями и пожеланиями. Забегая вперед, скажем, что жених на своей половине зала сам наливает гостям особую рюмочку лехаим и тоже желает им всего наилучшего.
Приглашения на свадьбу обычно пишутся на 2 языках – на иврите и на языке страны. И, если свадьба организуется родителями, в этих приглашениях текст пишется от имени родителей: что родители имеют честь пригласить вас на свадьбу своих детей.
Хупа – это собственно, сам балдахин, под которым проходит религиозная церемония. Обычно хупа проводится под открытым небом. Балдахин иногда выполняется на заказ, и тогда он может украсить дом жениха и невесты после свадьбы. Часто подарком жениху от семьи невесты является талит, который тоже может послужить хупой, для чего его прикрепляют к четырем стойкам и держат в руках всю церемонию.
Подойдя к хупе, жених обычно надевает китл и в нем ждет невесту. Китл – белый халат – это одежда, которую принято надевать на Йом Кипур, и она символизирует очищение и чистоту намерений.
Ктуба – это своеобразный брачный контракт, в котором говорится о том, кто именно вступает в брак и какие обязательства они на себя принимают. Как правило, мужчина берет на себя обязательства по обеспечению жены, а женщина – любить, уважать и заботиться о муже.
Кольцо для свадьбы должно быть цельное, золотое, без надписей и камней, и оно должно быть куплено женихом или, если это семейная реликвия, оформлено таким образом, чтобы подтвердить то, что оно находится в собственности у жениха. Кольцо обычно надевают на указательный палец правой руки невесты, но в дальнейшем носить его она может на любом пальце.
Сам ритуал состоит из нескольких частей. Сначала раввин, ведущий церемонию, произносит два благословения-обручения над бокалом вина, после чего жених и невеста отпивают из этого бокала. Далее жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит благословение-посвящение жены. Затем раввин зачитывает ктубу и передает ее жениху, а жених передает невесте. После этого необходимо прочитать семь благословений над другим бокалом вина, и для этого приглашаются особо важные гости-мужчины.
Очень важным и необыкновенно трогательным моментом является воспоминание о разрушенном Храме, в память о котором жених должен разбить каблуком специальный стакан, положенный на пол к его ногам. На этом ритуальная часть закончена, и гости отправляются на банкет.
А что же жених и невеста? Их провожают в специальную комнату для уединения, чтобы они могли наконец пообщаться друг с другом, перекусить и обменяться впечатлениями. Это тоже очень важный ритуал, за которым следят два свидетеля. Они закрывают снаружи комнату на ключ и ждут определенное время, давая возможность паре побыть вдвоем. После завершения уединения жених и невеста присоединяются к гостям для трапезы и веселья.
Для танцев существует тоже много интересных обычаев, которые зависят от того, к какой общине относятся жених и невеста. Все слышали и видели танец Хора, когда новоиспеченных мужа и жену поднимают на стульях на их половинах зала, они держатся за концы платка и так они танцуют друг с другом, возвышаясь над гостями, как царь и царица. В Израиле в некоторых ортодоксальных общинах есть особый танец с невестой – когда невесту приглашают на мужскую половину, где она стоит, а вокруг нее танцуют гости, радуясь и веселясь от души этому замечательному событию – появлению новой еврейской семьи.
После трапезы снова произносят семь благословений, и они будут произноситься еще целую неделю, ведь празднование свадьбы будет продолжаться 7 дней, уже не с таким размахом, конечно, а чаще всего в формате праздничных застолий в домах друзей и родственников.
Очень важно, чтобы во время подготовки к хупе, в течение самой хупы и после нее были соблюдены значимые традиции и ритуалы вплоть до мельчайших деталей, поэтому все этапы и моменты хупы необходимо обговаривать с авторитетным раввином и специалистом по организации еврейских свадеб.
Благодарим Марину Дышко, свадебного координатора и организатора в WedAngels, за консультацию при подготовке статьи.