Ближнего ненавидеть нельзя – казалось бы, что проще? Однако на деле даже в этой заповеди множество нюансов, связанных с тем, что считается ненавистью, какие у нее причины и последствия, да и кто, собственно, такой этот самый ближний. Разбираемся!
Я не негодяй, я только учусь
Запрет ненавидеть ближних («Не ненавидь брата твоего в сердце твоем» ‒ Ваикра, 19:17) – из немногих заповедей, регламентирующих эмоциональную сферу, поэтому у него нет четких и однозначных критериев. Если сомневаетесь, можно ли поступить так или этак, всегда лучше руководствоваться универсальным правилом: «Когда речь идет о заповеди Торы, лучше перебдеть». Старайтесь избегать любых недобрых чувств к ближним, даже менее сильных, чем ненависть, ведь из искры всегда может возгореться пламя.
Задача, безусловно, трудная. Поэтому наши мудрецы сформулировали три условия, которые позволяют определить, идет ли речь о ненависти или о чем-то очень близком к ней.
1. Когда не говоришь с человеком три дня из-за неприязни к нему. Цифра примерная: речь обо всех случаях, когда неприязнь (неважно чем вызванная) столь сильна, что вы готовы прервать любое общение.
Гоша всегда вежливо раскланивался с Ицковичами, своими соседями по лестничной клетке, пока те не завели собачку, лающую ночами. Невыспавшийся Гоша стал демонстративно игнорировать соседей. Это длится уже неделю ‒ и как минимум начиная с третьего дня Гоша нарушает запрет ненавидеть брата своего, Ицковича, в сердце своем.
2. Желание человеку зла. Оно может выражаться в любых действиях по причинению физического, материального, морального или репутационного ущерба.
Хаим недолюбливает Мойшу настолько, что бомбардирует админов социальной сети, в которой активен Мойша, жалобами на любое написанное тем слово. Когда то же самое пишут другие, Хаиму это не мешает. Хаим безусловно нарушает запрет ненавидеть, какие бы сказки он себе ни рассказывал.
3. Злорадство в буквальном смысле слова: радоваться тому, что человеку плохо. Обратите внимание: речь не о простодушном расстройстве от чужих успехов. Зависть – не грех (хотя и немногим лучше).
Отношения между Реувеном и Йосефом испортились, когда они стали претендовать на одно и то же место в спортивной команде, но мужчины старались вести себя цивилизованно. За несколько дней до принятия окончательного решения Реувен узнал, что Йосеф порвал связку на ноге, и обрадовался, но тут же испугался, что нарушил запрет. Проанализировав свои эмоции, он с облегчением понял, что единственной причиной его радости стало полученное преимущество.
Наличия любого из этих трех симптомов достаточно, чтобы поставить диагноз: запрет ненавидеть ближнего нарушен. Отметим особо: в отличие от многих других запретов Торы, здесь осуждаются не конкретные проявления ненависти, а само чувство. Даже если вы никак его не показываете. И наоборот: если вы совершаете что-то из перечисленного не из ненависти, а, например, в воспитательных целях, данную заповедь вы не преступаете (хотя, возможно, преступаете какую-нибудь другую).
Ненависть: инструкция по применению
Поймав себя на запретном чувстве, постарайтесь понять причину его возникновения. Чаще всего это обида, реже зависть, слишком близко принятые к сердцу разногласия, предубеждения и фобии.
В первом случае у еврея существует обязанность выяснить с объектом ненависти (обидчиком) отношения. Без кавычек: поговорить, чтобы разобраться в причинах конфликта и погасить страсти. Готовый рецепт, как это сделать, содержится в полном тексте стиха с заповедью: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем. Увещевай, увещевай ближнего твоего и не понеси за него греха». Часто помогает: поговорили, выяснили, что случилось, неправый извинился, и отношения восстановлены. Примирение должно быть максимально полным и не формальным.
Если этого не произошло, значит, дело не в обиде или не только в ней. Возможно, вам нужна психологическая помощь, и лучше обратиться за ней к профессионалам: жить, нарушая запрет ненавидеть ближнего и ничего не предпринимая, неприемлемо.
Паша Ицкович, чувствуя, что в нем закипает гнев на Гошу, переставшего с ним здороваться, решил поговорить с тем по душам. Но сделал ошибку: начал разговор не с вежливого вопроса о причинах перемен в поведении, а с предъявления претензии. В итоге дошло до обвинений в хамстве и живодерстве. В результате Паша и заповедь увещевать не исполнил, и от ненависти не избавился.
