Любим Израиль, живем в Москве

Александр пришел к соблюдению заповедей самостоятельно, в поисках ответов на насущные вопросы. Сара некоторое время выбирала между научной карьерой и браком. Результат налицо – крепкая семья и успешные молодежные проекты.

«Главный в семье – муж. Так и напишите!»
Семейство Кац на прогулке

Саша

«Главный в семье – муж. Так и напишите!» – так Сара первой начинает нашу беседу.

Саша Кац родился на Южном Урале, в Магнитогорске, а когда ему исполнился год, семья переехала в Оренбург. Там он провел следующие 17 лет жизни, после чего уехал в Израиль, где жили практически все его родственники, кроме родителей. Через несколько лет родители последовали за сыном. Первые полгода в Израиле Саша провел в кибуце между Беэр-Шевой и Эйлатом, после чего переехал в город Арад и, проработав год в гостинице на Мертвом море, призвался в армию. Отслужив в израильских ВВС, он даже получил знак отличия как «образцовый солдат». К этому времени родители уже репатриировались, и, демобилизовавшись, Саша переехал к ним в Ашкелон и поступил учиться в местном филиале

Из бизнеса – в ешиву

Александр Кац учился в «Толдот Йешурун» под руководством раввина Бенциона Зильбера. Живя в Израиле, работал в сферах логистики и бизнеса. Кац руководит образовательными молодежными проектами для юношей, администрирует сайт «Тора ми-Цион» и учится в колеле. Своим девизом он считает слова Торы: «Открой Творцу отверстие, подобное игольному ушку, и Всевышний откроет тебе целый мир».

У семьи Кац пятеро детей.

Университета им. Бар-Илана. Успешно окончив факультет логистики, он устроился на работу по специальности. Ну и (вероятно, чтобы не скучать) параллельно завел собственный бизнес – магазин детских игрушек и сладостей. Занимался он и инвестициями в России. Подчеркнем, что все это он успел еще до свадьбы – потому что после свадьбы началась совсем другая жизнь. Хотя на самом деле первые серьезные изменения произошли еще тогда, когда Саша пошел в ешиву. Было ему 29 лет.

Сара

У Сары Кац – в девичестве Грушевской, по ее словам, «все намного короче и проще». Родилась она в Москве. Когда ей было три года, ее мама стала вести еврейский образ жизни. Поэтому с первого класса она училась в школе «Эц Хаим», в которой с первого дня работала мама. Причем пошла Сара туда в пять лет, потому что на самом деле ее хотели отдать еще в еврейский детский сад, но что поделаешь, если в те годы такого садика еще не было. Изначально планировалось, что Сара просто останется на второй год в первом классе, но она оказалась такой способной ученицей, что в результате уже в 15 лет окончила школу с медалью.

Специалист по еврейской этике

Сара Кац училась в школе «Эц Хаим» и в РГГУ.

В 2008 году возглавила студенческий проект при организации «Тора ми-Цион». На сегодняшний день Кац — руководитель образовательных проектов для молодежи в Центре еврейского образования «Тора ми-Цион». Она преподает основы иудаизма и еврейскую этику, а также занимается подготовкой невест и консультированием женщин по вопросам семейной гармонии.

Покидать дом в столь раннем возрасте Сара не хотела, и поступила в РГГУ, получив там вторую степень сразу на двух факультетах – истории искусств и иудаики. Параллельно Сара каждый год ездила в Иерусалим, в религиозное заведение «Неве Йерушалаим». Когда наконец она решила остаться поучиться в этом заведении основательно, сбылась ее мечта, но другая – она вышла замуж.

Религия

На вопрос, кто поспособствовал тому, что Саша стал религиозным евреем, он однозначно отвечает: «Я сам!»

