Перед Песахом в Еврейском культурном центре Уфы на улице Блюхера столпотворение: собирают и раздают праздничные наборы. Тысяча наборов разлетелась в считаные дни. По неофициальным данным, в Башкирии живет больше 8 000 евреев, и практически каждый рано или поздно приходит в общину. Главный раввин Башкирии, посланник Любавического Ребе Дан Кричевский не видит в этом ничего странного: любой человек однажды возвращается к своим корням
Долгая история
Статистика по иудейскому населению Башкирии появилась в середине XIX века. Тогда в Уфе жили всего две еврейские семьи: одна из ссыльнопоселенцев, перебравшихся из Сибири, другая из мещан Могилёвской губернии, неведомо как оказавшихся на Урале. Впрочем, ситуация очень скоро изменилась: при Александре II евреи всё чаще стали селиться вне черты оседлости. К 1897 году в Уфимской губернии насчитывалось уже 720 лиц еврейской национальности, практически все горожане — жители Уфы, Стерлитамака, Белебея, Мензелинска, Златоуста.
Первый еврейский молитвенный дом появился в Уфе в 1855 году: он был предназначен для отправления религиозных потребностей кантонистами и проезжими еврейскими купцами. А в 1896-м в городе открылась официальная синагога. Община обретала всё большее влияние: к началу Первой мировой войны ее представители состояли в уфимской городской управе, а в городских адрес-календарях еврейские праздники упоминались наряду с христианскими.
В 1915 году Уфу наводнили беженцы из западных областей России, и еврейское население города резко выросло. Община, получив разрешение властей, на собственные деньги стала строить новую каменную синагогу рядом с деревянной. Главным организатором сбора средств был двухметровый красавец Мендель Янкелевич Буждан, внук раввина и сын николаевского солдата, перебравшийся из Астрахани с восемью детьми.
Великолепное здание синагоги, сочетавшее в своем убранстве элементы классицизма, барокко, модерна, византийского и неорусского стилей, стало одной из городских достопримечательностей. Вокруг нее, в пределах нынешних улиц Валиди, Цюрупы, Революционной и Зенцова, образовался целый еврейский квартал. В двухэтажном школьном здании рядом с новой синагогой располагался хедер, жили служители синагоги и учителя. Помещение старой деревянной синагоги переоборудовали под богадельню, где бесплатно проживали старики. Здесь же была миква и работал резник. На углу нынешних улиц Свердлова и Карла Маркса стоял кошерный мясной магазин. Примыкавшие к синагоге Электрический переулок, Большую Успенскую, Бекетовскую и Каретную улицы весь город звал «еврейскими». Состоятельные же евреи селились на более фешенебельных Центральной, Большой Казанской, Александровской улицах. Они тоже принимали активное участие в жизни общины, оказывали материальную помощь в ее делах.
Революция 1917 года разрушила и этот маленький мирок. В 1919 году при Уфимском губкоме РКП(б) была создана комиссия по окончательной ликвидации еврейской общины: большевики считали ее оплотом реакции, мешавшей привлечению еврейских трудящихся масс к революционной борьбе. Было запрещено изучать священные книги, а в 1930 году здание синагоги опечатали. 12 свитков Торы, две серебряные скрижали и иное имущество сохранили представители общины. Позднее, в конце 1940-х, реликвии тайно закопали в еврейской части Ивановского кладбища, спасая от конфискации.
В каменном здании синагоги с шестиконечными звездами Давида на витражах разместился клуб имени одного из руководителей местного НКВД Матвея Погребинского. Позже здание перешло русскому драматическому театру, а затем — Башкирской государственной филармонии. «Даже сейчас, когда заходишь в этот дом, сразу понимаешь, что это синагога, — говорит главный раввин Башкирии Дан Кричевский. — Молельный зал, женский балкон, ниша… Может быть, здание когда-нибудь вернется в общину».
Ограничения и запреты, с которыми еврейская община столкнулась в послереволюционные годы, для Кричевского — часть семейной истории. Его прадед по отцовской линии Зеев Вольф Штейнгард 22 года провел в ссылках за приверженность иудаизму. В 1972 году семья Кричевских уехала в Израиль, стойко выдержав все испытания. Сам рав Дан родился уже в Эрец-Исраэль, но, став взрослым, вернулся в Россию, чтобы возвратить общину евреям.
«Все мы находимся в пути к Б-гу»
Со своей женой Ханой Кричевский познакомился в Израиле. Она тоже была из семьи репатриантов из Нижнего Новгорода. Молодая семья почти сразу засобиралась в Россию. «Мы понимали, что не ищем, где лучше жить и как лучше кайфовать, — рассказывает Кричевский. — Мы хотели распространять иудаизм там, где жили наши предки. В Уфе на тот момент не было ни синагоги, ни официальной общины; значит, нам надо было именно туда».
