Выпуск #11

Евгений Руман: «В Израиле личная история, переплетающаяся со сценарием, ставится в плюс»

Будущий режиссер в детстве занимался спортом, а в юности зарабатывал неплохие деньги в компьютерной фирме. Карьерные приоритеты для нашего собеседника расставил фильм «Заводной апельсин». Существует ли еврейское кино, чем был уникален Герцль и мешают ли религиозному оператору любовные сцены

Шауль Резник
Фото: Илья Иткин

Не отзываться на Йонатана

В Москве прошел 19-й Фестиваль израильского кино, где демонстрировалась и ваша картина. О чём она?

Фильм называется «Голос за кадром» (или «Голоса за кадром» — в каждом месте по-своему). Это трагикомедия о двух актерах дубляжа, которые приезжают в Израиль в 1990 году. В Советском Союзе они дублировали зарубежные фильмы, а в Израиле это, естественно, никому не надо. Эти люди должны как-то выжить, используя свой единственный талант в других проявлениях. «Голос за кадром», кстати, будет показан и на Московском еврейском кинофестивале, который состоится в ноябре.

Из-за пандемии прокатная жизнь фильма немножко заморозилась, но старт был довольно бойким: картина участвовала в десятках фестивалей, завоевала призы, вышла в прокат в Прибалтике.

Вы, в отличие от своих героев, приехали в относительно раннем возрасте — лет в 10.

Да.

В интервью израильскому телевидению вы рассказывали, что вам пытались навязать имя на иврите — Йонатан. Вы, тем не менее, остались Евгением. Подростковый бунт? Сознательное решение, связанное с глубинными причинами?

На самом деле у меня ничего против этого имени не было, но я просто не ассоциировал его с собой. Меня звали: «Йонатан!», а я не оборачивался, типа не я это. Физиологического или идеологического протеста не было, имя красивое, но не мое.

А по самоощущению вы кто?

Я считаю себя израильским режиссером. Да, значительная часть моих произведений соприкасается с русскоязычной израильской тематикой, и надо сказать правду: мне легче получить финансирование на «русскую» тему, чем на какую-нибудь другую. Личная история, переплетающаяся со сценарием художественного фильма, ставится в плюс. Когда говоришь: «Это моя личная история», люди сразу начинают слушать как-то внимательнее, чем: «Я придумал прикольный сценарий».

Да, тот же Довер Косашвили приехал из Грузии и снял несколько популярных фильмов о выходцах из этой страны. При этом может ли репатриант не вписываться в этнические рамки и создавать произведения на общеизраильские темы?

Тот же Эфраим Кишон не в Израиле же родился, но считается классиком израильской сатиры. Или певица Марина Максимилиан Блюмин. Кстати, когда Косашвили перестал снимать картины о грузинской общине, его начали меньше любить. Я не утверждаю, что это произошло именно из-за смены тематики. Возможно, новые фильмы получились хуже старых. Но факт остается фактом.

О карьере в кино вы мечтали с детства?

Нет, до 15 лет об этой сфере я совершенно не думал. Играл в теннис и вообще любил спорт: баскетбол, футбол. Но я не был на том уровне, который позволяет сделать спорт профессией. А потом я увидел фильм «Заводной апельсин». Он меня потряс, я дождался повторной трансляции, записал на видеокассету и крутил ее десятки раз. До того я смотрел американские боевики, советские фильмы, такой мейнстрим. «Заводной апельсин» меня поразил — в плане выразительности, каких-то художественных образов. Для меня это было всё равно что соприкоснуться с новым языком. Внезапно я понял, что кино — это нечто гораздо большее, чем то, к чему я привык. Это как если бы человек рос в месте, где нет книг, а потом ему попался бы роман «Война и мир».

Родители не пытались отговорить вас от факультета кинематографии? «Куда ты лезешь, программирование — это гарантированный кусок хлеба».

Пытались, да. На момент поступления в университет я работал в очень хорошей компьютерной фирме с замечательными коллегами. Продвигался потихоньку, неплохо зарабатывал для своего возраста. Но к тому времени кино тянуло меня вне связи с размышлениями о профессии и карьере.

Вы поступили в Тель-Авивский университет, это довольно богемное место. Кем были ваши сокурсники?

В те годы — полная эклектика, для поступления на кинофакультет особо высокие оценки были не нужны, поэтому там учились самые разные люди. Потом, конечно, произошел отсев. Русскоязычных были единицы. У меня конкретных целей не было, чем занимаются режиссеры, я до конца не понимал. Во время учебы я подрабатывал монтажером, делал это достаточно профессионально. Параллельно пытался что-то свое придумать, написать. Так прошло несколько лет.

