Клара Новикова: «Я всех женщин в стране научила топать ножкой»

Полина Капшеева (Лиора Ган) более четверти века проработала на радиостанции «Голос Израиля». Ее собеседники не просто люди искусства, науки или бизнеса, а еще и добрые знакомые журналистки. Иерусалимская прогулка с Кларой Новиковой: как знаменитая артистка чуть не продала шляпу за 800 долларов, что можно приготовить из муляжа огурца и подсолнечного масла, и есть ли жизнь после смерти

Полина Капшеева
Фото: Илья Иткин

В 2007 году шла Вторая ливанская война. Многие жители севера переехали в центр и на юг страны. В это время состоялась премьера спектакля «Последняя любовь» по Башевису-Зингеру. Поставил спектакль художественный руководитель театра «Гешер» Евгений Арье. Главную и единственную женскую роль играла Клара Новикова. По ходу спектакля она должна была курить трубку. А я к тому времени курила трубку уже много лет. И мы поехали в специализированный магазин, купили Кларе очаровательную трубку и отправились в «курящий» ресторан – проводить мастер-класс. Первый спектакль давали для жителей севера. Я сидела в зале и, понятно, волновалась: драматическая роль, тут еще эта трубка. Справилась она блестяще – и с ролью, и с трубкой. В антракте я вышла покурить. Достала трубку – до меня донеслось: «Под Новикову работает!..»

Вы никогда не пробовали прогуляться по Старому городу в обществе Клары Борисовны? Хозяин, конечно, барин, но, если соберетесь, заранее прибавьте к запланированному времени еще несколько часов – не пожалеете. Воздух сгущается, как перед грозой, из всех сувенирных лавок в товарных рядах выскакивают торговцы-арабы и эхом над Вечным городом разносится: «Клара Новенькая приехала!» И начинается фестиваль. 

Нас затаскивают поочередно во все лавки, делают снимки на память (а на стенах уже выставлены ее фотографии в обнимку с усатыми смуглыми продавцами), несут кофе и пытаются, порой не безрезультатно, втюхать лампы-картины-статуэтки по «специальным ценам» («только для тебя, Кларочка!»). Я и представить себе не могла, что такое количество иерусалимских арабов смотрят российское телевидение. А солдатики, очаровательные мальчики и девочки, охраняющие Старый город! Наперебой щелкают камерами и звонят: «Мама, ты знаешь, с кем я только что познакомился?!» 

Включаю диктофон: 

– Клара, что ты любишь? 

О чем ты говоришь?.. Я люблю все. Самое главное – поняла, что люблю сам процесс жизни. Жить люблю, а еще больше люблю хорошо жить… Еще люблю… Ой, сейчас таких глупостей тебе наговорю! 

– Имеешь право. 

Ну, скажу «люблю, когда все здоровы»… Даже свои болезни, как сейчас понимаю, тоже надо любить: они – твои. Люби их, чтоб они себя поприличнее вели! 

– Как же болезни не любить? Скажем, в детстве не хотелось идти в школу – и ты вдруг спасительно заболевал. 

Это – другое. В том случае, о котором говоришь, ты не болеешь, но хочется поболеть, притворяешься – и как бы заболеваешь. А вот когда у тебя действительно ангина, высокая температура – дело другое. Это разные вещи: болеть или когда тебе хочется поболеть. Конечно, люблю своих детей и внуков, воспринимаю их всех как детей, называю себя «старшая мама». Как ты понимаешь, бабушка я никудышная.

Я люблю их, конечно… Знаешь, есть вещи, которые нельзя говорить. Ты только скажешь о чем-то плохом, и у тебя это будет, или хорошее сглазишь. Поэтому я не могу говорить «люблю». Лучше – «мне нравится»… Понимаешь, «люблю» и «нравится» – вроде бы, похоже, но не одно и то же. «Я люблю общаться с хорошими людьми» – что значит «люблю»? Мне с ними нравится общаться. «Я люблю хорошо одеваться»? Мне нравится хорошо одеваться, это входит в понятие «хорошо жить». Я люблю себе что-то позволить, если мне чего-то хочется себе позволить, – мне это нравится…  

Я когда-то всех женщин в стране научила топать ножкой и говорить: «Мне хочется!».

– Напомни. 

Я выходила в зал в очень красивой шляпе и учила женщин: «Топни ножкой и скажи: “Мне хочется такую шляпу!”». Женщины примеряли эту шляпу, мужчины впервые своих женщин видели в такой шляпе. Я спрашивала мужчин: «Нравится вам ваша женщина в шляпе? – Очень!» Я спрашивала женщин: «Мы хотим такую шляпу? – Да! – Так топните ножкой и скажите: “Хочется!”». Женщины, конечно, по-разному говорили, с разной интонацией, я комментировала: «Хочется? Вот так – хочется? Так вам хочется чего-то другого, не в шляпе дело». Но ножкой топать я научила, и научила говорить «хочется!».

