Раввин Ишайя Гиссер: «Ситуация кризисна и хаотична во всем мире»

Не так давно в Израиле состоялась Вторая международная конференция русскоязычных последователей движения «Бней Ноах» («Потомки Ноя»). Одна из наиболее оживленных дискуссий развилась в ходе заседания круглого стола, посвященного влиянию кодекса Потомков Ноаха и еврейского закона на национальные нормативные системы. Предлагаем вашему вниманию идеи раввина Ишайи Гиссера которые он высказал на этом семинаре ноахидов

Илья Йосеф
Фото: Роман Виленский

Единицы

Я пацаном начал соблюдать заповеди в брежневское время, в конце 70-х. Люди, которые меня учили, – это те, кто прошли через страшные времена, осколки еврейского мира, который был успешно уничтожен c разных сторон нацистами и коммунистами. Я наивно думал, что когда вырвусь в «большой» еврейский мир, то там будет много таких людей. Оказалось, что мне просто безумно повезло, они были «штучные», и найти подобных им в свободном мире очень сложно. Выстояли-то лучшие. Только тогда я понял, каким был счастливчиком. Привыкшему к незаурядным людям, осмысленным и самоотверженным носителям иудаизма, мне было сложно привыкнуть к «нормальным». Большинство людей, и религиозные не исключение, таковы как они есть в силу места и условий рождения, воспитания; они таковы, потому что у них были такие родители и среда, и если они перестанут быть такими – им придется менять образ жизни, социализацию, заново входить в другой мир. Проще и естественней оставаться в рамках привычного. Разумеется, это относится далеко не ко всем, да и ждать массового подвижничества и героизма просто глупо, но все-таки… Я тогда ждал от еврейского мира несколько иного. Но по сей час уверен, что мир меняют не массы, а единицы.

Раввин и наставник

Ишайя Гиссер родился в 1961 году. Выпускник одесской 117‐й школы. После окончания школы работал на стройке. В 1983 году репатриировался в Израиль. С 1990‐го по декабрь 1998 года занимал должность раввина Одессы от движения Хабад. Собрал вокруг себя много способных учеников, которые в дальнейшем стали лидерами еврейских русскоязычных общин.

Защищал дипломную работу на тему «Украинско‐еврейские отношения в период освободительных войн Богдана Хмельницкого». В настоящее время руководит рядом проектов в издательстве «Лехаим» и работает духовным наставником в общине г. Киева.

То, что было до

Семь заповедей Бней Ноах – это модель отношений людей с Творцом, заложенная в основу еще до дарования Торы. Мы, евреи, обязаны выполнять условия союза с Всевышним, заключенного на Синае, но то, что предшествовало этому, не утратило свое значение для человечества. И это тоже – часть данного нам в Торе Откровения. Она дает нам ориентиры и требования, обращенные ко всем людям, без исключения. Мы являемся ее хранителями, она дарована нам, но ее послание не ограничивается сынами Израиля. 

«Свято место пусто не бывает»

Все люди имеют потребность в отношениях с Творцом вне зависимости от этнической, социальной, географической, образовательной и любой другой причины. Признаюсь, наша еврейская неготовность внятно ответить на такой запрос была достаточно гнетущей для меня. Обращения за помощью и советом со стороны неевреев были всегда. Но до недавнего времени мало что можно было сказать в ответ. Ведь мы говорим о таких людях, которые в своей жизни много узнали и много услышали, не «чистый лист». Как говорила моя бабушка, «там, где не лежит кошер, там лежит трейф». По-русски говорят «свято место пусто не бывает». То, что не заполнено святостью, заполняет нечистота. Люди, с которыми мы общаемся на эти темы, с которыми говорим, приходят с набором откровенно ложных представлений, ставших частью их сознания. 

Груз идей

Это проблема, которая нам великолепно знакома по баалей-тшува, евреям, которые возвращаются в иудаизм, предварительно погуляв по разным злачным местам. Может, вы обратили внимание на то, как часто возникает проблема: они приходят к иудаизму, и… начинают перестраивать его под себя. Потому что они взрослые, состоявшиеся люди, со своими взглядами и представлениями, и, когда они видят, что в иудаизме что-то не соответствует им, тем хуже для него. Это же сплошь и рядом происходит и с людьми, которые ищут чистых от язычества отношений с Б-гом в семи заповедях Бней-Ноах. Они приходят с грузом предвзятых идей и мнений, которые стали частью их мировоззрения и мироощущения. 

