— Чем ты занимаешься на карантине?
Чувствую, все мы стали немного домохозяйками. Основное время провожу с семьёй, с детьми. Мы, ивентщики, первыми приняли на себя удар. Как только началась тревожная ситуация, наши власти отменили все мероприятия. Сначала крупные, а потом – любые. Буквально за неделю схлопнулась вся индустрия.
— Какие в связи с этим возникли проблемы лично у тебя?
Основная проблема в том, что деятельность моего ивент-агентства пришлось приостановить. Офис временно закрыли. Команду я перевёл в режим фриланса.
— Что ожидаешь?
В нашей области всё сейчас совсем непредсказуемо. Никто из клиентов не готов предметно обсуждать предстоящие проекты и подписывать контракты. Всё оказалось в подвешенном состоянии. Наша индустрия тяжело переносится в онлайн. Понятно, что сейчас многие пытаются сделать онлайн-конференции, митинги, какие-то форумы, даже вечеринки, но, на мой взгляд, это абсолютная иллюзия. То, чем мы занимаемся, невозможно заменить онлайном ни при каких обстоятельствах. Ивенты — это про человеческие эмоции, атмосферу, энергетику и живое общение.
— Какое последнее мероприятие ты сделал?
Надеюсь, всё же не последнее… (смеётся). Пурим, 10 марта в «Метрополе», его организовывали главный раввин РФ Берл Лазар и раввин Александр Моисеевич Борода. Через день у меня был день рождения, а с 13 марта мы с женой приняли решение самоизолироваться.
— Несколько лет назад ты сделал два сезона интеллектуальных игр. Что-то не пошло?
Всё пошло. Мы отлично отработали и провели первый сезон. В течение года мы организовали четыре отборочных игры, пятая была суперфиналом. На игру собралось несколько сотен человек. Они все так или иначе были частью еврейского сообщества. Это были представители еврейских организаций, бизнесмены клуба SOLOMON, религиозные, светские, молодежь, люди разных возрастов. Игра, мне кажется, всех захватила. У нее появились настоящие поклонники и любители.
— В чём ее идея? Привлечь евреев в общину?
Идея в том, чтобы объединить с помощью игры еврейское сообщество, различные организации и общины. Это всё проходит под патронажем «Жуковки» и лично Александра Моисеевича Бороды. Смысл игры в том, что она полностью благотворительная. Каждый участник платит вступительные взносы, из которых образуется призовой фонд. Команда-победитель сама принимает решение, какой из благотворительных проектов хочет поддержать.
— Принцип игры как в «Что? Где? Когда?»? Кажется, даже так и хотели назвать?
Мы не могли назвать «Что? Где? Когда?», потому что это запатентованное название. Мы сделали аналог спортивной версии «ЧГК», но с еврейским акцентом и колоритом, придумали название «Вопросом на вопрос», оно лучше нам соответствует.
— Значит, в 2020-м игр не будет?
Представляешь, будут! Сейчас хороший момент, чтобы попробовать провести игру в новом для нас — онлайн-формате. Технически это вполне возможно. Неважно, где находятся участники команды. Они могут быть даже в разных странах, но при этом оставаться командой. Это дает нам намного больше возможностей расширить границы игры и привлечь новую аудиторию. Stay home – play home.
— Как ты пришел к этой идее?
Я человек гиперактивный, сидеть на месте мне очень тяжело. Две недели я бездействовал, а потом пришло легкое озарение. Я подумал, что «Вопросом на вопрос» – это отличный повод и отличная возможность. Будет сохранён тот же принцип, что и во времена оффлайн. И мы планируем провести целый сезон игр. Мы не знаем, все ли они пройдут онлайн или часть из них перенесется в оффлайн. Несомненно, этого ждут многие как знак того, что мы опять можем жить прежней свободной жизнью. Первая игра сезона пройдёт в интернете уже 26 апреля.
— Кому ты сделал первый звонок?
Хороший вопрос. Жене, естественно. Я сразу рассказал Насте. Помимо того, что она моя жена, она еще и капитан одной из команд. Второй звонок был Александру Моисеевичу, с презентацией идеи. Он сказал: «Мне нравится. Давайте запускать!».
— Всё снова будет под патронажем «Жуковки»?
Да, это наш совместный проект. Генеральными партнерами являются Еврейский религиозно-культурный центр «Жуковка» и агентство Blumenkrants, которое будет заниматься созданием и реализацией онлайн-игры.
— Как это происходит с точки зрения информирования и регистрации?
У нас есть свои страницы в Instagram и Facebook, где мы публикуем всю актуальную информацию.
https://www.facebook.com/vopnavop/
https://www.instagram.com/vopnavop/
Плюс к этому, каждый день мы выкладываем интерактивные загадки и ребусы. Есть отдельная рубрика — вопросы от известных людей. Первый вопрос был как раз от р. Бороды.
Все партнеры игры по-прежнему с нами. 26 апреля они предоставят нам интересные подарки для трех команд – победительниц отборочных игр. Нас поддержали David Roytman Luxury Judaica, кошерный чай Shabbat и многие другие. Также нашим партнером является благотворительный фонд SOLOMON.help, с которым мы будем работать над тем, чтобы игра приобретала всё более значимый и привлекательный статус с точки зрения благотворительности.
Нас активно поддерживают известные люди, живущие как здесь, так и за границей. В прошлые игры свои вопросы записывали Семен Слепаков, Михаил Шац, Иван Ургант, Александр Друзь и многие другие. Сейчас первый вопрос нам записал ведущий и шоумен Владимир Маркони.
— Может арбитрами сделаете раввинский суд: три раввина будут решать, кто прав, а кто виноват?
У нас игра для еврейского сообщества, но она не полностью религиозная. Процентов 20 вопросов связаны с нашей культурой и традициями, все остальные — на общую эрудицию. В нашей игре важнее всего умение мыслить логически, работать в команде и вести мозговой штурм. И, кстати, у нас нет виноватых (смеется).
— Сезон будет по-прежнему состоять из пяти игр?
Сложно загадывать. Если будем продолжать в онлайне, то допускаю, что игр можно делать больше. В этом году мы думаем провести семь отборочных игр, и восьмая станет суперфиналом. Конечно, было бы очень здорово провести финал в «Жуковке». Мы понимаем, что онлайн никогда не заменит живого общения. Наша идея именно в том, чтобы возродить интеллектуальную игру и напомнить людям, что даже в онлайне «Жуковка» остается центром еврейской жизни. Мы бы хотели взбодрить и встряхнуть людей. Это хорошая возможность объединиться вокруг чего-то одного, и тем более вокруг значимого благотворительного аспекта. Есть огромное количество людей, которые нуждаются в помощи, и каждый из нас способен помочь им.