«Я люблю все. Самое главное — поняла, что люблю сам процесс жизни».
Клара Новикова

Мужчина на концерте соглашается такую шляпу своей женщине приобрести, а я говорю: «Всего 800 долларов шляпа стоит». Надо было видеть мужские глаза… Но однажды пришел на концерт человек и сказал: «800 долларов? Я готов заплатить. Можно шляпу купить?» Мне было ужасно неловко: я, вроде, сама спровоцировала, а шляпу не отдаю. А отдать ее никак не могла: шляпа была просто сумасшедшая. 

– И как ты вышла из положения? 

Объяснила, что это – игра.

Тетя Соня повзрослела

– Я приехала на твой сольный концерт – в аккурат на тетю Соню поспела. Сидит за мной мужчина и просто умирает со смеху. Уже смеется не репризам, а просто смеется – не переставая. Громко так, на весь зал. Ты спрашиваешь: «Как тебя зовут, мой хороший?» – «Сергей!» – выдавливает он из себя, пытаясь подавить икоту. «Сирожа? Слушай, Сирожа, что тебе скажет тетя Соня». В какой-то момент он находит единственно верный в сложившейся ситуации выход: встает со своего места и, пошатываясь, идет к сцене. Вдвоем вы выдаете такую уморительную импровизацию, что стали икать уже все зрители. И часто, Клара, у тебя такие Сережи случаются? 

Не этот, так другой Сережа, но обязательно случается кто-то такой, который предоставляет возможность импровизировать и с ним во что-то поиграть. К этому номеру люди уже раскованы, свободны; уже произошли знакомства, мы уже посмеялись, и кофе попили, и разные разности поделали. Ну, возник такой Сережа, а бывали и другие невероятные совершенно вещи… На том концерте так совпало, что и Сережа случился, и я была в каком-то невероятном кураже, – все сошлось.   

– Для кого ты работаешь, Клара? Приходилось слышать: «Она же умница – и чем только занимается?!» 

Занимаюсь тем, чего люди от меня ждут. Как Шаляпина извозчик спросил: «Петь-то мы, барин, все поем, а чем ты в жизни занимаешься?» То, чем занимаюсь, – моя профессия. Я ничего больше не умею делать такого, за что мне денег дадут.  

– А петь? Можно найти на эстраде массу певичек, которым ты фору дашь. 

Я пою, как поют театральные артисты. Каждую песенку сыграю, каждое словечко обыграю, найду красочки… Но, конечно, не умею петь так, чтоб в этом был какой-то шик, стиль, особая манера пения. Узнают меня по голосу, а не по манере. А вот Пугачеву узнают по манере, по голосу и вообще… Я не знаю, не знаю… Ну, значит, я такая идиотка, что, кроме своего дела, ничего другого не умею. 

– Ты потрясающе сыграла драматическую роль. А дальше? 

Ну, меня же зовут играть. Предлагают – пока не срастается. Вторая такая роль еще не нашлась. Да и гастролей с сольниками много. Я же не буду сейчас говорить о каких-то бытовых вещах, что нужно обеспечивать семью, потому что работаю я одна…

– И тут наши читатели падают в обморок: Клара Новикова обеспечивает семью? Клара Новикова работает для того, чтобы обеспечить семью?..

Не могу сказать, что работаю «для того». Но я же получаю деньги за то, что я делаю… Да, сегодня я должна думать о том, чтобы моя дочь, ее дети, жили нормально. Я не могу на это плюнуть или не думать об этом. Можно сказать: «Я – актриса, все остальное мне по фигу. Живите, как хотите». Но так не получается. 

– А им, детям, – не по фигу? 

Понимаешь, какое дело… Они сегодня уже мне нужны больше, чем я им. Они – мне, понимаешь? Настало время собирать камни, а не разбрасывать. Придут болезни, случится элементарное – старость. И тогда они тем более станут мне нужны больше, чем я им. И я должна рассчитывать на их сочувствие, на их понимание, на их какие-то заботу и доброту. Вот и все. 

– Не стало твоих родителей, и ты сделалась самой взрослой в семье. Справляешься с задачей? 