Увещевая, важно быть предельно сдержанным и доброжелательным. С человеком, который вежливость принимает за слабость, можно общаться через посредника или электронные средства связи. В совсем запущенных случаях единственный выход ‒ от всего сердца простить противника, плюнуть (опционально) и по возможности забыть о его существовании.
В рамках запрета ненавидеть ближнего существует ряд обязанностей, целью которых является самовоспитание. Например, оказавшись перед выбором, кому из двух ближних помочь – приятному или ненавистному, нужно предпочесть ненавистного. Также нельзя отказывать ненавистному в помощи, если тот о ней попросил.
Раскаявшемуся в том, что ненавидел ближнего, нужно извиниться перед тем и за проявления ненависти, и за сам ее факт. Но если объект не знал, что его ненавидели, ставить его в известность об этом не обязательно. Ибо какой смысл?
Достойные объекты
Из глобального запрета ненавидеть евреев и евреек есть ряд исключений.
Дозволено ненавидеть тех, кто вредит или досаждает нам без достойных оправданий и не желает раскаиваться в этом и идти на примирение. Впрочем, лучше этим дозволением не пользоваться: ненависть еще никому не шла на пользу.
Дозволено ненавидеть людей, которые злонамеренно нарушают заповеди Торы, пока они не раскаются. Но есть нюанс: такой злодей должен полностью соответствовать целым четырем требованиям:
1) безусловно согрешить,
2) согрешив, безусловно нарушить запрет Торы,
3) не иметь никаких оправданий,
4) до того как согрешить, быть предупрежденным о грехе и подвергнуться полноценному увещеванию не грешить.
По мнению абсолютного большинства законодателей прошлого века, практически нет никого, чьим грехам нельзя найти хоть какое-то оправдание. Кроме того, мы совсем разучились увещевать как положено. Наконец, тому, кто сам не без греха, запрещено ненавидеть других. А кто из нас без греха? Короче говоря, этот пункт чисто формальный: теоретически ненавидеть можно, но на практике некого.
И главное правило: в тот момент, как злодей раскаивается, дозволение его ненавидеть утрачивает силу.
Дозволено и даже заповедано ненавидеть подстрекающих против Б-га и Торы. Это касается как миссионеров-одиночек, так и органиаторов соответствующих кампаний в СМИ. Подстрекателей никто не обязан предостерегать и увещевать, и никаких оправданий им нет. Однако речь только о пропагандистах и миссионерах: людей, которые тихо для себя придерживаются подобных взглядов, ненавидеть уже нельзя.
Некая организация ведет пропаганду против Торы и заповедей в иврито- и англоязычных электронных СМИ. Недавно ей посчастливилось найти раввина, оказавшегося достаточно неразумным и тщеславным, чтобы согласиться на участие в «диспуте». Знатоков еврейского закона больше всего возмутило даже не само согласие раввина на участие в шапито и тем более не сказанное им в дискуссии, а доброжелательность, с которой он держался с теми, кого обязан открыто ненавидеть.
Важно не забывать: какого бы отношения ни заслуживали все эти нехорошие люди, ненависть – не самоцель. Цель – помочь нынешним злодеям в кратчайшие сроки вернуться в русло нормативного еврейства. Ее ни на миг нельзя упускать из вида.
В голову надо не только есть
Какими бы нехорошими ни были объекты нашей ненависти, наши слова и действия могут их сильно уязвить. В таком случае мы нарушим запрет причинять ближним страдания («И не причиняйте страдания друг другу» ‒ Ваикра, 25:17), а следовательно, и заповедь «возлюби ближнего как самого себя». И как тут быть?
Ответ прост: не кривить душой и думать, прежде чем говорить и действовать. Если нам в голову не могло прийти, что то или иное действие или слово причинят человеку страдания, то спроса с нас нет. А вот если в глубине души мы прекрасно знали, что обидим ближнего, скидка на непредумышленность отменяется.
Выступая на семинаре «Исполнение заповедей в эпоху пандемии», Ривка позволила себе шутку в адрес людей, относящихся к вирусам как к мистическим существам, наделенным сверхъестественными способностями. Это глубоко обидело одну из участниц, именно так и полагавшую. Но Ривка запрет не нарушила: сложно было предположить, что человек со столь мифологизированным сознанием окажется на семинаре по иудаизму. Извиняться Ривке не за что. Хотя она, конечно, всё равно извинилась: воспитание!
Если страдание или обида причинены непреднамеренно и не по преступной небрежности, простого извинения вполне достаточно. Нет минимального объема страдания, которое запрещено причинять: считается даже пренебрежительный комментарий.