«Здравствуй, папа!»

Есть ответственность евреев перед неевреями, причем ответственность эта двойственная. Я стал соблюдать заповеди в 17-18 лет, к тому времени я много чего успел. Когда мне было лет сорок, мне в голову пришла страшная мысль, что ко мне может войти русский мальчик и сказать: «Здравствуй, папа!». И что тогда делать? Что ему сказать? К счастью, этого не произошло, но проблему я обозначил.

Национально-духовная шизофрения

Мы, евреи, породили большое количество неевреев, самым распространенным биологическим способом. Эти люди, по нашей невольной вине, попали в национально-духовную шизофрению. С одной стороны, они причастны к еврейскому народу, с другой стороны, евреями не являются. Еврейство им ничего не предлагает, а вне его они тоже не чувствуют себя своими. Ведь их уже миллионы, тех, кого мы не воспринимаем как своих, и чужих в окружающем мире, и мы не можем им ничего дать и ничего предложить! И у меня возникло чувство вины, я всегда рефлексирую, проецирую на себя. 

Собака на сене

Всевышний, обращаясь к евреям, говорил с ними как со священством человечества, а не как с изолированной группой. Евреи не на острове, мы связаны с миром, частью которого являемся. И, соответственно, Откровение, которое дано нам, дано не для того, чтобы мы сидели на нем как собака на сене. Ведь можно быть праведным неевреем, вполне соответствующим замыслу Творца. Почему же выбор всегда «или-или»? Или религиозный еврей, или «иди отсюда»? 

Глухая оборона

И вот, лет пятнадцать тому назад, я спросил у своего учителя, рава Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца), почему мы ничего не делаем для Бней Ноах. Он ответил, что есть несколько сложных проблем, которые мешают нам это сделать. Во-первых, сам еврейский мир находится в состоянии тяжелейшего кризиса, и поэтому мы не можем транслировать некую общую для еврейского мира идею, потому что ее нет. Евреи так раздроблены, разобщены и секторальны, что выступать от имени еврейского народа никто сегодня не может в принципе. 

«Есть все шансы, что за короткое оставшееся время до прихода Мошиаха мы успеем увидеть очень много кардинальных, фундаментальных изменений».
Раввин Ишайя Гиссер

А во-вторых, он считает, что распространение Откровения Всевышнего среди неевреев должно быть не плодом нашего миссионерства и пропаганды, а ответом на запрос людей, которые хотят иметь честные отношения со Всевышним, а этого пока не происходит. Появится спрос, появится предложение. Сейчас к нам обращаются лишь задетые нашей «внутриеврейской» пропагандой люди. Им попались наши книжки еврейские, журналы, и они что-то там интересное для себя нашли. Ведь наш еврейский духовный кризис не изолированное явление, в кризисном состоянии вся цивилизация. Мы свидетели чудовищного распада, при котором все, что имеет отношение к Б-гу, находится в глубокой обороне. Нет экспансии, как это было когда-то, а есть глухая оборона, когда мы пытаемся сохранить что-то из того, что было раньше, чтобы не все потерять. Вот такой тогда был ответ раввина Штейнзальца. 

Если я что-то, то я хабадник

Я хабадник, точнее, я ничего из себя не представляю, но если я что-то, то я хабадник. Я хорошо знаю позицию Любавического Ребе, который считает, что время говорить с нееврейским миром пришло. Опять-таки, для меня эта тема была важна, тем более что, будучи почти десять лет, с лета 1989-го по декабрь 1998-го, одесским городским раввином, я постоянно сталкивался с людьми, которые приходили ко мне и говорили: «А что с нами? А мы что?». Евреями эти люди становиться не собирались, а к Б-гу тянулись. Куда их направлять, в церковь что ли? И я не знал, что им ответить, кроме общих фраз. 