Кричевские приехали в Уфу 21 год назад, в канун Песаха: в Израиле уже вовсю шел купальный сезон, а в Башкирии еще лежал снег. «Да и вообще, — признается Кричевский, — Уфа начала 2000-х была не особенно комфортной для жизни». Но молодую чету это не смутило. «У нас была миссия, — говорит рав Дан. — Мы должны были сделать место удобным для жизни евреев и не только. А значит, бери лопату и начинай работать».
Еврейская жизнь в Уфе не заглохла за годы советской власти, но синагогу и другие важные общинные институты требовалось создавать с нуля. После долгих дискуссий историческое здание на улице Гоголя осталось в собственности филармонии, а общине выделили участок для строительства в центре города, на улице Блюхера. «Мэр из своего окна видит синагогу», — с удовольствием констатирует Кричевский. Проектом здания нового общинного центра и строительством занимались местное бюро «Архпроект» и его главный архитектор Леонид Дубинский. Стройка шла пять лет. 13 апреля 2008 года в присутствии главного раввина России Берла Лазара, мэра Уфы Павла Качкаева и рава Дана Кричевского новый общинный центр открылся. «Еще 20 лет назад невозможно было представить, чтобы в центре Уфы была построена такая прекрасная синагога, — сказал раввин Берл Лазар на церемонии открытия. — Это безусловное подтверждение того, что евреи здесь чувствуют себя комфортно, чувствуют уважение к своей религии».
Здание привлекает взгляд необычной архитектурой: крыльцо в сочетании со стеклянной башенкой на крыше образует на фасаде звезду Давида, а молельный зал целиком освещает свет, проникающий сквозь звезду на фасаде. В здании площадью около 7 000 кв. м, помимо синагоги на 250 мест, разместились средняя школа, детский сад, спортивный комплекс, бассейн, мужская и женская миквы, библиотека, конференц-зал, Музей памяти жертв Холокоста и медицинский центр. Сегодня это один из самых крупных еврейских центров в Европе.
Новый общинный центр собрал под одной крышей все институты общины. Кричевский считает это принципиально важным: «Евреи города знают, что у них один адрес. Пожилой человек идет на молитву и слышит, как поют дети в детском саду; это его радует, вдохновляет, освещает жизнь. А ребенок видит, как дедушка идет молиться, и тоже вдохновляется, потому что понимает: он станет старше и также пойдет этим путем».
Люди потянулись в синагогу и общинный центр с первых дней. Рав Кричевский уверен: ими движет потребность приобщиться к корням, свойственная каждому человеку. «Люди в какой-то момент осознают, что они евреи и что еврейство — это не просто название и право на репатриацию, а особая культура, — рассуждает раввин. — Ты приобщаешься к ней, а значит, соблюдаешь правила — как питаться, как одеваться, как общаться. Так ты шаг за шагом приближаешься к Б-гу».
В молельном зале разместилась библиотека священных книг на русском и на иврите. Правда, большинство приходящих сюда иврита не знают, но раввин не видит в этом проблемы: «Б-г понимает молитвы на русском и даже на башкирском», — улыбается он. Рав Дан уверен: ценен каждый шаг на пути к своим корням и к истине. «Есть люди, которые не ходят в синагогу, но читают молитву дома. Значит, они идут по своему пути, — рассуждает он. — Кто-то просто отказывается от свинины — для него это становится первым шагом. Так, шаг за шагом, каждый идет вперед. Кем бы ты ни был и как бы далеко ни прошел, ты всю свою жизнь находишься в пути к Б-гу».
Чтобы день прошел не зря
Дан Кричевский верит, что человек создан для счастья и добра: «Люди живут хорошо, если есть душевное удовлетворение, спокойствие, гармония». Ту миссию, с которой приехал в Уфу 21 год назад — сделать жизнь людей приятнее и радостнее через приближение их к Творцу, — он исполняет и сегодня, просто сфера его внимания расширилась. Например, при общине уже много лет работает благотворительный фонд «Хэсэд-Лея», который помогает пожилым людям. В какой-то момент руководство общины решило: помощь нужна не только пожилым. «Несправедливо было бы отказывать более молодым людям: у них впереди долгая жизнь, которую мы можем сделать лучше», — объясняет Кричевский. Сейчас малоимущие семьи получают в общине горячие обеды, продуктовые наборы, медицинскую помощь. Благодаря московским друзьям в общинном центре появился стоматологический кабинет, бесплатный для малоимущих, учеников общинной школы и малышей из детского сада. А три года назад в общинном бассейне заработали реабилитационные программы для детей с ДЦП. В общине, к счастью, никто не страдает этим недугом, но Дан Кричевский уделяет программе особое внимание, ведь она необходима. «Я много встречаюсь с людьми, и мне доводилось разговаривать с родителями деток с ДЦП, — рассказывает раввин. — Я видел перед собой молодых людей, у которых в глазах не было радости, и понимал, что мы должны им помочь».