Считается, что таких евреев, самостоятельно пришедших к соблюдению Торы, всего три процента, хотя, по признанию Сары, она кроме мужа таких не видела вообще. А начиналось все с того, что он пришел в гости к своим знакомым – семье, соблюдающей традиции, в Ашкелоне. Кроме Саши среди гостей была одна еще более соблюдающая семья. И вот глава этой семьи спросил Сашу: «Как давно стало известно, что Земля – круглая?» Саша сказал то, чему его учили в школе, а в ответ услышал цитаты из более ранних источников – из Талмуда и Зоара. Также ему посоветовали почитать о научном знании у евреев на израильском сайте Hidabroot рава Замира Коэна. Вернувшись домой, Саша немедленно прослушал лекцию «Тора и астрология», после чего стал слушать лекции с сайта три раза в день. «Я всегда знал, что я еврей, но тут решил собрать доказательства того, что Тора – от Б-га». Так постепенно он надел кипу и пошел серьезно учиться.

Знакомство

Познакомил Сашу с Сарой рав Александр Хмельницкий, представив Сару как прекрасную девушку, подходящую для коэна. «Есть только одна проблема: она сейчас в Израиле, но через три дня возвращается в Москву», – сказал рав. «Если это мое – значит, мое. В крайнем случае, можно будет съездить продолжить знакомство в Москве, не проблема», – ответил Саша.

Каждый раз переезд был сопряжен с рождением нового ребенка.
Кацы на передышке

Что характерно, за полчаса до этого кандидатуру для встречи предложили лучшей подруге Сары – Эстер, с которой они вместе должны были улетать через три дня, и Сара целый час над ней подтрунивала: «Разве серьезно знакомиться за три дня до отъезда?» Но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Со стороны Сары в роли свахи выступала Беата Виткина, и, возможно, в успешном исходе этого знакомства ее роль оказалась решающей. «С тех пор при каждой встрече я говорю ей «спасибо»», – подчеркивает Саша.
Встретились они в холле гостиницы у въезда в Иерусалим. Это традиционное место первой встречи многих религиозных пар. «Мне сказали, что там будет молодой человек в черной шляпе. С моим-то зрением мне пришлось выбирать одного из пятидесяти!»
Встреча продолжалась пару часов, после чего им захотелось встретиться еще раз. И так как времени до отъезда Сары у них оставалось немного, встречу назначили на следующий день. Первые встречи больше походили на беседы на общие темы, в ходе которых у них нашлись и общие интересы.
На третий день у Саши уже возникло какое-то понимание, что их знакомство как минимум стоит продолжить, и он приложил все возможные усилия к тому, чтобы Сара задержалась еще на какое-то время. И в конце концов Сара осталась еще на неделю. Они воспользовались этой возможностью, чтобы провести шаббат у друзей Сары – у семейства Якобсон. Пообщавшись за столом, они пошли гулять после третьей трапезы, но, вернувшись, обнаружили, что дверь заперта, и решили продолжить прогулку. На прогулке Саша пересказывал Саре недавно прочитанные им книги. «После шаббата мне лично было все понятно», – вспоминает Саша.
На следующий день он пришел на встречу с цветами и сделал Саре предложение. На что Сара сказала, что она должна еще подумать. «Вообще-то я уже почти готова была ответить «да», но подумала, что благоразумные девушки так не поступают, и нужно все обдумать на свежую голову». Причем подумать она хотела уже дома, в Москве, и эти думы затянулись на три месяца. «В Москве я окунулась совсем в другую жизнь – я сдавала госэкзамены, защищала диплом, меня ждала научная карьера – я писала научные статьи, выступала на конференциях. Какая уж тут свадьба? Совсем не в тему… И вообще я подумала, что я еще маленькая, и замуж мне рано». На тот момент было Саре 20 лет.
Пока Сара думала, Саша успел слетать в Москву, познакомиться с московскими раввинами, а также с родителями и подругами Сары. Надо заметить, что Саша всем им понравился. Саре, в принципе, тоже, «но только процентов на 80». А ей было необходимо определиться на все сто. И вот все эти три месяца раввины, родители и подруги молились о благополучном исходе дела.
Их молитвы не остались неуслышанными, и на Пурим Сара сделала Саше сюрприз, появившись в Иерусалиме. «Я провела мероприятие на 150 человек в «Тора ми-Цион» и вдруг неожиданно для себя поняла, что у меня есть ответ».
Они прекрасно пообщались, но ответа Саша не дождался и в этот раз. В отчаянии он позвонил Беате. Она сказала: «Нужно просто меньше говорить. Ты, наверное, от волнения, не давал ей вставить слово». На следующей встрече Саша практически все время молчал, и рядом со Стеной Плача Сара произнесла: «Да».

