Вадим Жоров: «Мы вместе, и это нужно поддерживать»

Генеральный директор Российско-израильского консультационного центра (РИКЦ) рассказал, как получить израильский паспорт и почему нужно сохранять единство среди евреев.

Дмитрий Фроловский
Фото: Владимир Калинин

– Все больше людей с еврейскими корнями стремится получить израильское гражданство. Почему?

– Такой ажиотаж связан с тем, что 26 июня 2017 года Кнессет внес поправки в закон о загранпаспортах. Согласно этим поправкам, репатрианты смогут получить израильский загранпаспорт без обязательного проживания в Израиле после приобретения гражданства. В свою очередь, временный проездной документ, или как его часто называют «лессе пассе» («теудат маавар» в терминах израильского МВД), был упразднен вовсе.

Именно из-за упрощения данной процедуры в консульствах теперь наблюдается наплыв претендентов на репатриацию.Спрос на Израиль продолжает расти, людям нравится Израиль. Многие евреи стремятся вернуться на историческую родину.

– Расскажите побольше о РИКЦ.

РИКЦ сосредоточен на оказании профессиональной помощи в получении гражданства. Мы помогаем людям, у которых нет свободного времени заниматься процессом самостоятельно и которые по приезде в Израиль хотят пройти все нужные инстанции, включая заказ в МВД даркона, то есть загранпаспорта, в течение 1-2 дней. Безусловно и неоспоримо, что израильское гражданство и израильский паспорт нельзя купить и можно лишь получить, обладая еврейскими корнями.

Как уже было сказано, многие наши клиенты – это люди, у которых нет времени, и поэтому мы помогаем ускорить процесс. Делаем всю сложную работу и берем на себя все возможные хлопоты. Во времена СССР очень многие старались избавиться от принадлежности к еврейству. Люди также могли быть родом из Украины или Белоруссии, а растить детей где-нибудь в Средней Азии. Мы помогаем запросить повторные документы, собираем все необходимое и восстанавливаем связь между поколениями. Таким образом, помогаем евреям вновь обрести свои корни. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует понимания дела, так как один и тот же документ может быть выдан в разном формате, и один будет принят консулом, а второй нет.

Конечно, наши клиенты – не только люди, которые стеснены во времени, но и люди, которые уже столкнулись с трудностями на собеседовании с консулом и неоднократно были на приеме, не достигнув желаемого результата. Некоторые наши клиенты даже не понимают, что они евреи и имеют право на репатриацию. Например, недавно к нам обратилась семейная пара, они не были уверены в том, что они евреи, и искали того, кто помог бы им понять, имеют ли они право на репатриацию. Оказалось, что оба супруга – евреи, да еще и по материнской линии. И это не единичный случай.

Где бы евреи ни жили, они всегда должны понимать, что их пребывание там временное и основным их домом был и всегда останется Израиль. Поэтому я считаю, что так важно озаботиться получением гражданства уже сейчас. Мы вместе, и нужно стремиться поддерживать единство.

– Одним словом, ваша деятельность – это помощь в переезде в Израиль?

– Я убежден: помимо того, что мы помогаем получить гражданство и даркон, мы делаем еще одно важное дело – возвращаем евреев в общину. Когда люди с еврейскими корнями думают о получении даркона и возможности переезда в Израиль, многие из них одновременно начинают осознавать, что принадлежат к народу с большой историей и богатой культурой. Нам не раз писали письма, в которых благодарили за то, что мы помогли им вернуть потерянную и забытую часть себя. Подобные моменты всегда очень трогательны и являются важной составляющей нашей деятельности.

Совсем недавно мы материально помогли открыть представительство еврейского делового клуба SOLOMON.help в Крыму. На встрече присутствовала Екатерина Король, глава департамента по обслуживанию клиентов, а также множество представителей местной и московской общины. Событие ознаменовало единение и новый виток в жизни евреев Крыма. Приятно, что мы имели к этому непосредственное отношение. В марте мы поддержали организацию праздника Пурим в синагоге в Жуковке, а в Песах оказали материальную поддержку в проведении Седера в общине Самары. Все это даетчувство удовлетворения и стимулирует двигаться дальше.Как говорится, не хлебом единым жив человек.

– Как именно устроена работа?

– Сначала мы даем человеку бесплатную консультацию, а затем, если есть желание продолжать, можно получать услуги на коммерческой основе. Каждый случай индивидуален и основная цель заключается в том, чтобы помочь человеку получить израильское гражданство. Существует стереотип, что в получении иностранного гражданства могут помочь только юристы. В случае с РИКЦ этого не требуется: мы выстроили собственную эффективную систему. Впрочем, у нас имеются и собственные юристы, которые активно участвуют в процессе сбора документов.