Бассейн общинного центра пользуется большой популярностью и среди местных мусульман. Как в иудейской, так и в мусульманской традиции мужчины и женщины купаются отдельно. В городских бассейнах подобные программы не предусмотрены, зато в общинном для мужчин и женщин отдельные часы — и в это время сюда приходят не только иудеи. Никаких конфликтов не бывает.
Еще одним крупным проектом стал «Родительский дом» — дом престарелых, где пожилым людям, нуждающимся в помощи, обеспечен круглосуточный уход и медицинское наблюдение. В здании есть всё для комфортной жизни: от библиотеки и салона красоты до гидромассажа и кабинета физиотерапии. Главная задача центра — сохранить у пожилых людей радость жизни и чувство самоуважения. «Часто умирают не от болезней, а от нежелания жить, — рассуждает рав Кричевский. — Пожилые члены семьи видят, что их родным тяжело, чувствуют себя обузой, и это разрушает их. В пансионате они получают всю необходимую помощь и не ощущают себя одинокими». Пожилые люди могут перебраться сюда и на короткое время — например, пока их родные в отпуске. На услуги пансионата нет фиксированных цен: кто может, платит больше, нуждающиеся получают скидку или не платят вообще.
На очереди у Дана Кричевского еще один масштабный проект: реабилитационный центр для детей с ДЦП, где семьи будут получать консультации врачей, массаж, физиотерапию. Тут же откроется маникюрный кабинет, где матери смогут отдохнуть и навести красоту, пока дети на процедурах.
Людям нравится быть добрыми
Разумеется, все эти проекты требуют значительных вложений. Но поиск финансирования Дан Кричевский считает самой простой из своих задач. Он твердо знает: если помощь нужна, она придет, и непременно вовремя. «Нас поддерживают главный раввин России Берл Лазар и президент ФЕОР раввин Александр Моисеевич Борода, — рассказывает он. — В строительстве общинного центра помог большой друг и партнер общины наш земляк Евгений Швидлер, он нас всегда поддерживает. С «Родительским домом» помогала компания «Роснефть» и многие другие. Неизменное содействие оказывает общине глава Башкирии Радий Хабиров. Нас вообще поддерживают самые разные люди: и евреи, и неевреи. Просто они видят, что мы реально оказываем помощь тем, кому она нужна, и с удовольствием присоединяются. Люди хотят быть добрее, им это нравится. Тренер, который раз в месяц бесплатно ведет в нашем бассейне занятия для детей с ДЦП, к концу дня чувствует себя счастливым. Потому что человеку это нужно — делать добро».
Для самого Кричевского нести в мир добро божественного света — миссия, можно сказать, наследственная. «Пока мы живем, надо по максимуму оправдать то доверие, которое нам дал Всевышний, и достигнуть тех целей, которые Он поставил перед нами, — сказал раввин в интервью на канале «Уфа-ТВ». — Эта цель — сделать мир лучше, чем он был до нашего рождения. К Всевышнему не пойдешь после смерти с отчетом, сколько я выпил, закусил и сколько был в бане. Мой прадедушка говорил, что, если день прошел, а ты не сделал никому добро, ты пропустил этот день, ты его профукал».
Конечно, в общину приходят не только в трудные времена. Здесь шумно и весело справляют еврейские праздники, знакомятся, создают семьи. 18 лет в еврейском общинном центре работал клуб знакомств, где бессменной шадханит — свахой — была Раиса Абрамовна Рубашкина. «Сваха — это не работа, а характер, состояние души, — улыбается рав Кричевский. — Раиса Абрамовна знала всё обо всех, у кого какой характер, и всегда удачно предлагала шидух. Наверное, 50-60 семейных пар состоялось благодаря ей».
Для тех, кому задумываться о шидухе пока рано, работает молодежный клуб EnerJew. По воскресеньям подростки собираются в синагоге, общаются, беседуют о еврейской традиции и, конечно, веселятся — на шаббатонах, встречах с другими еврейскими молодежными клубами и просто на вечеринках. «Это не учеба, а развлечение, — говорит Дан Кричевский. — Ребята могут послушать лекцию и пойти, например, на батут или на каток. Так они понимают, что быть евреем, соблюдать традицию — это не следование какому-то скучному своду правил: это весело и интересно. Быть евреем — это клево!»