Кто признает Государство Израиля и кто нет?

Вопрос о том, "признают ли харедим Государство Израиля" - является весьма важным, потому что на нем раскручивается боьшая часть ненависти к религии в Израиле. Поэтому важно этот вопрос прояснить

Пинхас Полонский
популяризатор иудаизма (Израиль)

Непонимание многими этого вопроса связано с тем что они путают между понятиями ГРАЖДАНСКОЕ признание (де-юре или де-факто), и ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ признание.

«Гражданское признание» это чисто юридическая (и политологическая) категория. Вопрос о том кто какие читает молитвы, какие празднует праздники и любит ли армию – не имеет никакого отношения к этому понятию. Просто не надо путать теплое с желтым.

В этом смысле АИ (Агудат Исраэль), и ЯТ (Яадут аТора) полностью и де-юре признают на гражданском уровне Государство Израиля (ГИ) потому что:

1. АИ подписало Декларацию Независимости. Воевали вместе со всеми в Войне за Независимость (да, харедим тогда шли в Хагану).

2. Тем самым АИ признала еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства. И активно это поддержала. Никогда от этого не отказывалась.

3. АИ признает все основополагающие документы государства и его законы, институции и ветви власти государства, участвует в них и сама обращается к ним.

4. Если бы (гипотетически) АИ предложили «отменить» провозглашение ГИ — она никоим образом НЕ стала бы это делать. И никогда не предлагает ничего подобного.

***

Для сравнения: ОАС (Объединенный Арабский Список и предшествующие арабские группы в ЭИ):

1. Не готов подписать Декларацию Независимости.

2. Не признает еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства.

3. Не признает некоторые основополагающие документы (например Национальный Закон и предыдущие аналогичные законы).

4. Если бы (гипотетически) ОАС предложили «отменить» провозглашение ГИ — она тут же ДА поддержала бы это. И постоянно, в той или иной форме, предлагает это.

***

Это и есть кардинальная разница.

Поэтому АИ — полностью признает ГИ, де-юреа ОАС — не признает ГИ — точнее, признает его только де-факто (здесь ничего поделать не может).

В краткой формулировке:

*Наш спор с АИ идет о том, «как развиваться ГИ»,

*А наш спор с ОАС идет по вопросу «нужно ли вообще ГИ»

***

Это то, что касается ГРАЖДАНСКОГО признания — и только это называется в политологии «признание».

Относительно же ТЕОЛОГИЧЕСКОГО признания — это вообще не вопрос гражданской оценки.

Люди нерелигиозные (которые чаще всего выдвигают претензии в харедим) вообще не имеют морального права даже заикнуться о требовании «теологического признания» — потому что религиозные вопросы это вообще не их дело. Так же как вопрос «должны ли харедим читать в субботу молитву за государство или нет»: те кто сам не читает никаких молитв в субботу, пусть идет лесом с такими требованиями.

Не говоря уже о праве каждого на свободу совести — которое вообще не может рассматриваться как «гражданский ущерб».

(И поэтому какой флаг вешать, какие праздники праздновать — это полностью личное дело каждого, и никак не основание для юридического и морального требования, и тем более для обвинений в «недостаточном патриотизме» — а именно это, по сути, стоит за жалобой «они не празднуют наши праздники…»).

Однако мы, как люди религиозные, можем указать на разницу между харедами и релсионами: действительно, АИ не дает ГИ теологического признания, т.е. не считает его «правильным еврейским государством» (именно это — а не светский смысл слова!! — АИ вкладывает в понятие «еврейское государство»).

АИ считает что для того чтобы стать «правильным еврейским государством» ГИ должно быть радикально трансформировано.

Однако в этом оно не одиноко среди еврейских партий Израиля.

Например, Мерец (со своей стороны) тоже считает ГИ «неправильным» («государством апартеида» и т.п.) и хочет его радикальной трансформации. Есть люди в Мереце которые призывают «не идти в армию пока это не исправится». Но ведь на этом основании никто не утверждает что Мерец «не признает» ГИ.

***

Вывод:

1. АИ и ЯТ полностью признают (де-юре) ГИ на гражданском уровне.

2. Они не признают ГИ на теологическом уровне. Однако это не имеет отношения к гражданскому и юридическому понятию «непризнания».

3. в «теологическом» смысле Мерец признает ГИ не больше чем АИ это делает.

4. не надо демонизировать харедим и приписывать им грехи которых у них нет. Такая накачка ненависти может только опрокинуть ГИ, и ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, нужно стремиться к взаимопониманию с харедим и нахождению взаимо-приемлемых способов нормальной жизни для каждого сектора.

5. Харедим не враги Израиля. Харедим наши политические оппоненты. При всех наших разногласиях — и моей острой критике некоторых аспектов харедизма) — харедим мне политически ГОРАЗДО ближе чем Мерец или НДИ — потому что АИ или ШАС борется со мной (рел.сионами) в вопросе политического влияния, а Мерец или НДИ пытается уничтожить иудаизм на уровне общественного сознания Государства Израиля (типа: «Тора это перед сном, вечером — а утром и днем чтобы я этой вашей Торы нигде не видел!»).

6. Впрочем, последний вопрос это на вкус каждому. Очень жаль, что ТАКТИЧЕСКИЕ проблемы с харедим для некоторых затмевают СТРАТЕГИЧЕСКОЕ противостояние с НДИ и Мерецом. Но в любом случае: это НЕ ИМЕЕТ отношения к вопросу «гражданское признание харедим ГИ».

Кстати креативное предложенеи: присяга новых членов Кнессета должна выражаться в символическом подписании Декларации Независимости.

Кто не подписал — не считается чл.Кнессета пока не подпишет (как не принявший присягу).

Тогда мы более ясно увидим кто да признает Государство Израиля и кто нет.

***

Хорошая четкая формулировка: Существующие в Израиле общественные группы (и представляющие их организации и партии) по степени «принятия государства» можно разделить на три группы:

1. Те кто полагает, что Израиль имеет еврейскую миссию, смысл и право на существование именно как еврейское государство. Они солидаризируется с Декларацией Независимости, ЗОВ, еврейскими символами Страны. Это сионисты, религиозные и светские. Степень их признания можно охарактеризовать как «признание теологическое» (поскольку «миссия» – понятие теологическое, даже для нерелигиозных).

2. Те кто полагает, что Израиль национальной миссии он не несет, но очень хорошо что Государство существует, и здесь еврей может жить на своей земле. Они полностью признают все законы Израиля, но не очень солидаризируются с праздниками и символами. Это «просто лояльные граждане, но идеологически не вовлеченные в Страну». Они не-сионисты, религиозные (харедим), и светские (крайние левые), но они и не анти-сионисты. Степень их признания можно охарактеризовать как «гражданское полное признание де-юре, но НЕ теологическое признание».

3. Те кто считает что нынешний Израиль не имеет права на существование как еврейское государство, и лишь вынужденно признают израильские законы. Это радикальные течения среди евреев харедим (Эда харедит), и часть арабов — антисионистов. Степень их признания можно охарактеризовать как «гражданское признание лишь де-факто».