— Меня как-то в ешиве попросили «не ходить». Я приехала туда на раввинскую конференцию, и произошло это во время ужина, где были как участники конференции, так и студенты ешивы. Сразу скажу: одета я была достаточно уместно. Меня это ужасно разозлило — если я вам мешаю и вы не в силах не отвлекаться, то уходите. Я же пришла в общественное место, а не к вам домой. Сексизм какой-то, нет?
Тут всё просто. Женщина — не мужчина: голова по-другому работает. На женщину искушение действует иначе. А у мужчины легко или туго одетая женщина в большинстве случаев будет вызывать определенные мысли.
Рав Шломо Зелиг Аврасин родился в Луганске. С 1993 года живет в Израиле. Учился в ешивах «Мекор Хаим» рава Штейнзальца в Москве, «Гар-Эцион» (Алон-Швут), «Кирьят га-Мифтар» (Эфрат). Занимался преподаванием Торы в Москве, Киеве, Львове, работал раввином в Дюссельдорфе, Варшаве, прожил несколько лет в общине иудеев-субботников в пос. Высокий Воронежской области. Сейчас преподает в московских общинах.
— Напоминает классический аргумент в споре, провоцирует ли женщина сексуальное насилие. Никто не имеет права меня насиловать или относиться ко мне определенным образом, если я, по его мнению, одета как-то не так. Я тут смотрела документальный фильм про серийного убийцу из Ангарска. Он убивал женщин, которые, по его представлению, вели недостойный образ жизни. Это, конечно, крайность, но, тем не менее, почему мой способ самовыражения оправдывает агрессию или бестактность со стороны мужского пола?
Почему? Потому что это провокация. Иудаизм не оправдывает сексизм, но говорит о том, что не нужно создавать провокацию на ровном месте. Так Всевышний создал мужчину и женщину, мы не можем с этим ничего сделать. Факты — вещь упрямая. Вы правы в вопросах границы между реальной провокацией и надуманной. Но всё же в Талмуде написано: «Лучше идти за львом, чем за женщиной», имеется в виду, что нельзя пропускать женщину вперед.
— Почему? Это же правила светского этикета. Если речь не про лифт, конечно.
Потому что мужчина видит женщину, и даже на подсознательном уровне у него включается определенный алгоритм.
— Как-то вы мужчин к совсем примитивным существам отнесли.
Человек построен как пирамида. Вспомните пирамиду Маслоу. Есть базисные потребности, и если они удовлетворены, то лишь потом он стремится к большему. Человек, которому нечем дышать, не будет думать о новой марке iPhone. Точно так же и здесь. Определенные вещи включают определенные механизмы, так заложено природой. Мы с этим боремся, не даем этому власти, но при этом Тора и наши мудрецы говорят: «Ты не должен себя ставить в такое положение, когда тебе надо будет с этим бороться».
В наше время многое стало менее строгим, чем было в давние времена. Стало более мягким отношение к моде, к всеобщей культуре, литературе. Но есть незыблемые вещи, такие как природа человека. И поэтому считается, что женщина, которая ходит в нескромной одежде (а есть четкое определение, что такое скромно и что нет), берет на себя грех, потому что запрещено приводить любого человека, неважно, мужчину или женщину, к плохим или греховным мыслям. Современная женщина может сказать: «Ну и что? Это мое право, это мое личное пространство». Это так, но лишь с ее стороны. Проблема в том, что она в таком виде предстает перед мужчинами, провоцируя их.
— Как вы пережили карантин с детьми?
Без мучений. В наше время появилась поговорка «Есть жизнь и в офлайне», то есть многие в основном живут в виртуале. Я тоже достаточно много времени провожу в разных интернет-сообществах, веду онлайн-уроки. Те недели самоизоляции, которые я провел в Израиле, прошли вполне штатно. Понимаете, человек, который внутренне свободен, он свободен везде. А человек, который, так сказать, порабощен чем-то или кем-то изнутри, даже гуляя на воле, остается рабом.
Ну и потом, это зависит от количества комнат в твоем жилище. Если ты живешь в однокомнатной квартире с четырьмя детьми, это, безусловно, еще та головная боль, но можно утешиться мыслью, что наши предки так и жили. Понятно, что с тех пор многое изменилось, и каждый должен решать по своим возможностям.
