Еврейские корни
— Расскажите, пожалуйста, о себе, о своих корнях.
Я из типичной еврейской семьи: папа врач, мама филолог. Оба родились в Бессарабии, в Бельцах, учились в Пражском университете, жили в Румынии (после Первой мировой войны некоторые области Бессарабии и Буковины были переданы Румынии). Мама защитила в Праге докторскую диссертацию. Ее специальностью были немецкий и французский языки, но знала она шесть языков. Мой папа тоже знал много языков, прочитывал ежемесячно 29 журналов со всего мира. А дед был простым жестянщиком.
— Простым жестянщиком?
Да. Правда, он был еще и даяном – судьей в раввинском суде маленького городка. Дед умел учиться, был знатоком Торы. Бабушка была парикмахером – делала парики для еврейских женщин. В семье деда было четверо детей.
— Это со стороны отца?
Да, со стороны отца. Дед со стороны матери — богатый человек, купец. Естественно, в свое время учился в хедере, потом в ешиве. А кто тогда, в конце XIX века, не учился в хедере?
— Ваши родители получили образование в университете. Как это сочеталось с религией?
Они шесть лет жили в Праге, сначала в студенческом общежитии, далеко от еврейского района. Однако каждый шабат шли полтора часа через всю Прагу в Староновую синагогу. Ту самую, где якобы хранится тело Голема. Как-то несколько лет тому назад мы были в Праге в шабат и молились в той самой Староновой синагоге. И я попросил, чтобы меня вызвали к Торе как левита. Габай синагоги сказал, что меня опередил другой левит. Но я очень просил, объяснил, что мой папа, живя в Праге, шесть лет молился здесь каждый шабат, ходил через всю Прагу. Тогда габай, впечатленный моим рассказом, уговорил того левита передать мне право чтения Торы.
— Где вы родились?
В Молдове, которая после Первой мировой войны входила в состав Румынии. В 1940 году по пакту Молотова — Риббентропа Буковина отошла к Советскому Союзу, и мои родители поехали в СССР.
— Почему? Ваш отец был коммунистом?
Коммунистом он не был, но был, скажем так, «розовым», то есть ближе к красным. Папа был религиозным сионистом, дружил с коммунистом Фучиком. Расскажу интересную историю. С отцом учился на медицинском факультете один очень богатый студент. У него был собственный курортный городок в Швейцарии, и после окончания университета он пригласил папу к себе — на работу. Что же сделал мой благословенной памяти отец? Он сказал: «Нет, я хочу, чтобы мой ребенок никогда в жизни не слышал слово жид», — именно поэтому родители решили жить в Советском Союзе. Большевистская пропаганда работала хорошо, родители искренне верили в равенство наций в СССР. В 1941 году папу сразу забрали на фронт врачом, мы с мамой бежали от фашистов, доехали до Киргизии, где провели всю войну. Киргизы нас спасли, дай им Б-г здоровья и счастья. Папу ранили, он нашел нас, а в 1945 году мы вернулись в Черновцы. Мне тогда было десять лет.
— И все эти годы вы практически нигде не учились?
Почему? У меня же были еврейские родители, которые занимались моими воспитанием и образованием! Черновцы были еврейским городом, и по возвращении я начал учиться в еврейской школе.
— В то время в Советском Союзе еще существовали такие школы?
Да. Черновцы — необыкновенный город. Город, в котором жили многие писатели, поэты, художники, композиторы. У всех врачей была частная практика. И частные сапожники, и частные портные, и частные парикмахеры, и частные кондитеры. И даже был человек, который устраивал свадьбы. До войны в Вене у него был свой ресторан, специализировавшийся только на еврейских свадьбах. Он впоследствии готовил и мою свадьбу. Черновцы были каким-то особым городом на особом положении. Там практически не сажали людей. Тогда как в соседнем Львове пересажали половину города. Правда, все это очень быстро закончилось. В 1947 году закрыли еврейский театр, до этого – еврейскую школу. Многие евреи успели уехать в Румынию, а когда мы приехали, об этом уже не могло быть и речи – уже не выпускали. Но еврейская жизнь не прекратилась. И если не ошибаюсь, у нас было порядка 12 синагог. До войны в большой ортодоксальной синагоге моим родителям ставил хупу рав Марк, которого потом расстреляли немцы. Во время войны фашисты сожгли синагогу, при советской власти на этом месте построили кинотеатр. Вокруг Черновцов было много хасидких местечек (мой отец был лично знаком с раби из Садигоры).
До войны ходил известный анекдот: «Сколько жителей в Черновцах? – 80 тысяч. – А евреев? – Так я же только что тебе сказал: 80 тысяч!» Все говорили на идише – и украинцы, и русские, и немцы. После войны вернулось тысяч сорок евреев…
Ничего уникального
— И у вас был настоящий еврейский дом?
А как же иначе! Еврейский дом, с соблюдением шабата, еврейских праздников. Даже во время войны, когда был голод, мама меняла карточки на горстку муки, чтобы испечь мацу к Песаху. Я это хорошо помню. После войны, во время сталинских репрессий, «дела врачей», положение евреев стало нестерпимым, и мы стали это внешне скрывать. Но все равно в нашей семье отмечали еврейские праздники. Более того, в нашем доме устраивали еврейские свадьбы (ставили хупу) очень многим друзьям и знакомым. К тому же папа бесплатно лечил членов общины. Параллельно у него была частная практика, так что жили мы очень хорошо. Если он приходил в еврейский дом и видел, что там живут бедные люди, то тайком клал им деньги под подушку.