Штучный товар

Ничего нет, присоединиться не к чему, влиться некуда, посмотреть, как это вживую по-настоящему получается, компании какой-то, которая могла бы систематически получать хотя бы базисные знания, все это отсутствовало напрочь. Ни источников, ни кадров, ничего! С одной стороны, евреям это дает ощущение собственной элитарности, это прекрасно, с другой стороны – это катастрофа. Людей-то жалко! Тем более, что по-настоящему светлые, вменяемые люди, штучно как были, так и остались. Большая часть людей, уж как водится, интеллектуально пассивна, ведется на лозунги, а не на размышления. Но ведь Всевышний, Он не шумный, и не количеством берет. Он «по-человечески» разговаривает, по душам! 

Собрать пазл

А мы? Мы всегда были в ситуации «нам не до этого!». И вот сегодня мы должны вспоминать все, что когда-то было вскользь сказано великими предшественниками, фрагментарно сохранено в источниках, собирать этот пазл. Это и станет базой, на которой может быть основано дальнейшее развитие. Ведь время пришло, и ныне есть место для того, что сейчас происходит. Я верю в то, что это живая, полезная, необходимая вещь. 

Дать, а не взять

Успех развития движения Бней-Ноах зависит от того, найдутся ли те, кто примет бремя основателей. Вопрос в наличии у людей альтруизма, желания не взять, а дать. Людей, которые хотят и готовы давать не за зарплату, всегда было очень мало. Инстинкт самосохранения этому препятствует. Добром не кончается обычно для того, кто этим занимается, но это – единственный шанс. Нужно строить себя вместе с окружением не в противостоянии, а в распространении себя на ту часть мира, которая к тебе прилегает.

Проводник

Есть огромное количество людей, которые посвятили свою жизнь собиранию. Святости, знаний, влияния, авторитета. Они добились очень больших результатов, но проблема в том, что они никому не нужны, кроме самих себя. Человек стоит ровно столько, сколько он потратил, а не сколько получил. Он должен себя тратить, но делать это надо умеючи, чувствовать себя не благодетелем, а функцией, проводником. Тогда все будет по-настоящему, люди начинают «заражаться» идеей. Люди завидуют чужому успеху, в том числе духовному. Это то, к чему надо стремиться, и это работает! 

«Вялотекущая шизофрения»

Должны быть люди, для которых это смысл существования. Пока не будет критической массы этих людей, все будет как «вялотекущая шизофрения». В тот момент, когда будет мало-мальски живая группа людей, для которых это смысл и содержание жизни, появятся шансы на то, что это начнет перерастать во что-то более содержательное. 

Схема

На еврейском поле то же самое. Но счастье наше в том, что сохранились те, у кого мы могли учиться. Сохранилась та схема, за которую можно было уцепиться. Модели, учителя, источники… А у Бней-Ноах этого счастья нет. Но зато сегодня они могут пользоваться тем, что есть уже у нас. Им не надо все создавать, элементов полно, но конструкцию придется сделать заново, самим. 

Сталин был прав

Именно потому что ситуация настолько хаотична, именно поэтому есть место для обновления, для того, чтобы что-то сделать. Я думаю, что Сталин был прав в одном – кадры решают все! Все остальное будет – и технологии, и материалы, и инновации. Все зависит от носителей. Если будут… я терпеть не могу это слово, я его все время обхожу, «лидеры», предпочитаю говорить о «заразных» людях. Тех, глядя на которых, хочется быть причастным. 

Вы должны нравиться

Человек сам должен быть рекламой своей идеи. Каким образом можно успешно воспитывать детей? Если вы хотите, чтобы ваши дети не ушли с вашей дороги, вы должны им нравиться! Вы должны им нравиться, и тогда они будут идти за вами, стараться быть как вы. Если они будут в вас играть, тогда все будет хорошо. Да, я знаю, железы внутренней секреции и гормоны, все пережил. Но если вы им нравитесь, все будет так, как вы хотите! Должно быть какое-то количество людей, глядя на которых, хочется быть на них похожим. Все остальное будет!

Не остаться на обочине

Главное, чтобы мы не остались на обочине, когда это все произойдет. Людей, подходящих для тяжелых задач, мало. Их везде и всегда мало. А большая часть нормальных людей работает на себя, для благополучия своей семьи, на свою собственность, а не на благополучие человечества. 