Что же до терпимости к детям, обратимся к истории назначения судей Сангедрина. К ним выдвигалось несколько требований. Например, нужно было знать 70 языков или близкое число к этому количеству. Человек должен был быть богат, потому что бедный по натуре своей алчет и легко может польститься на обещание мзды. Но еще было одно требование — к рассмотрению уголовных дел допускались только люди, у которых есть дети. Почему? Потому что только те, у кого есть дети, знают, что такое настоящее милосердие. Не понаслышке знакомы с явлением, когда ребенок тебя достает, но твоя любовь пересиливает доставучесть отпрыска, и ты переступаешь через себя.
Думаю, что и сейчас наличие детей является определенной гарантией присутствия у человека милосердия. Когда у большого раввина нет собственных детей, если речь не идет о медицинской проблеме, к нему возникают справедливые вопросы…
— Дискриминация.
Почему?
— Если у человека нет детей, это не значит, что он менее милосердный, чем другой человек. А иногда и наоборот.
Это значит, что он не обучен милосердию. Он, может быть, по природе намного милосерднее других, но имеющие детей обучились милосердию на практике. Это как гарантия. Если у человека 10 детей и все они нормальные и веселые, значит, у него есть терпение, есть милосердие. Мы в этом должны пробовать быть похожими на Всевышнего. Люди доставляют Всевышнему неприятности, ведут себя не так, как Он хочет, чтобы они себя вели, но Он продолжает относиться к человечеству милосердно, подобно отцу, который многое прощает своим детям, но всё берет на заметку. Как написано в Вавилонском Талмуде, трактат Рош ха-Шана: «У того, кто говорит, что Всевышний просто забывает грехи, откажут его внутренние органы». Всевышний ничего не забывает. Он дает человеку возможность раскаяться и т. д., но все ходы записаны. Об этом говорят 13 качеств милосердия Творца.
— В иудаизме есть четкое понятие, что обязаны делать дети по отношению к родителям, верно?
Как говорил наш Иммануил Кант: «Звездное небо над головой, моральный закон внутри». Вот этот моральный закон, который внутри, он заложен в человеке изначально, потому что иначе Всевышний бы не создал. Б-жественная душа, которую Всевышний поместил в Адама, должна была ему подсказывать правильные действия, моральные действия. У змея не было этой б-жественной души, но змей мог разговаривать. В чем же разница между человеком и змеем? Только в этом моральном законе, только в б-жественной душе. Поэтому человек обязан своим родителям еще до того, как дана Тора. Хотя это не выведено в отдельный закон из семи законов для народов мира, но эти вещи естественны. Есть обязанность уважать и почитать родителей, потому что они тебе дали эту жизнь, они тебе ее подарили. Очень важный момент — человек ничем не заслужил свою жизнь.
— Ну а как же «я тебя не просил, чтобы ты меня рожала»?
Сейчас расскажу, как ответить на это. В обычном обществе, как правило, всё построено на принципе «ты мне, я тебе». А как говорил дядя Федор: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное». И здесь то же самое. Но человек может что-то заслужить, только когда он существует. А если его еще нет, как он может что-то сделать или хотя бы пообещать? Никак. Поэтому человек получает жизнь в подарок, «безвозмездно, то есть даром». И поэтому ему следует быть благодарным за этот самый ценный дар — жизнь.
— Дареному коню…
Абсолютно верно. Тинейджер может прийти и сказать родителям: «Почему я должен быть вам благодарен? Мне не нравится эта жизнь, мир не нравится, и сам себе не нравлюсь». Ему говорят: «Смотри, ты же получаешь какое-то удовольствие от жизни? Значит, всё же это имело смысл?» Человек получал удовольствие. Даже в детстве. И вот уже за это, за то, что получил, ему надо будет расплачиваться всю жизнь, не говоря обо всём остальном.
— Сейчас модно заниматься самоанализом, и он часто приводит к выводу, что «все мы родом из детства», а поэтому всё время виноваты родители. Как вам такая тенденция? «Я была бы лучше/увереннее/счастливее, если бы мои родители…»
Во-первых, история не терпит сослагательного наклонения. Когда человек мыслит в категориях «если бы», это плохо. Почему? Он начинает тонуть в опциях, которые не осуществились, отключается от этого мира и сам лишает себя возможности действовать проактивно. Во-вторых, надо понимать, что у человека три родителя: папа, мама и Всевышний. Родители дают тело, а Всевышний дает душу и ведет человека по жизни. Если определенные события сложились тем или иным образом, значит, так было нужно.