Потом ко мне обратилась компания спутникового телевидения Yes: «Мы хотим снять сериал для русскоязычных клиентов, у тебя есть идеи?» Я написал пару страничек, заявка понравилась, мне поверили и дали большой проект — сериал «Между строк». Пятьдесят серий о перипетиях в жизни сотрудников израильской газеты на русском языке, куча персонажей. Надо было написать сценарий, провести кастинг. Я в шутку говорю, что на прослушиваниях исчерпал весь творческий потенциал русскоязычной общины Израиля. По состоянию на 2010 год я видел всех-всех-всех!

Не страшно было после студенческих короткометражек заниматься многосерийным проектом?

Скорее, странно. Все вокруг — коренные израильтяне, русским не владеют. Я чувствовал себя едва ли не самым молодым. Абсолютный сумасшедший дом, но мне лично это очень много дало. Серия снималась за день… Ты прыгаешь в прорубь и выплываешь.

Какой фильм дал старт вашей карьере режиссера?

«Путешествие Игоря и журавлей», наверное. У него странная судьба. Когда картина вышла на экраны, она особо не преуспела. А потом началась длинная жизнь, еврейские фестивали за границей активно демонстрировали этот фильм, «Путешествие» показывали в школах и других местах. Это открыло мне новые возможности.

Сионист из ниоткуда

Вы мечтаете о какой-нибудь крупной общеизраильской теме? «А не взяться ли мне за Моше Даяна?»

Это не только мечта: я занимаюсь этим. Мы с продюсерами проверяем возможность снять фильм о Теодоре Герцле. Как я уже говорил, пандемия очень затормозила всё, что связано с кино. Я считаю, что Герцль — один из важных людей в современной еврейской истории. Можно спорить о том, был ли он нужным человеком на нужном месте или же изначально являлся крупной в историческом плане фигурой. Именно это в Герцле и интересно: не самый приятный человек, с тяжелым характером, трагической семейной историей. Он кардинально поменял свои взгляды и в кратчайшее время запустил этот вот сионистский мотор, который привел к созданию еврейского государства.

«Еврейская тема в кино показана стереотипно, 90 % о Холокосте, 8 % вокруг Холокоста, «Вчера был Холокост», «Завтра будет Холокост». Оставшиеся 2 % — Вуди Аллен, нью-йоркские районы».
Евгений Руман

Меня заинтересовал определенный период его жизни, когда Герцль из светского журналиста в Париже, не особенно интересующегося своим еврейством, становится лидером национального движения. Человек ниоткуда — по сравнению со многими другими первыми сионистами. Абсолютный аутсайдер, личные конфликты которого привели к реализации грандиозной идеи. Именно это меня интересует: Герцль как фигура.

Что вообще происходит с израильской киноиндустрией? Поначалу она выдавала на-гора комедии, сплошные «Эскимо-лимон». Внезапно начали одна за другой появляться глубокие, интеллектуальные ленты. Когда и почему произошли эти изменения?

В начале 2000-х, когда люди, опять же, начали рассказывать личные истории. Будь то истории Довера Косашвили о грузинских семьях в городе Ор-Йехуда или истории Ари Фольмана («Вальс с Баширом»), который служил в Ливане в 80-х. Параллельно повысился и профессиональный уровень кинематографистов. Личная перспектива плюс профессионализм привели к тому, что израильское кино стало лучше, им начали интересоваться.

Принято считать, что арабо-израильский конфликт на экране — формула успеха для режиссера, но это не совсем так. Косашвили вообще не касался политических тем, но именно он, а также Нир Бергман со «Сломанными крыльями» проложили израильскому кино дорогу в Канны.

Как выживают израильские кинематографисты, учитывая, что страна маленькая, язык локальный, голливудские размах и успех по определению невозможны?

Израильское кино существует за счет государственного субсидирования. В этом плане мы не отличаемся от России и Германии. Там гораздо больше частных денег, но всё равно основой остается государство.

Выжить непросто. Мне относительно везло. Я мог снимать кино и чем-нибудь заниматься параллельно. Сейчас, например, все силы направляю в сторону телевидения, в конце года планирую снимать еще один сериал. Не мой, я как бы наемный режиссер. С кино действительно тяжело, бюджет всё уменьшается и уменьшается. На фестивалях мило и хорошо, но этого не всегда достаточно.

Родителям вас не удалось отговорить. Если собственные дети захотят пойти по вашим стопам, поддержите их творческие стремления?

Мне кажется, что весь мир визуального контента очень изменится в ближайшие годы. Когда мои дети подрастут, лет через 15-20, всё будет иначе. Слова «кино» и «режиссер» будут подразумевать не то, что они означают сегодня.

