Экскурсия в прошлое приоткрывает будущее. Автора лучшего сочинения о школе будущего ждет награда от «Аудит Груп»
Глава консалтинговой компании «Аудит Груп» Борис Любошиц финансирует уникальный проект, в рамках которого школьники посещают открывшуюся в Еврейском музее выставку «История российского образования». После экскурсии он обсуждает с учителями и школьниками увиденное и предлагает детям написать сочинение о школе будущего. Автор лучшей работы получит награду от компании. Как и почему родился этот проект, каковы его перспективы, подойдет ли он ученикам ешив, почему успешный бизнесмен заинтересовался сферой, казалось бы не связанной с его бизнесом и профессиональными интересами.
В эпоху интернета и интерактивных приложений традиционный учитель у обычной классной доски становится чуть ли не анахронизмом. Реформу образования не обсуждает только ленивый. Пока идут споры, глава «Аудит Груп» Борис Любошиц решил повести школьников в Еврейский музей на выставку «История российского образования».
— Я считаю, ее должны увидеть как можно больше учителей и учеников. Человек всегда должен понимать, что и зачем он делает, зачем ему это надо. Хочется, чтобы сегодняшние школьники понимали, зачем и чему они учатся. Чтобы, заканчивая школу, дети были готовы к взрослой жизни и не спрашивали, что и зачем делать. У них должен быть только один вопрос: «Как это сделать наилучшим образом?» Причем важно, чтобы дети приезжали именно с учителями. Ведь без них процесс обучения невозможен. Учителя тоже должны хотеть расти, развиваться и осваивать новое.
Есть и другие причины, почему глава «Аудит груп» стал оплачивать школьные экскурсии на эту выставку. Казалось бы, консалтинг и образование очень далекие друг от друга сферы деятельности. Но по словам Бориса Любошица, который работает с разными компаниями и помогает им развиваться, бизнесу нужны грамотные управленцы — люди, умеющие ставить перед собой ближайшие и далекие цели и видящие, каким путем можно достичь желаемого.
— Иными словами, — говорит он, — грамотные управленцы должны четко формулировать проблему и видеть, к чему приведет то или иное их усилие, видеть перспективу – то, ради чего это делается. Что невозможно без хорошего образования. Оно подразумевает знание прошлого и видение будущего. Выставка в Еврейском музее как раз помогает увидеть, как в России передавали знания, как изменялись требования к знаниям по мере изменения страны.
Кстати, о выставке глава «Аудит Груп» узнал от раввина Александра Бороды. Оказалось, что рав Александр и бизнесмен думают в одном направлении. Так родился «экскурсионный» благотворительный проект.
На выставке посетителям рассказывают, какие предметы изучали школяры в средние века, каким было школьное расписание Пушкина, какие дисциплины появлялись и какие исчезали в зависимости от происходящих в России изменений, когда исчезло разделение по гендерному признаку. Благодаря выставке можно увидеть, как система образования связана с развитием страны.
Борис Любошиц не только финансирует походы в музей. После экскурсии он вместе с детьми и учителями обсуждает увиденное, а затем предлагает ученикам написать сочинение о школе будущего. Автора лучшей работы ждет награда от «Аудит Груп».
— Я говорю: вы узнали, каким было образование в прошлом, знаете, как оно устроено сегодня. Подумайте же, каким оно должно стать завтра.
Проект начался совсем недавно, и пока что выставку посетила только одна школа – электростальская СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов. И дело не только, что в ней Борис Любошиц учился. Он теперь над ней шефствует. По его словам, директор этого учебного заведения не боится изменений и нововведений. В школе работают летние математические курсы и программа «Хочу в физтех». В рамках программы раз в неделю детям лекции по физике читает преподаватель МФТИ. И учителя не испугались конкуренции. Одним словом, школа охотно откликается на новые веяния и вдумчиво готовит учеников к взрослой жизни. Отлично, если на экскурсию приходят такие подготовленные дети. Если же выставку посетит обычная школа, возможно, экскурсия станет стимулом к изменениям, учителя и дети захотят понять, к чему надо стремиться и что для этого надо сделать.
Так или иначе это соотносится с принципами еврейского образования.
— В иудаизме раввин не наместник Всевышнего, а учитель, который помогает ученикам. Он не ставит оценки и не выгоняет из класса. Такая модель применима и в современной школе. Учителя должны пользоваться авторитетом не потому, что они старше и их назначили, а потому, что больше знают и умеют передавать знания, — считает Борис Любошиц.
К участию в проекте планируется привлечь 100 школ из 20 подмосковных городов. Кроме того, к нему проявили интерес школа из Петербурга и несколько московских средних учебных заведений.
Подойдет подобная экскурсия и ученикам ешивы, хотя они нацелены не столько на карьерный рост, сколько на многолетнее изучение Талмуда. По мнению Бориса Любошица, знание светских наук, умение разобраться в светской литературе, математике, физике, истории, географии станет для них только огромным плюсом.
Выставка интересна любым посетителям независимо от их религиозных убеждений. Главное ее достоинство – интерактивность.
— Судя по отзывам, учителям все очень понравилось, а дети так вообще не хотели уходить и были готовы тут же пройти всю экскурсию заново – от начала до конца. Современные школьники погружены в гаджеты, и в Еврейском музее им предложили специальные очки и микрофоны, которые надо прикладывать к экспонатам, чтобы те «заговорили». Видели бы вы их лица в этот момент!
Еще одно преимущество – возраст экскурсоводов. Одно дело, когда с детьми разговаривает человек, намного их старше, и совсем другое – если знания передает почти их ровесник и разница в возрасте всего 10-15 лет. Он говорит на их языке, поэтому и слушают его с бОльшим интересом.
Еще один интересный момент – детям предложили активно участвовать в экскурсии. Им задавали вопросы, озвучивали цитаты, и экскурсанты должны были угадать литературных героев, российских государственных деятелей, назвать имена ученых.
Знаменательно, что выставка об истории образования открылась именно в Еврейском музее.
— Это не только музей. Это еще и Центр толерантности. Мы хотим, как нам было завещано, нести доброе и вечное всем людям, показывать им то, что мы знаем, делиться с ними знаниями. Так происходит и в семье, и в школе. У образования и воспитания есть общая главная характеристика – непрерывность. Ребенком надо заниматься ежеминутно. И если он не хочет учиться – это не его, а наша вина. Родители и учителя должны научить младшее поколение ставить цели. Когда сформированы правильные ценности и цели, ребенок обязательно поймет, что ему нужно образование, — уверен Борис Любошиц.