Естественно, причинять страдания запрещено и заочно.
Лея полагала, что если организует травлю соперницы в закрытом чате, но сама не будет в ней непосредственно участвовать, то запрета причинять страдания не нарушит. Лея заблуждалась. Заодно она нарушила запрет «ставить препону пред слепым», ибо спровоцировала других евреев причинить страдания ближнему.
Как и заповедь «не ненавидь ближнего», запрет причинять страдания формально распространяется только на евреев (включая случаи, когда еврей делает гадости другому еврею руками неевреев). Порой лишь тонкая грань отделяет легитимную защиту себя и своих интересов от нарушения закона. Поэтому если есть вероятность, что вы обидите/навредите еврею или еврейке, от планируемых действий или слов следует воздержаться.
Изя взял за правило всякий раз, собираясь опубликовать пост или комментарий в социальной сети, думать, не обидит ли это кого-то. И если понимал, что может, то не публиковал написанное. Кстати, благодаря этому он в считаные месяцы избавился от зависимости от социальных сетей.
Чтобы не причинять ближнему страдания, дозволено даже соврать, когда нет другого выхода. Но если ложь не избавит от страданий, а лишь отсрочит их, всё отменяется: ложь ‒ только во спасение!
Делать другим гадости невыгодно
Под заповедь о непричинении страданий попадают многие ситуации, про которые принято думать: «Пустяки, дело житейское». И напрасно: наверняка каждый может вспомнить, как с вами обходились одним из нижеперечисленных способов и как вы от этого злились и расстраивались. Вот и не поступайте так сами!
Запрещено напоминать людям о неприятных фактах из их прошлого, прошлого их семьи и других вещах, воспоминания о которых расстраивают. Но если это необходимо для дела – можно.
Запрещено строить бестактные предположения о том, за что с человеком стряслась та или иная беда или что плохое может с ним случиться за тот или иной проступок.
«Ты бы не заразился уханьским вирусом, если бы не пользовался б-гопротивным интернетом!» ‒ выдал Арье Шмулику. Это вполне считалось бы причинением страданий, если бы не было так смешно и нелепо. А вот Шмулик в ответ так долго и издевательски хохотал и высмеивал Арье, что таки нарушил заповедь: все-таки надо сдерживаться, даже если имеешь дело с глупым человеком.
Запрещено ставить человека в ситуации, когда он будет унижен, осмеян ‒ короче, испытает душевную боль.
Габай синагоги взял моду заставлять вести молитву самых неподготовленных членов общины. Ему казалось, что это хороший воспитательный прием. Раввину пришлось провести с ним беседу – вежливую, но очень строгую.
Запрещено видеть чужие страдания, иметь возможность облегчить их, но не делать этого. Это же относится и к возможным будущим страданиям ближнего, которые вы не в силах предотвратить, но можете предупредить, чтобы он принял по этому поводу какие-то меры. Последнее полностью относится к опозданиям: еврей, понимая, что опаздывает, обязан предупреждать о задержке.
Яша еще за два дня до дедлайна понял, что закончить статью к сроку не успеет. И сразу написал об этом редактору. Правда, тот легкомысленно не имел запасных статей для публикации и в результате просто страдал на два дня больше, чем мог бы...
Запрещено без нужды раздражать и дразнить людей, в том числе портить им настроение своим ворчанием, нытьем и пещерными привычками: чавкать, рыгать, шумно сморкаться, пользоваться слишком резким одеколоном и т. д.
Запрещено намеренно и без нужды пугать других ‒ словами ли («Не доешь кашу – отдам тебя милиционеру!»), действиями ли (например, резко и угрожающе замахиваясь). Конечно, не следует устраивать жестокие розыгрыши тем, кто не получает удовольствия от подобных шуток. Сюда же можно отнести и запрет сообщать людям информацию, которая может их расстроить, если в этом нет необходимости.
Когда родители спросили Лёлика, почему он скрывал от них четверки по пению и тройки по физкультуре, тот честно ответил: во исполнение запрета без нужды заставлять страдать ближних. И был прав: трудно придумать большего «без нужды», чем пение и физкультура для одаренного ученика математический школы.
Запрещено намеренно давать дурные советы. Кстати, запрещено и давать евреям хорошие советы, в результате которых пострадают другие евреи. Вообще, лучше не лезть к ближнему с любыми непрошеными советами: они раздражают независимо от того, насколько толковы. Советуем вам это от всей души!