Приведу простой пример, правда, невеселый. Был известный раввин в Америке, его дочь болела астмой. В квартире везде стояли спреи от астмы. Однажды у дочери случился приступ, и родные не нашли рядом ни одного этого баллончика! Один закончился, а других не смогли обнаружить вовремя. И она умерла. А потом нашли целых два баллончика, стоявших рядом с тем местом, где это произошло. Их просто не увидели. Друг сказал раввину: «Так было надо, прими, это решение Всевышнего. Вашей вины в этом нет. И этим надо утешаться».
— Современное поколение раньше взрослеет или наоборот? Сравните себя и своего сына, например.
Мой сын взрослее в том, что касается любви к ближнему. Почему? Потому что он с детства рос в многодетной семье, потом работал добровольцем с детьми-инвалидами. Ездил к ним, делал разные интересные мероприятия. И он уже переживал смерть своих подопечных. Всевышний мне послал как-то серьезную
болезнь, и так получилось, что в некотором роде тяжесть всего этого легла на плечи моего сына, которому тогда было всего 12 лет. И он помогал мне, заботился. Поэтому у него есть вот этот опыт, которого, слава Б-гу, почти не было у меня. В чем я лучше его разбираюсь — это в отношениях между людьми. Опыт не пропьешь. Хотя опыт такая штука, что приходит через пять минут после того, как он нужен.
Уровень самостоятельности, думаю, приблизительно одинаковый. Я рос в одних условиях, он — в других. Я в 13 лет сам поехал в альпинистский лагерь на Кавказ, и родители спокойно отпустили меня, как отпускали на подобные эскапады практически всегда, за что я им очень благодарен.
— Вы занимаетесь в том числе и образованием детей. Вы этому учились?
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. На самом деле у меня есть педагоги в семье. Мой дедушка, Лев Беркович Аврасин, светлая ему память, был учителем физики и астрономии. Не скажу, что много от него почерпнул с точки зрения именно педагогики, он вышел на пенсию, когда я еще был маленьким, но вообще меня всегда тянуло к преподаванию. Еще учился в израильском педагогическом институте по профилю «преподавание Торы и традиций».
— Кого легче учить? Взрослых или детей?
Везде свои аспекты. Дети легче воспринимают какие-то вещи, их легче заинтересовать. Они динамичнее меняются, над ними не довлеет быт, они больше загораются. Если детям интересно, они охотнее принимают изменения и актуализируют их. Взрослых порой учить интереснее, потому что я всегда апеллирую в основном к когнитивным функциям человека. У детей когнитивные функции подчинены их чувствам, кстати, как и у большинства женщин. Не потому, что женщины глупее, не дай Б-г, но при принятии решения они более импульсивны. Согласитесь, когда вы в IKEA или еще где что-то покупаете, то в большей степени играет роль внешний вид, а не технические характеристики.
— То есть женщины на вопрос: «Какая у тебя машина?» — отвечают: «Красная».
Дело в том, что еврейская традиция разделяет мужчин и женщин. Есть, что называется, цура — суть, а есть хомер — исходный материал. Мужчины хотят всё расковырять, посмотреть, что «внутри», познать суть, а женщины чаще воспринимают вещь целиком, взглядом «снаружи». Поэтому, допустим, у женщины лучше развита интуиция, чем у мужчин. Женщина лучше чувствует людей и может понять, стоит ли доверять человеку. А мужчина вполне может ошибиться. Вместе мужчина и женщина друг друга дополняют, а когда каждый сам по себе, хромают.
— Что скажете по поводу совместной учебы родителей и ребенка?
Это очень важный формат. Мы как раз тоже делаем проект по совместному обучению, «Авот у-ваним» («Отцы и дети») — я готовлю специальный текст по недельной главе, а родители вместе с детьми должны будут его изучить, ответить на вопросы, обсудить. Совместная учеба — это залог продолжения традиций. Всегда в еврейских семьях и кругах детей обучали. Если родитель не может сам обучать, он обязан по законам Торы платить человеку, который будет учить ребенка. Я всегда учился со своими детьми сам. В России это менее популярно по понятным причинам. Часто в паре папа—сын последний превосходит по количеству знаний, касающихся традиций. Это проблема постсоветского поколения. После 70летнего перерыва в традициях часто именно дети приводят родителей к Б-гу.
— Сегодня всё в открытом доступе, в том числе и то, чего детям (особенно религиозным) лучше бы не видеть. Что делать? Перекрывать интернет и сажать ребенка в капсулу или дать ему возможность развиваться естественным путем?