Свадьба

Помолвка состоялась в Москве. «Я думала, что раз уж мои ученицы не смогут появиться на свадьбе, то пусть хоть разделят мою радость на помолвке». В результате, помолвка проходила в «Тора ми-Цион», а свадьба, на которую прилетел целый самолет учениц Сары, – в Иерусалиме. На свадьбе было много почетных гостей, которые говорили потом: «На такой свадьбе ноги сами бежали танцевать».

Первая квартира

Первая квартира Кацев была в Иерусалиме, в религиозном районе Санедрия Мурхевет. На первый шаббат их пригласил рав Бенцион Зильбер.
Вскоре они умудрились в районном магазине потерять кошелек с деньгами, подаренными им на свадьбу. Речь шла о нескольких тысячах долларов. И что вы думаете? Местные жители, хасиды, не только нашли этот кошелек, но и вернули им его в особо торжественной обстановке. «Мы пришли по объявлению: “Найден кошелек, просьба обращаться по адресу…”». В честь исполнения заповеди о возвращении потерянного хозяева устроили пир горой, разбудили детей, чтобы собрать всех за столом и поблагодарить Творца за то, что он удостоил их этого.

Переезд в Москву

Вопрос, где жить, Кацы решили еще до свадьбы. С разрешения раввинов Саши они договорились на год поехать в Москву. Но задержались уже на девять лет. 

Ценнее жемчуга

В 2018 году Сара Кац издала книгу «Ценнее жемчуга». Это — своего рода пособие для женщин, которое основано на мудрости царя Шломо. Изучив сокровища еврейской мудрости и применив их на практике, женщина сможет стать настоящей добродетельной женой и построить такой дом, о котором она всегда мечтала. Кац провела несколько успешных лекций, материалы которых легли в основу книги.

Работа

Саша и Сара руководят молодежными проектами «Тора ми-Цион», которых с каждым годом, слава Б-гу, становится все больше.

Квартира в Москве

За эти годы Кацы сменили в Москве три квартиры. Каждый раз переезд был сопряжен с рождением нового ребенка. В последнюю, четырехкомнатную квартиру они переехали совсем недавно, с рождением пятого ребенка.

Дети

Кацы разработали стратегию подбора имен для детей. Сначала Сара составляет список всех имен, которые ей нравятся. Далее, поскольку самой ей сложно выбрать, в процесс включается Саша. Список постепенно сокращается, пока, в конечном итоге, выбор не падает на какое-то одно имя.
Не удивительно, что за именем каждого ребенка стоит своя история. Первенец Элияу назван в честь прадедушки Саши по отцовской линии. Кроме того, он родился на исходе субботы, когда, согласно еврейской традиции, приходит пророк Элияу. Обрезание Элияу проходило в Хоральной синагоге в шаббат. Причем, последний раз обрезание в шаббат проходило в Хоральной синагоге 25 лет тому назад!
Первая дочь – Либи – родилась в первый день праздника Суккот. «Мы хотели, чтобы она всю жизнь служила Всевышнему в радости и с искренней любовью. Этим отличается Суккот от предшествующих ему праздников Рош ха-Шана и Йом Кипур, когда мы служим Творцу, испытывая страх и трепет».
Третий ребенок – Шломо. Так звали одновременно дедушку Саши и прадедушку Сары. Кроме того, еще на свою бат-мицву Сара была у Стены Плача и по такому поводу завершила изучение книги Коэлет, написанной царем Шломо. И еще тогда она сказала, что мечтает назвать своего будущего сына Шломо.
Четвертый ребенок – дочь Одая (это имя переводится как «благодарность»). «Тут мы хотели отблагодарить Всевышнего подобно тому, как его благодарила наша праматерь Лея после рождения четвертого сына, назвав его Йеудой – от того же корня со значением «благодарность»».
У пятого ребенка, тоже дочери, уже двойное имя – Шира-Хана. Ханой звали недавно скончавшуюся бабушку Сары, но так как судьба Ханы в Танахе – не самая простая, родители захотели добавить к этому имени еще одно, связанное с радостью, остановив свой выбор на имени со значением «песня» – Шира. Песня – высшая ступень молитвы, когда слова уже не нужны.