Получить израильский паспорт не так просто. Иногда чиновники халатно относятся к обработке документов, и тогда запрос и обработка необходимых документов могут превратиться в длительный и утомительный процесс. Для того чтобы доказать еврейское происхождение, бывает нужно составить генеалогическое древо, что является большой и трудоемкой работой. К сожалению, большинство клиентов не имеют на руках полного пакета документов, подтверждающих право на репатриацию. Для консульской проверки их нужно восстанавливать.

Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Стандартная процедура получения израильского гражданства будет более гладкой, если к ней подготовиться.
Вадим Жоров

Помимо того, что важно собрать документы, необходимо также подготовить человека к процессу общения в консульстве. За последние годы собеседования стали более жесткими, и консулы предъявляют больше требований к потенциальным репатриантам. Без внешней помощи порой не обойтись. Именно поэтому одно из направлений деятельности РИКЦ заключается в подготовке к собеседованиям, и мы координируем весь процесс от начала до конца. Как только человек приходит к нам, мы сразу же начинаем анализировать ситуацию, смотрим, какие имеются у человека документы, и делаем выводы о том, что надо предпринять. По имеющейся информации, на РИКЦ приходится до 90% всех обращений онлайн на предмет получения гражданства и даркона. В день мы получаем от 30 до 40 заявок, и 40% из них – по рекомендации наших клиентов. В связи с такими темпами роста планируем открыть офисы в регионах. Начнем с Санкт-Петербурга.

– Кто имеет право получить даркон?

– Как я уже говорил, в СССР люди не придавали особого значения документам, подтверждающим еврейство, и даже стремились от них избавиться. Мало кто хотел быть евреем. Именно поэтому сейчас так сложно восстановить документы, доказывающие принадлежность к еврейству вплоть до третьего поколения. Я – это первое «колено», мои родители – второе, бабушка или дедушка – третье. Есть в этом подсчете разные нюансы. Имеет значение, со стороны мамы или папы идет еврейская линия.

По неофициальным данным, в одной только России на гражданство и даркон может претендовать более одного миллиона человек. Больше половины потенциальных репатриантов проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В моей практике были случаи, когда человек неожиданно узнавал, что его бабушка или дедушка были евреями, хотя ни в одном из доступных документов об этом не было сказано. Согласно индексу паспортов от компании Henley&Partners, паспорт Израиля занимает 22-е место в мире. Индекс учитывает количество стран, доступных без визы для обладателя паспорта данной страны. Россия, для сравнения, занимает 45-е место. В Израиле одна из лучших в мире систем социального и медицинского обслуживания, отсутствует обмен информацией с Россией об открытии банковских счетов. По уровню жизни Израиль обогнал Францию и продолжает быстро развиваться. Израильское гражданство получает не только еврей, но и его семья, включая супругу (или супруга) и детей. На мой взгляд, получение израильского гражданства – это очень верное решение в долгосрочной перспективе, которое хорошо защитит вас в нынешнее нестабильное время.

– Получить гражданство и документы не так уж просто?

– Помимо сложности в сборе документов, для многих создаются искусственные препятствия из-за отсутствия намерений переезжать в Израиль. Если при обращении за гражданством человек не может доказать готовность уехать, то ему не откажут, а вежливо попросят прийти еще раз. Подобные злоключения могут продолжаться бесконечно.Бывали случаи, когда сотрудники консульства в обход заявителя находили контакты родственников и неожиданно связывались с ними, задавая наводящие вопросы о потенциальном репатрианте. Одну и ту же информацию можно подать по-разному, и от этой подачи зависит, получите вы гражданство или вас попросят прийти в следующий раз.

К нам иногда обращаются клиенты, которые уже получили визу, и им нужно сопровождение только по приезде в Израиль. В ходе общения выясняется, что люди ходили на собеседование в консульство 3-4 раза – и лишь потому, что они послушали родственников или друзей, и в результате сделали все неправильно. Например, одним нашим клиентам сказали, что детей не нужно брать с собой к консулу, так как дети потом автоматически получат гражданство. Это не так, и, разумеется, консулу кажется подозрительным, что люди выезжают без маленьких детей. Поэтому эта семья получила несколько раз от ворот поворот.

– Как много людей в итоге уезжает в Израиль?

– Россия сегодня – лидер по числу обращений. Согласно официальным данным, за прошлый год гражданство Израиля получили 7224 россиянина, что составляет больше четверти от общего числа репатриирующихся в Израиль со всего мира. Надеюсь, с нашей помощью это число еще вырастет в 2018 году.

Дмитрий Фроловский
Фото: Владимир Калинин