Каждое время выдвигает свои требования. Допустим, в предисловии к своим комментариям к книге «Зоар» рав Ашлаг пишет, что сегодня уже можно изучать введение в каббалу даже людям, которые только начинают соблюдение. Потому что раньше души людей были очень высокими, но с неглубокими корнями, то есть они могли легко сойти с ума от того, что выше их понимания. Сегодня же мы очень стрессоустойчивы, и наши души подобны пням с очень глубокими корнями. Низкие, но прочные. Если речь о запрещенном контенте, то в Израиле это решается с помощью особых перекрытий Сети. Есть серверы, которые блокируют нежелательный контент, такие, например, как «Римон» или его более строгая версия — «Этрог».
— И до какого возраста можно пытаться оградить ребенка от нежелательного контента?
На самом деле я могу ограничивать доступ ребенка к интернету на протяжении всего времени, пока он живет у меня в доме. А у меня до сих пор все дети живут в доме, даже те, которым 22 года. Мы оплачиваем их телефоны. Запрещать же доступ в Сеть неэффективно.
— Запретный плод сладок. Он пойдет и посмотрит из дома друга.
С точки зрения буквы закона Торы отец освобождается от ответственности за сына или дочь после их бар- и бат-мицвы, и ребенок сам выбирает себе инструменты для познания мира. Но по крайней мере отец может запретить использование этих инструментов на своей территории. Например, у меня дома интернет обычный, потому что я много работаю с русскоязычными сайтами, а упомянутые серверы их часто блокируют. Но я доверяю своим детям, и это вторая важная вещь. Между родителями и детьми не должно быть лжи.
Есть понятие ответственности. Возьмем как пример двух евреев. Почему мне, соблюдающему еврею, должно мешать то, что другой еврей нарушает шаббат? Очень просто, потому что я за это тоже буду нести ответственность наравне со всем еврейским народом. Давайте такой пример возьмем. Представьте себе, что вы купили билет в кругосветное путешествие на красивом лайнере, и вам досталась классная каюта ниже ватерлинии. Вы смотрите в иллюминатор: там рыбки, акулы, осьминоги. Ваша соседка по каюте тоже смотрит, и вдруг она достает из сумки портативную дрель и начинает сверлить отверстие в стекле. Ваши действия? Вы постараетесь ее остановить, скорее всего. А она вам скажет: «Минуточку, я тоже купила билет и буду делать что хочу».
— То есть один ребенок зашел на порносайт, а всему еврейскому народу потом огребать.
Абсолютно верно, мы все в одной лодке. Взрослый, который нарушает шаббат, женщина, которая одевается неприлично… Все они делают дырки в корабле, на котором мы все плывем. Они сами этого не понимают, но это непонимание не меняет того, что дырка становится всё больше.
Тора была дана народу, не одному человеку. Это нас отличает от других религий. Моше Рабейну тоже стоял не на горе, а с нами, внизу, в момент дарования Торы. Когда около двух миллионов человек, а именно приблизительно столько евреев было тогда у горы Синай, слышат и видят одно и то же, то все вместе становятся сопричастными Завету. Мы получили Тору как данность, и реальность изменилась. Мир без Торы — это одно, мир с Торой — это совершенно другое. И Тора — матрица этого мира, как инструкция пользования им. Если мы нарушаем инструкцию, скажем, при использовании нашей хлебопечки или плойки, то не надо удивляться, что они ломаются.
— Чему нужно учиться всем, кто уже получил образование, имеет профессию, чтобы работал мозг?
Написано: «Сделай себе раввина». Каждый еврей нуждается в учителе. Это необязательно должен быть такой гуру, который говорит: «Вот делай так, как я, и т. д.». Нет. Но важно иметь человека, сведущего в законе и, главное, дружески расположенного. Это что касается учения Торы или общей жизненной ситуации, когда человек не знает, что ему делать дальше. Для этого есть и специалисты, которые смогут направить человека на верный путь.
Есть три возможности: делать то, что тебе нравится; делать что-то и зарабатывать деньги; и делать то, что считаешь правильным. Порой эти вещи лежат в разных плоскостях. Редкость и счастье, когда все три эти возможности совпадают, но не столь часто. Раввин, как правило, еще и психолог, потому что должен постоянно работать с людьми, поэтому он может и должен направить человека, выяснить, что тому нравится, к чему у него лежит душа, и дать правильный совет.