Успешные люди 

Как правило, духовным просвещением занимаются люди, которые идут учить других только потому, что больше ничего не могут, нигде не состоялись, от безвыходности. Такой вид оно и имеет! Пока этими вещами не будут заниматься люди, которые могли бы преуспеть в любой другой сфере, но считают своим жизненным приоритетом и задачей именно эту, мы будем терпеть неудачи.

«Люди завидуют чужому успеху, в том числе духовному. Это то, к чему надо стремиться, и это работает».
Раввин Ишайя Гиссер

Это касается и Бней Ноах, и народа Израиля. Пока же прискорбно мало людей, для которых отношения с Б-гом важнее личного благополучия. Распространением знания о Б-ге должны заниматься успешные люди! Те, кто могли быть в любой другой сфере преуспевающими на своем месте. И тогда все будет хорошо.

Эксперты

Что происходит с Бней Ноах? Традиций нет, а создать традицию нельзя, и это значит, что можно создать только учение. Учение же может создаваться только на базе существующей информации с помощью знатоков-экспертов. Как любая в любой другой области знания. 

Лохи и крутые

Склоки, амбиции, интересантство взрывали любые начинания, дробили их, превращали в противоположность замыслу. Я не вижу противоядия. Но, если это изначально идет по здоровым лекалам, то пусть будет Бней Ноах «алеф», Бней Ноах «бет», Бней Ноах «гимель»… Пусть даже они будут бить друг другу морду и кричать, что именно они настоящие Бней Ноах, а те, другие, просто шушера болотная. Даже в этом случае, если это действительно будет изначально во имя Небес, то есть шанс даже тогда, что во всех трех будет Б-г! Точно так же, как сегодня в еврейском народе. Обратите на это внимание. Есть куча еврейских групп, группочек и группишек. Каждая из них уверена в том, что все остальные лохи, а они самые крутые. Но они все могут молиться в одном миньяне. И это большое дело.

Группы недоевреев

Есть уважаемые раввины, которые говорят так: «Неевреи сами должны создать свою религию, а мы подсказывать, если они спросят». Я принципиально убежден, что создавать новую религию не надо, потому что есть Откровение Б-га, и для каждого человека есть место в этом мире в рамках одной и той же религии, одного и того же Откровения. Не надо делать квазиучение, квазирелигию, пародируя эту идею. Не надо делать иудаизм light, это уже тоже проходили. Кашрут послабже, Субботу пожиже, и все будет хорошо, будет нам счастье. Не надо этого делать. Не надо создавать другую религию. Бней Ноах – это в первую очередь мировоззрение и мироощущение, и вписанность в замыслы Творца. А этот замысел мы знаем из Торы, у нас нет другого источника. Откуда мы знаем, что есть Бней Ноах? Из Торы! Откуда мы знаем, что относится к понятию Бней Ноах, к закону и так далее? Из Торы! Поэтому не надо свое создавать, надо, чтобы оно изначально росло из нашей традиции. В результате, если даст Б-г, должны быть общины Бней Ноах, а не группы недоевреев при синагоге. Должны быть самостоятельные общины с единомышленниками, со своими занятиями, устоями, воспитанием детей, со своими судами и прочее. Надо думать, каким образом это осмыслить и передать людям, вот чем надо заниматься. 

Праотцы

Спонтанное «броуновское» движение Бней Ноах приведет к возникновению еще одной маленькой секты. Почему? Давайте вспомним историю. Наша традиция рассказывает, что праотцы учились в иешивах еще до дарования Торы. Было тогда религиозное объединение, даже, если хотите, культ. Когда я говорю так, я подразумеваю разработанную, систематизированную службу, включавшая в себя, в первую очередь, жертвоприношения. Там была и теология, и исследования подоплеки духовной составляющей мира, без которой невозможно понять, что происходит, смыслы происходящего. Было некое знание о Творце и творении, передаваемое из поколения в поколение. Это знание, безусловно, подвергалось творческому осмыслению, какие-то делались из этого выводы логические, из тех или иных посылок и знаний, которые получали в откровениях и так далее. Все это было утрачено. Язычество снесло все прежние знания, остались лишь сыны Израиля, как носители традиции, завета предков. 