Наверное, неважно. Не стало родителей – и ничто не возместит их и не заменит. Конечно, хорошо, когда есть мама, – тогда ты дочка. Меня моя мама когда-то упрекала: «Вспомнишь меня: ты от своей дочери получишь все то внимание, что отдаешь мне». Мама была права: наверное, я тоже была недостаточно внимательна к ней. Моталась по гастролям, работала, – может, мама тоже когда-то недополучала… Хотя, она говорила, что я – заботливая, но мои заботы какие были? Когда маме было плохо, она была здесь, у меня, в Москве, в больнице. 

Когда папе было плохо, я тоже из Киева вытаскивала их сюда… Но я не смогла быть каждую секунду рядом, им некому было пожаловаться на то, что им тяжело… Самая взрослая в семье? Да. Но ходить и постоянно осознавать, что я – следующая?.. Так жить я не могу. Если ты знаешь, когда твой конец, жить страшно. Чтобы не было страшно, чтобы ты каждый день получал удовольствие, тебе об этом не говорят. Даже если знают. 

– Не у каждого в жизни случается своя тетя Соня. У тебя она случилась. 

Тетя Соня не просто случилась от фонаря – мне ее дали. Она за эти годы выросла, повзрослела, может быть. Она помудрела. Тете Соне позволительно говорить обо всех, для нее нет запретных тем, для нее нет запретных слов – ровно настолько, насколько позволяет ей такт. Тетя Соня может сказать все, что она думает, она может сказать: «Ты не обижайся на меня только, только не обижайся на меня!» Она сегодня Сироже чего только не говорила…

– И он был счастлив. А ты, Клара, в каких с ней отношениях? 

В хороших: знаю, как она себя в следующую секунду поведет, я ее психологически очень хорошо знаю, понимаю, люблю. 

– А она тебя?  

Тоже любит – мы с ней дружим. Да, я про нее знаю все… Понимаешь, какая история? Персонажи, существующие на эстраде, – все немножко придурки: кулинарный техникум, новые русские бабки, кролики… А тетя Соня – мудрая, к ней прислушиваются, за ней повторяют выражения, анекдоты. Она – философ своего рода, она, может быть, не очень образованный человек, но она мудрая от природы, от земли.  

Много импровизируешь на концертах? 

Порядком. Все зависит от моего настроения, зрительного зала, событий на улице. 

– Страшишься смерти? 

Понимаешь, если бы я верила, что там существует еще какая-то другая жизнь…

– А ты не веришь? 

Я не знаю. 

И тут в ресторан, где мы ужинали, явились самые настоящие цыгане. Заиграли-запели-затанцевали, и на диктофоне осталась, в основном, музыка. И – отдельные фрагменты Клариных рассказов:

«… Юра Зерчанинов работал в “Юности”, уже тогда был человеком известным. Я, киевская девчонка, но принятая и даже обласканная Москвой, вдруг получаю от него приглашение дать интервью. Потом пару раз сходили в кино и театр, после чего он предложил: “Не хотите ли пойти ко мне выпить водки?” А я, провинциальная девочка, такого не понимала. Тогда он подошел с другой стороны: “Не хотите ли послушать оперу “Иисус Христос – суперзвезда”?” На этом я, сама понимаешь, сломалась. Пришли, послушали безумно запиленную пластинку – видно, не первой мне посчастливилось оперу слушать. “Клара, – говорит хозяин, – вы есть хотите? – Очень! – Откройте холодильник, достаньте все, что там есть, и на скорую руку что-нибудь приготовьте”.  

Отправляюсь в кухню, открываю висячий холодильник, на меня что-то сваливается. Ловлю это что-то на лету – белый гипсовый бюст Ленина… Кроме него, в холодильнике – муляжный огурец и полбутылки подсолнечного масла. Все. Зато ванна наполнена иностранными пустыми бутылками из-под спиртного, которое в то время можно было добыть только в “Березке”. И как было за него такого замуж не пойти?» 

«Моя дочь училась во французской школе, их по обмену послали во Францию, а французских детей прислали сюда. Я спрашиваю Машу: “Тебя распределили в семью – кто эти люди? – Мне сказали, что они реставраторы”. Я иду, покупаю за безумные деньги какую-то фантастическую книгу о Москве, о том, как сложены московские храмы, особняки – вот такой толстенный том на русском и французском, фолиант! Отсылаю эту роскошь с Машей во Францию. Через два дня звоню: “Маша, книга понравилась? – Ой, мама, не спрашивай. Они, оказывается, не реставраторы, а рестораторы, у них ресторан, где они готовят блины. А на книгу они чайник поставили”».  

«Мне позвонили из какой-то израильской газеты и попросили “рецепт от звезды”. Я тебе тоже расскажу, пиши: cвежий хлеб, лучше – белый, намазать маслом, посыпать сахаром, идти во двор – и вспоминать детство». 

Полина Капшеева
Фото: Илья Иткин