Непонимание многими этого вопроса связано с тем что они путают между понятиями ГРАЖДАНСКОЕ признание (де-юре или де-факто), и ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ признание.
«Гражданское признание» это чисто юридическая (и политологическая) категория. Вопрос о том кто какие читает молитвы, какие празднует праздники и любит ли армию – не имеет никакого отношения к этому понятию. Просто не надо путать теплое с желтым.
В этом смысле АИ (Агудат Исраэль), и ЯТ (Яадут аТора) полностью и де-юре признают на гражданском уровне Государство Израиля (ГИ) потому что:
1. АИ подписало Декларацию Независимости. Воевали вместе со всеми в Войне за Независимость (да, харедим тогда шли в Хагану).
2. Тем самым АИ признала еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства. И активно это поддержала. Никогда от этого не отказывалась.
3. АИ признает все основополагающие документы государства и его законы, институции и ветви власти государства, участвует в них и сама обращается к ним.
4. Если бы (гипотетически) АИ предложили «отменить» провозглашение ГИ — она никоим образом НЕ стала бы это делать. И никогда не предлагает ничего подобного.
***
Для сравнения: ОАС (Объединенный Арабский Список и предшествующие арабские группы в ЭИ):
1. Не готов подписать Декларацию Независимости.
2. Не признает еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства.
3. Не признает некоторые основополагающие документы (например Национальный Закон и предыдущие аналогичные законы).
4. Если бы (гипотетически) ОАС предложили «отменить» провозглашение ГИ — она тут же ДА поддержала бы это. И постоянно, в той или иной форме, предлагает это.
***
Это и есть кардинальная разница.
Поэтому АИ — полностью признает ГИ, де-юреа ОАС — не признает ГИ — точнее, признает его только де-факто (здесь ничего поделать не может).
В краткой формулировке:
*Наш спор с АИ идет о том, «как развиваться ГИ»,
*А наш спор с ОАС идет по вопросу «нужно ли вообще ГИ»
***
Это то, что касается ГРАЖДАНСКОГО признания — и только это называется в политологии «признание».
Относительно же ТЕОЛОГИЧЕСКОГО признания — это вообще не вопрос гражданской оценки.
Люди нерелигиозные (которые чаще всего выдвигают претензии в харедим) вообще не имеют морального права даже заикнуться о требовании «теологического признания» — потому что религиозные вопросы это вообще не их дело. Так же как вопрос «должны ли харедим читать в субботу молитву за государство или нет»: те кто сам не читает никаких молитв в субботу, пусть идет лесом с такими требованиями.
Не говоря уже о праве каждого на свободу совести — которое вообще не может рассматриваться как «гражданский ущерб».
(И поэтому какой флаг вешать, какие праздники праздновать — это полностью личное дело каждого, и никак не основание для юридического и морального требования, и тем более для обвинений в «недостаточном патриотизме» — а именно это, по сути, стоит за жалобой «они не празднуют наши праздники…»).
Однако мы, как люди религиозные, можем указать на разницу между харедами и релсионами: действительно, АИ не дает ГИ теологического признания, т.е. не считает его «правильным еврейским государством» (именно это — а не светский смысл слова!! — АИ вкладывает в понятие «еврейское государство»).
АИ считает что для того чтобы стать «правильным еврейским государством» ГИ должно быть радикально трансформировано.
Однако в этом оно не одиноко среди еврейских партий Израиля.
Например, Мерец (со своей стороны) тоже считает ГИ «неправильным» («государством апартеида» и т.п.) и хочет его радикальной трансформации. Есть люди в Мереце которые призывают «не идти в армию пока это не исправится». Но ведь на этом основании никто не утверждает что Мерец «не признает» ГИ.
***
Вывод:
1. АИ и ЯТ полностью признают (де-юре) ГИ на гражданском уровне.
2. Они не признают ГИ на теологическом уровне. Однако это не имеет отношения к гражданскому и юридическому понятию «непризнания».
3. в «теологическом» смысле Мерец признает ГИ не больше чем АИ это делает.
4. не надо демонизировать харедим и приписывать им грехи которых у них нет. Такая накачка ненависти может только опрокинуть ГИ, и ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, нужно стремиться к взаимопониманию с харедим и нахождению взаимо-приемлемых способов нормальной жизни для каждого сектора.
5. Харедим не враги Израиля. Харедим наши политические оппоненты. При всех наших разногласиях — и моей острой критике некоторых аспектов харедизма) — харедим мне политически ГОРАЗДО ближе чем Мерец или НДИ — потому что АИ или ШАС борется со мной (рел.сионами) в вопросе политического влияния, а Мерец или НДИ пытается уничтожить иудаизм на уровне общественного сознания Государства Израиля (типа: «Тора это перед сном, вечером — а утром и днем чтобы я этой вашей Торы нигде не видел!»).
6. Впрочем, последний вопрос это на вкус каждому. Очень жаль, что ТАКТИЧЕСКИЕ проблемы с харедим для некоторых затмевают СТРАТЕГИЧЕСКОЕ противостояние с НДИ и Мерецом. Но в любом случае: это НЕ ИМЕЕТ отношения к вопросу «гражданское признание харедим ГИ».
Кстати креативное предложенеи: присяга новых членов Кнессета должна выражаться в символическом подписании Декларации Независимости.
Кто не подписал — не считается чл.Кнессета пока не подпишет (как не принявший присягу).
Тогда мы более ясно увидим кто да признает Государство Израиля и кто нет.
***
Хорошая четкая формулировка: Существующие в Израиле общественные группы (и представляющие их организации и партии) по степени «принятия государства» можно разделить на три группы:
1. Те кто полагает, что Израиль имеет еврейскую миссию, смысл и право на существование именно как еврейское государство. Они солидаризируется с Декларацией Независимости, ЗОВ, еврейскими символами Страны. Это сионисты, религиозные и светские. Степень их признания можно охарактеризовать как «признание теологическое» (поскольку «миссия» – понятие теологическое, даже для нерелигиозных).
2. Те кто полагает, что Израиль национальной миссии он не несет, но очень хорошо что Государство существует, и здесь еврей может жить на своей земле. Они полностью признают все законы Израиля, но не очень солидаризируются с праздниками и символами. Это «просто лояльные граждане, но идеологически не вовлеченные в Страну». Они не-сионисты, религиозные (харедим), и светские (крайние левые), но они и не анти-сионисты. Степень их признания можно охарактеризовать как «гражданское полное признание де-юре, но НЕ теологическое признание».
3. Те кто считает что нынешний Израиль не имеет права на существование как еврейское государство, и лишь вынужденно признают израильские законы. Это радикальные течения среди евреев харедим (Эда харедит), и часть арабов — антисионистов. Степень их признания можно охарактеризовать как «гражданское признание лишь де-факто».