Доступ

Приходит Тора и выводит весь этот массив знаний на другой качественный уровень, и дает все то же самое плюс многое, многое другое. Но она это делает локально, как обращение к еврейскому народу. Соответственно, те, кто были за его пределами, доступ не получили. Но у евреев всегда были свои дела и свои заморочки, им вечно было не до кого, хотя уже во времена античности, мы знаем, было огромное количество людей, которые назывались «иръэй А-шем», «богобоязненные». 

Рим

По данным современных историков, их было по меньшей мере 3,5 миллиона человек в Римской империи, во времена, предшествовавшие разрушению Храма. Это много, очень много. И они были отнюдь не простонародьем. Это были неевреи, которые изучали теоретическую базу иудаизма, не проходя гиюр и не участвуя в еврейском служении, но они были рядом, как некая среда, которая была крайне влиятельна в Риме и античном обществе вообще. Талмуд сохранил большое количество свидетельств о людях, которые приходили к нашим великим мудрецам с тем или иным мировоззренческим вопросом и получали ответы; приходили на регулярной основе, учились и прочее. Эти люди послужили питательной средой для возникновения христианства. Античное язычество ведь уже давно умирало само по себе.

«Иудаизм light»

Если вас когда-нибудь интересовало, каким образом христианство в кратчайшие сроки из маленькой еврейской секты смогло стать одной из мировых религий, то ответ крайне прост. К тому моменту, когда один из духовных лидеров первого христианства принял решение отказаться от обрезания, субботы, кошера, от соблюдения заповедей вообще (а ведь это было обязательным для первых христиан!), свести все к культу личности и сделать такой «иудаизм light»: «Ибо важно не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст» и так далее… В тот момент, когда это произошло, вся среда античных «продвинутых» стала почвой для распространения нового учения, как солома, в которую бросили огонь. Они, наконец-то, получили свой ответ! Вечная еврейская элитарность, вечное вот это:  «Ребята, мы избранные, а вы не избранные. Поэтому вы можете стоять рядом, смотреть, но, к сожалению, мы больше вам ничего предложить не можем». Вдруг они получили ответ, что они «Израиль по духу», «Новый» завет, а «Израиль во плоти» – это устарело, «Ветхий» завет; в этот момент они выиграли! 

«Жидовствующие»

Если современные ноахиды не будут следовать законам Семи заповедей, а создавать упрощенный вариант иудаизма, то это неизбежно станет промежуточной базой для неофитства или сектантства. Новый вариант «жидовствующих». А ведь Всевышний хочет не поголовного обращения – это всегда вариант для единиц, а исправления мира всем человечеством в служении Ему, следуя Его заповедям, то самое пресловутое царство Б-жие! Вся беда как раз том, что, с одной стороны, евреи не выполняют свое служение, а с другой стороны, неевреи не выполняют свое. Как говорит моя мама, если человек занят не своим делом, то тут две беды – и не делает свое, и лезет в чужое!

Искренность не заменяет знания

Я очень доверяю людям. Проблема в том, что я доверяю грамотным людям, а не энтузиастам. Я не считаю, что энтузиазм может заменить образование. Если бы создатели этих групп и движений были бы сформировавшимися грамотными специалистами и законоведами, то, может быть, получилось бы само собой то, что у нас должно, по идее, получиться. Но если это только люди с чистым горячим сердцем, которые искренние, то дай мне Б-г столько здоровья, сколько раз я искренне ошибался и искренне говорил ерунду! Искренность не заменяет знания, искренность не заменяет систему. Искренность не заменяет понимание. Эмоции – это великолепно, когда они оплодотворяют мысль, но, когда нет мысли и есть много классных эмоций, это заканчивается пшиком. Учиться надо!

Главная проблема

Проблема главная – отсутствие систематического образования у всех Бней-Ноах. Если любой еврей может получить систематическое образование, хотя бы теоретически, то ноахиды нигде в мире сегодня не могут сесть и поучиться пару лет, чтобы «сложить пазл» у себя в голове. Это катастрофа! 

Самообразование не заменит систематической учебы. Да и для первого тоже нужны какие-то тексты от простого к сложному, и надо учить детей! Все надо делать заново. Есть куча вещей, которые есть в нееврейском мире, – технологических разработок, приемов, тренингов. Всем этим можно и нужно пользоваться.