Распорядок дня

Саша встает в семь часов и помогает жене будить детей (Сара, соответственно, встает еще раньше). В половину восьмого он убегает на урок рава Давида Юшуваева перед утренней молитвой. Сам урок продолжается до половины девятого. Потом – молитва. Потом, до шести вечера – учеба в колеле. Два-три раза в неделю он остается там до половины десятого. В остальные дни он после колеля возвращается домой, где проводит время с семьей, но успевает и заняться административными вопросами «Тора ми-Цион».
Сара отправляет детей в школы и садики и занимается домашними делами до девяти-полдесятого. Потом приступает к рабочим обязанностям. Основная работа у нее происходит дома, в ее кабинете. Здесь она все планирует, готовит уроки, сюда к ней приходят учиться девочки. Сюда же приходят невесты перед свадьбой, чтобы получить уроки будущей семейной жизни, а также все нуждающиеся в личных советах и консультациях. Несколько раз в неделю она приходит преподавать в «Тора ми-Цион».
В остальные дни Сара старается быть дома, чтобы встретить детей, когда они приходят из школы, и пообщаться с ними. Вечером она укладывает их спать, рассказывая интересные истории на ночь. Иногда это делает Саша, но он обычно рассказывает что-то из Талмуда или Торы. Уложив детей, Сара возвращается к работе.
Совсем недавно вышла в свет ее первая книга «Ценнее жемчуга», составленная по конспектам всех ее уроков с комментариями к гимну Эшет Хаиль. Основная цель книги заключалась в том, чтобы дать любой женщине, вне зависимости от ее возраста и уровня знаний, практические навыки самосовершенствования и построения крепкой семьи. Книга включает в себя и практические задания для женщин, чтобы позволить им оттачивать свои личные качества.

Домашнее хозяйство

На шаббат у Кацев всегда очень много гостей. Готовит на шаббаты все Сара, хотя Саша тоже хочет научиться. У них также есть помощница по дому, ведь зачастую супругам приходится одновременно уходить из дома на работу. 

Отпуск

Раньше Кацы постоянно отдыхали в Израиле. Жили либо у Сашиных родителей, либо у его друзей в Иерусалиме. Иногда совершали взаимовыгодный обмен квартирами на время отпуска. Последнее лето семья провела в Одессе, где еврейская жизнь, слава Б-гу, процветает.

Москва 

В Москве Сару держат накопившиеся связи. «Я люблю свою работу, своих девочек», – делится она с нами. Еще они очень любят московские парки. «Особенно те, где можно покататься на лодочках. Измайловский, например», – говорит Саша. На театр и кино у Кацев не хватает времени. Саша любит проводить свободные часы со своими студентами, выбираясь с ними в кафе, на картинг. Также он ездил с ними в Бразилию, Испанию, Англию.
«Мы очень любим Израиль, но пока живем в Москве, где у нас есть уникальная возможность работать с самым дорогим на свете материалом – человеческими душами».