Выпуск #14

Михаил Волохов: «Если возник кризис в отношениях, просто брать и читать религиозные книги не поможет»

Обладатель раввинского диплома и магистерской степени по психологии вот уже много лет помогает супружеским парам преодолевать конфликтные ситуации. Предотвращает ли Алаха измены, является ли многодетность фактором риска и почему так важно разговаривать с супругой о погоде

Павел Львовский
Фото: Владимир Калинин

Секс и деньги

Повлиял ли коронавирус на число разводов?

У меня доступа к статистике нет, но навскидку число разводов должно было вырасти по одной простой причине. Есть давно замеченный психологами «эффект выходного дня»: пары разводятся после длительных праздников, каникул и прочего времени, проведенного вместе. Есть какая-то конфликтность и непроясненность между супругами, она активизируется, и, если пара не умеет справляться со сложностями, это чревато разрывом отношений.

Исходя из вашего опыта, есть ли у евреев специфические причины для развода?

Все люди разводятся по одним и тем же причинам: не умея справиться с кризисами или найдя себе кого-нибудь интереснее. Религиозный еврей может подвести под свое нежелание развестись идеологическую базу — Тора способствует сохранению брака и так далее. Но если тот же человек захочет развестись, он найдет другую теоретическую базу.

В религиозной среде романы на стороне встречаются реже, потому что Алаха предписывает скромное поведение в офисе и предостерегает от чрезмерно долгих разговоров с представителями противоположного пола. На практике жизнь — это жизнь, религиозный человек может заметить, что к нему проявляют знаки внимания, начать сравнивать сослуживицу со своей женой…

Различия в религиозных подходах могут спровоцировать разрыв? Скажем, муж — хасид, жена принадлежит к литовскому течению иудаизма.

Я с этим не встречался. Бывают кризисные ситуации у нерелигиозных и смешанных пар: «Я хочу быть религиозной, а он нет», «Я хочу пройти гиюр, а муж не хочет». Всякий раз это служит лишь прикрытием для более глубинной эмоциональной проблемы, с которой супруги не справляются.

Семейные психологи всегда обращают внимание на два главных фактора в любой семье: секс и деньги. Если имеет место конфликт, с которым пара не справляется и не готова его обсуждать, начинаются материальные придирки или появляются проблемы в спальне. Жена жалуется, что муж тратит слишком много, в патриархальной семье муж перестает давать деньги жене, интимные отношения становятся редкими. Существует и «детская тема», когда муж и жена попрекают друг друга отсутствием заботы о детях. Жена требует: «Приди домой пораньше, потому что надо с сыном сделать уроки», а на самом деле она хочет сказать: «Приди пораньше, мне не хватает общения с тобой».

Религиозные муж и жена нередко используют еще одну тему: «А в книжках написано так-то и так-то». У меня была пара — муж приносил с собой религиозную книжку и зачитывал: «Вот тут написано то-то и то-то, а моя жена этого не делает». Я спросил: «А мы можем про это без книжки поговорить? Можете своими словами озвучить?» Тут же оказывалось, что супруг вообще ни одного слова от себя произнести не способен.

Многодетность укрепляет семейный союз или является фактором риска?

Тут несколько аспектов. Первый — взаимодействие с детьми, насколько это легко или сложно, когда один ребенок в семье или несколько. Второй аспект — финансовый, насколько пара обеспечена, могут ли они себе позволить помощницу, все ли обуты и одеты. Если родители умеют обсуждать и решать бытовые проблемы, они договорятся. Вообще же, с одним ребенком сложнее. Когда несколько детей, они сами себя развлекают.

Не играть в психолога

Принято считать, что Алаха укрепляет еврейский брак. Полмесяца жена находится в состоянии ритуальной нечистоты, муж не может к ней прикасаться, соответственно, интим не становится рутиной. Это работает на практике?

Да, потому что есть рамки и границы, благодаря чему жизнь становится более устойчивой. Когда муж знает, что, согласно традиции, жена — это не просто девушка, которую он нашел случайно, это снимает напряжение. Он по-другому относится к сложностям в супружеской жизни, понимает, что надо работать над своими качествами и что должен быть раввин, с которым можно посоветоваться.

«Если имеет место конфликт, с которым пара не справляется и не готова его обсуждать, начинаются материальные придирки или появляются проблемы в спальне».
Михаил Волохов

При этом с точки зрения психологии, если возник кризис в отношениях, просто брать и читать религиозные книги, посвященные «шлом-баит» (миру в семье), не получится. Это не поможет от слова «совсем». Разве что если речь о современной религиозной литературе, которая базируется и на психологии. Пойти к раввину и посоветоваться — это работает, да: учиться быть мужчиной, учиться взаимодействовать с противоположным полом, понимать, что в кризисной ситуации нельзя уйти, хлопнув дверью. Осознавать, что случившееся, возможно, является испытанием свыше.

Насколько классическому раввину нужно психологическое образование?

Когда к нему приходит человек и раввин видит его ситуацию со стороны, занимая нейтральную позицию, это само по себе очень ресурсно. Раввин не обязан иметь психологическое образование: достаточно его жизненной мудрости и умения взглянуть на происходящее со стороны.

В то же время, если раввин начинает использовать не полноценные психологические знания, а обрывки информации, которые он где-то прочел или услышал, это очень странно. Непсихолог при всём желании не может и не умеет проводить психологическую работу. Если раввин хочет быть психологом, он должен получить академическое психологическое образование. Но не играть в психолога.