Понимать, как устроен этот мир 

Как начинать? Я бы попытался рассказать заинтересованным о Б-ге. Я знаю, что и часть моих знакомых верующих евреев не понимают смысла этого термина. Если попросить их объяснить, в кого они верят, они скажут банальный набор из трех-четырех фраз, «ну, типа это Творец мироздания. Ну, это Начало всего…». На этом все. 

Как устроен этот мир? Как Всевышний творит его? И чем этот мир является для Б-га? В чем замысел и идея творения? Это вещи, о которых должны знать все и о которых надо говорить в первую очередь. Второе, о чем надо говорить, – надо объяснять людям, что, если Б-г есть, к чему это их обязывает, как их существование должно соотноситься с идеей, смыслом, сутью творения. Что человек, любой человек, может либо соответствовать замыслу, либо препятствовать его реализации. Поэтому желательно как-то позиционировать себя в этом мире. Ты препятствуешь или содействуешь. А для этого надо вообще-то понимать, как устроен этот мир. 

После этого есть еще одна вещь, о которой надо говорить. Если я уже понимаю, что я должен, если я уже понимаю, как устроен мир, я понимаю, что это меня к чему-то обязывает, и мне хочется иметь отношения с Б-гом, личные отношения с Ним. Что надо сделать, чтобы быть в этом мире конструктивным? Как себя вести, чтобы быть полноценной частью замысла? Конкретно, что надо делать?! Куда бежать и с кем бороться? Вот и все.

Давать взрослые идеи

Бней Ноах должны начинать с занятий по двум линиям. Первое – это изучение Письменной Торы, вторая линия – это изучение духовного устройства мироздания и отношений его с Творцом, то есть Каббалы. Это надо учить в иешивах для Бней Ноах. Должны быть нормальные учебные курсы с методичкой, с источниками письменными и так далее. Сесть на 8 часов в день, учиться, курсы повышения квалификации и так далее и тому подобное. Если мы хотим, чтобы дело не закончилось одной хорошо выученной группой, надо вырабатывать и оформлять какую-то схему, структуру, образовательную в первую очередь. Задача непростая. Взрослые люди не могут получать детские знания. Надо давать взрослые идеи и взрослые знания, поэтому есть письменная Тора, есть пророки, есть откровения. Там есть информация, которую надо давать и развивать. Есть этика, которой надо заниматься, есть законодательство, которым надо заниматься, есть духовная подоплека бытия, без которой вы не понимаете, зачем все вообще надо. 

Динамика

Сейчас все очень быстро. Неужели вы не видите, что исторические процессы, которые раньше занимали продолжительное время, сейчас спрессовываются, все идет гораздо быстрее. Наше сознание не успевает за изменениями, и это страшная проблема. Дело не в том, что мы что-то не увидим, мы можем просто не успеть среагировать на то, что видим. Для того чтобы быть адекватным скорости проходящих изменений, надо очень сильно напрягаться, прилагать для этого специальные усилия. Само собой уже не получится.

Мы уже живем в абсолютно другой динамике. Гигантская волна мусорной информации мешает учиться, необходимо проводить селекцию, отделять ненужное и сосредотачиваться на важном. Это отдельное искусство, этому надо специально учиться. Есть все шансы, что за короткое оставшееся время до прихода Мошиаха мы успеем увидеть очень много кардинальных, фундаментальных изменений. 

Рубеж

Мы живем в мире, в очень интересное время, говорю вам как историк. Время переломное, время кризисное. Идут нарастающие процессы с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Причем они повсеместные, это не где-то локально происходит, это везде так. Cитуация кризисна и хаотична во всем мире. Нет сейчас сегмента, в котором бы было в порядке. Ни в каком обществе, ни в какой идеологии и так далее. Человечество пришло к определенному рубежу. Если бы сейчас везде не было кризиса, то тогда и не было бы возможности и смысла говорить на ту тему, о которой мы сейчас говорим. Но это и классно! Это означает, что это не наша проблема, это проблема мироздания. Оно приходит к завершению какого-то этапа и началу чего-то нового, другого. Вот это и есть то время, когда можно что-то сделать.