Мы видим, что фильму недостаточно быть просто хорошим и интересным. Это должен быть либо голливудский шик, суперкино о супергероях, или, наоборот, что-то суперартхаусное, априори предназначенное для ограниченной аудитории. Кино 70-х, Коппола, Скорсезе, сочетание авторской мысли и обращения к широкой аудитории, из кинотеатров уходит в Netflix. Последний фильм Скорсезе вышел в Netflix.

Кино — это не то, чем оно являлось 20 лет назад. У каждого человека дома неограниченный доступ к контенту. Дикая инфляция, открываешь Netflix, а там — тысячи фильмов и сериалов. Ты понимаешь, что тебя поставят туда квадратиком, одним из тысячи. С другой стороны, кино переживает интересный период. Поэтому детям я бы сказал: «Вернитесь лет через пять, поговорим».

Надеюсь, что людей в кино всё же не заменят нейросетями. С кем из израильских актеров вам наиболее комфортно работать?

Владимир Фридман. Он очень близко принимает происходящее на съемочной площадке к сердцу. Он живет этим, а не просто приходит на работу, вкладывает душу в каждую роль. Приходит и делает дубли, еще и еще. Даже когда тебе это надоедает, Володя продолжает настаивать и требовать дополнительных дублей. У этого есть причина, и результат потом виден на экране.

Хочу отметить Машу Белкину, которая снималась в паре с Владимиром Фридманом в «Голосе за кадром». Она замечательная, было очень интересно с ней работать. Я люблю актеров, которые зациклены на своих персонажах. Они вообще не думают о том, что есть другие фильмы, им неважно, большая у них роль или эпизодическая. Люблю, когда приходит человек и отдает всего себя. Будь то актер, оператор или осветитель.

90 % о Холокосте

Возвращаясь к московским показам вашего фильма, существует ли вообще такая категория, как еврейское кино? Что является определяющим: режиссер-еврей, персонажи-евреи, еврейский сюжет?

Есть, например, еврейский юмор. Есть и еврейское кино, которое является таковым не только из-за национальности режиссера. У братьев Коэн есть фильмы, где невозможно взять и заменить евреев ирландцами или пакистанцами. Меня очень интересует еврейская тема, потому что в кино она показана стереотипно, 90% о Холокосте, 8% вокруг Холокоста, «Вчера был Холокост», «Завтра будет Холокост». Оставшиеся  2% — Вуди Аллен, нью-йоркские районы.

Израилю, на мой взгляд, не хватает исторического кино. Частично по финансовым причинам. Исторические темы почему-то считаются немодными. Когда я принес своему продюсеру сценарий о Герцле, он сказал: «Если б это был не ты, я б это и читать не стал». Герцль — это персонаж из школьного учебника, плакат, а не живой человек. В результате продюсер прочел и зажегся.

Хорошо, предположим, что у вас неограниченная сумма денег. Какому периоду израильской истории вы посвятите фильм?

20-е годы, когда приехала Вторая алия. Первопроходцы, осушение болот — вот это всё. Идеалисты, которые бросают привычный уклад, едут на Ближний Восток, пытаются построить новое общество. Утопия и антиутопия. Мне это интересно. И еще первые годы Израиля, когда из ничего появилась страна, и она должна как-то функционировать.

Следите ли вы за израильскими фильмами, посвященными религиозному обществу? «Ушпизин», например.

Замечательный фильм. Я знаком с несколькими религиозными кинематографистами. Та же Рама Бурштейн, например, сняла несколько отличных лент.

Рамки Алахи не мешают творчеству, на ваш взгляд? Скажем, постельные сцены запрещены, выносить на широкую публику определенные внутриобщинные конфликты режиссер откажется.

Один из ведущих израильских операторов, Боаз-Йонатан Яаков, — религиозный человек. Знаю, что он получает разрешение от своего раввина на съемку того или иного фильма. И очень хорошо снимает. Да, ограничения есть. С другой стороны, пример коммунистических стран показывает, что жесткие рамки нередко заставляли сценаристов и режиссеров задумываться, и в результате получались шедевры. В любой сфере творчества есть ограничения, будь то этические или финансовые. Мы все работаем в тех или иных рамках.

Что вы читаете в свободное время?

У меня, к сожалению, свободного времени нет, зато есть трое маленьких детей. Если я что-то читаю, это, как правило, связано с проектом, над которым я работаю. Растет стопка книг, которые я купил и которые собираюсь прочитать. Только растет, не уменьшается. 

Шауль Резник
Фото: Илья Иткин