Религиозная пара планирует развод. К кому идти — к раввину, а потом к психологу или наоборот?

Человек, который хочет купить автомобиль и научиться его водить, будет задавать вопросы в разных категориях: нужно ли это делать, сколько стоит машина, у кого брать уроки вождения. Понятно, что в своде законов «Шульхан арух» пользование коробкой передач не упоминается, поэтому религиозный владелец машины пойдет к инструктору по вождению.

Вопросы, которые пара, находящаяся на грани развода, будет задавать раввину, и та работа, которую они будут проводить с психологом, — это совершенно разные вещи. Раввин будет отвечать на вопрос, разводиться или нет, совершенно иначе, чем психолог.

При этом вполне нормально, если раввин скажет: «Ребята, вот психолог, обратитесь к нему. Может, получится восстановить отношения». И вполне нормально, если будет обратная ситуация, когда психолог скажет: «Ребята, вы задаете вопросы, которые обращены не ко мне, а к раввину». На мой взгляд, это две разные и непересекающиеся области.

Хорошо, раввин начинает цитировать Талмуд: «По всякому, кто разводится с первой женой, жертвенник в Храме проливает слезы». А психолог говорит: «У вас сексуальная несовместимость, разводитесь». Кого слушать?

Психолог никогда не скажет: «Разводитесь». Настоящий академический психолог не дает прямые советы и рекомендации. У него нельзя спросить: «Мне разводиться или остаться?», «Мне сменить работу или нет?», «Мне переехать или жить там, где живу?»

К психологу приходят люди с внутренним напряжением. Например, человек говорит: «Не знаю, переехать ли в Израиль или остаться в России». Психолог обнаружит, что у человека есть стремление переехать в Израиль и параллельно есть стремление остаться в России. С возникшим напряжением психолог и будет работать, задавая наводящие вопросы. Пациент сам должен прийти к решению.

Поэтому, когда придет пара и спросит, разводиться или нет, психолог ответит: «Это ваш выбор. Если вы хотите узнать, что, по моему мнению, мешает вам построить отношения или что могло подать вам идею про развод, я могу поделиться взглядом со стороны. Помочь понять, почему вы хотите развестись или почему у вас не получается общаться. Однако конечное решение вы принимаете сами».

От влюбленности — к любви

Были ситуации, когда раввины перенаправляли супругов к вам? Какой-нибудь курьезный случай?

Пара пришла в религиозный суд разводиться, им посоветовали сходить к психологу. Но до меня они так и не дошли. Оказалось, что супруг изменяет. Причем с человеком его же пола.

В подобной ситуации религиозные люди должны слушаться прежде всего раввина?

Когда на первое место выходят алахические, законодательные проблемы, да. Возьмем классическую измену. Психолог будет работать над сохранением отношений, если пара в этом заинтересована. Раввин, если речь идет об измене со стороны жены, прежде всего скажет: «По Алахе, эта женщина вам теперь запрещена».

В Талмуде есть советы, касающиеся поддержания семейной гармонии. Например, на жену надо тратить больше, чем позволяют средства, а на себя меньше. Есть ли у вас профессиональные рекомендации супружеским парам?

Прежде всего очерчу проблематику: многие мужья и жены затрудняются осознать переход от влюбленности к любви. Влюбленность неконтролируема: человек увидел и влюбился, это произошло естественно. Люди нередко думают, что весь процесс любви — это тоже естественная штука, сама началась и дальше должна сама продолжаться. При этом любовь — это вполне себе осознанный процесс, где человек целенаправленно оказывает знаки внимания, интересуется, контактирует, разговаривает. Даже когда этого ему не хочется.

Короче говоря, есть разница между влюбленностью и любовью. Любовь ни разу не автоматическая, она требует осознанных вложений и сил.

Второй момент — супруги не умеют разговаривать. Очень часто возникают внутренние обиды, и супруги разговаривают с позиции «смотри, как надо». Если их не слушают, то всё: «Ты дурак, я с тобой развожусь» или «Ты дура, я от тебя ухожу». Например, муж не дарит цветы или не поздравляет с днем рождения. Жена считает, что муж ее не любит. На самом деле у него другие знаки внимания, он просто не понимает, что супруге нужны именно цветы, она об этом не говорила.

Очень важно уметь разговаривать. Неважно о чём, начинать с азов, просто проводить время вместе. Выделять время и разговаривать — хотя бы о погоде, понемногу переходя на более сложные темы. Это предотвратит ситуации, когда за внезапным обсуждением сложной темы следуют вопли и хлопанье дверьми. Надо учиться оставаться, даже когда хочется убежать.

Последний момент — надо понимать, что все пары проходят через кризисные ситуации. Много мифов наплодили представители прошлых поколений, которые рассказывали: «А мои родители никогда не ссорились, у них были идеальные отношения». Это не так. Даже если ребенку кажется, что у его родителей идеальные отношения, это значит, что родители обладают достаточной мудростью, чтобы его не посвящать в споры и решать свои разногласия за пределами его детского внимания.

При этом в нормальной паре разногласия будут всегда, и важно их не бояться: это, наоборот, совершенно здоровая тема. Вопрос не в том, смотрят ли они в одну и ту же сторону, а как они умеют обходиться с разницей во взглядах.