Лара Ертагаева, начальник отдела по работе с молодежью еврейского агентства «Сохнут»
Я сама продукт неформального еврейского образования. В 10 лет родители впервые отправили меня на выездной фестиваль еврейского агентства «Сохнут». Мне так понравилось, что с тех пор ездила туда каждый год. Потом прошла курсы мадрихов, ездила мадрихой – и на фестивали, и со студенческими группами. Так что, когда мне предложили эту работу, я с радостью согласилась.
Мне очень приятно помогать ребятам легко и с удовольствием получать новые знания о культуре. Они включаются в процесс, сами определяют свое направление, выбирают тему, которая им интересна. Через личный интерес, исследования, творчество они узнают о еврейской жизни, о шаббате, исследуют тему Катастрофы и строят вокруг себя свой еврейский мир. Наша задача – зародить интерес к израильской культуре. Мы побуждаем ребят заинтересоваться простыми вопросами: где мои корни, кем была моя прабабушка, что такое еврейские местечки.
Как-то у нас была игра-квест, посвященная отказникам: ребята заходили в квартиры, беседовали с персонажами, в отбивках мы рассказывали истории, показывали документы. После игры к нам подошла одна девочка и сказала: «Мне дедушка рассказывал, что был отказником, но я не знала, что это, и не обращала внимания. Теперь-то я понимаю…»
Пандемия дала возможность поэкспериментировать с новым форматом работы – онлайн-фестивалями. Участники получали коробку с материалами для фестиваля и общались в прямом эфире. Формат получился очень прикольным, мы и сейчас используем его – запустили международный проект «Продленка» для русскоязычных еврейских подростков, где ребята, к примеру, из Киева и Санкт-Петербурга могут подружиться и создать свою маленькую еврейскую онлайн-общину.
Мы стараемся использовать в работе фишки из современной культуры. Ребята у нас на программах создавали игру, девочка из Израиля вела для желающих учебный курс по блогингу. Был выездной фестиваль Kaits Fest, где ребята делали настольную еврейскую игру-ходилку: карточки рассказывали о праздниках, о нашей культуре. В другой раз мы делали еврейский 3D-календарь в форме куба: на каждой грани – месяц с указанием праздников и времени зажигания свечей в шаббат.
Самое сложное в нашей работе – искать баланс интересов детей и родителей. Бывает, что на собрании перед выездом мы рассказываем, что «время тишины» у нас наступает после часа ночи, а родители в ответ возмущаются: как так, дети должны ложиться в девять часов! Но если смотреть правде в глаза, укладывать подростков в девять вечера – это утопия. Приходится объяснять: дети всё равно будут спать столько, сколько им требуется, ведь мероприятия утром у нас начинаются не раньше 11. Главное сразу открыто рассказать обо всем и объяснить, с чем связаны те или другие правила. Тогда найти общий язык будет проще.
Наша работа – это большой круговорот. Многие подростки, несколько лет поездив на наши программы, сами становятся мадрихами. Они общаются, работают вместе, образуется много пар. Они создают семьи, и через несколько лет уже записывают в Kaits Fest своих детей. Сейчас у нас уже занимается мадрих «во втором поколении».