В 1948 году у меня была бар-мицва. Это был страшный год: уничтожение Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета. К тому времени в Черновцах осталась одна-единственная синагога (она и сейчас стоит). Меня готовил к бар-мицве раввин, но перед самой бар-мицвой он подошел к моему отцу и сказал ему на идише: «Доктор Билич! Я думаю, бар-мицву не стоит отмечать, потому что после нее всех ее участников могут увезти в Сибирь». Папа ответил: «Как весь народ Израиля, так и мы». И бар-мицва состоялась, в синагоге.
— И всех отправили в Сибирь?
Случилось чудо — никого не тронули. Ашем нас спас. Но я помню, как мы были на последнем спектакле замечательного еврейского театра. Все актеры рыдали, выходя на сцену, и весь зал рыдал. Такое забыть невозможно. Во время разгула антисемитизма дома ничего не менялось: потихоньку праздновали, соблюдали шабаты. У нас дома был Хумаш (письменная Тора), молитвенники. Учили, читали. Если меня спрашивают, когда я сделал тшуву, я не знаю, что ответить. Я сделал тшуву еще в животе матери. Должен сказать, у меня всегда было еврейское самоощущение. Я всегда знал, знаю: все, что дает Ашем – благо. И все, чего я в жизни достиг – это по Его великой милости.
— Вашу семью можно назвать уникальной?
Нет, в Черновцах большинство евреев так и жили — полноценной еврейской жизнью. Жить по-еврейски в Советском Союзе было сложно, но возможно. В нашей единственной синагоге, в которой было только 40-50 мест, по праздникам собиралась уйма народа. Вся улица вокруг синагоги была буквально запружена людьми.
— Почему вы не остались жить в Черновцах?
Окончив мединститут, я по комсомольской путевке попал в Караганду и был очень доволен. Защитил кандидатскую диссертацию, к 35 годам — докторскую. Долгое время был главным хирургом города Караганда. Оперировал, принимал больных. Мечтая поступить на практическую кафедру в какой-нибудь мединститут, я 29 раз подавал заявку на конкурс и 29 раз получал отказ. По всему Советскому Союзу. Мне кажется, не было такой вакансии, на которую бы я не подал заявку. Хотя я был самым молодым врачом, защитившим докторскую диссертацию в Советском Союзе в те годы, самым молодым доктором медицинских наук. Помимо жуткого антисемитизма, сказывалось и то, что я был беспартийным. Никогда не был в партии. Как меня ни уговаривали, не хотел. Из комсомола меня исключили после того, как я сказал им все, что о них думаю.
— Возможно, вам не хватало протекции?
Протекция у меня была колоссальная: мой научный руководитель — академик Волков, директор ЦИТО, председатель ученого медицинского совета минздрава СССР. К сожалению, всюду брали «своих», но не евреев.
— Куда же вам, в конце концов, удалось устроиться?
В новый университет в Йошкар-Оле, там ректором был профессор Колла, аристократ и очень умный человек.
— Еврей?
Нет, единственный ректор-еврей в Советском Союзе работал в Грозном, в Чечено-Ингушском университете – Виктор Абрамович Кан-Калик. Гениальный человек. Он стал ректором в сорок лет. За пять лет ректорства создал девять новых факультетов, в том числе медицинский, микробиологический и даже театральный. Туда приезжали Табаков, Ефремов. Удивительный, прекрасный университет. После Йошкар-Олы я попал туда на медицинскую кафедру.
Ректор Кан-Калик стал первой жертвой чеченской заварухи. Вместе с проректором-чеченцем из очень знатного рода, профессором-физиком Бислиевым, они как-то выходили из университета. Бандиты с автоматами схватили ректора и затолкали в машину, Бислиева убили на месте. Мы думали, потребуют выкуп, за одну ночь собрали баснословную, просто фантастическую сумму. Люди приходили, клали деньги на ректорский стол. Его все очень любили. Он никогда не брал взяток, был кристально чистый человек. Через год нашли его изуродованное тело. Его похоронили в Москве. Я понял, что из Грозного нужно уезжать, и вернулся в Москву.
— До этого вы часто бывали в Москве?
Очень часто я специально приезжал в Москву на еврейские праздники, молился в Хоральной синагоге. Сюда же приезжали и родители.
Без стыдливого умалчивания
— Мы слышали, что вы, в частности, занимаетесь и проблемами сексуального здоровья.
Я андролог-сексолог – занимаюсь проблемами половой жизни во всем ее многообразии. Я противник стыдливого умалчивания подобных вопросов.
— Вы говорили о хирургии. Когда и как вы стали специализироваться в этой области?
Очень давно. Более пятидесяти лет назад. Друг моего папы, профессор Порудоминский, был единственным сексологом в Советском Союзе. Он спросил меня, тогда еще молодого хирурга, что я буду делать в пятьдесят лет. А в семьдесят? А в восемьдесят? Я ответил, что, как и сейчас, буду заниматься хирургией. Он понял, что я плохо ориентируюсь в жизненных реалиях, и предложил поучиться у него. Действительно, я очень много оперировал, и вдруг мне не захотелось больше оперировать. А было мне всего 36 лет. Так что мой учитель оказался прав.
— Ваша новая специализация больше связана с психологией?
Психологи хотели бы связать эту тему со своей специальностью. Психологические феномены, действительно, бывают, но их значительно меньше, чем органических.
— А как обстоит дело с сексуальным здоровьем у евреев?
В Талмуде оговорена периодичность отношений с женой в зависимости от специальности, занятости человека: погонщик ослов, погонщик верблюдов и другие. Возведение сексуальной жизни в ранг заповеди сыграло большую роль в сохранении еврейского народа. И в деторождении, и в здоровье. Для меня здоровье – сочетание трех сфер: физической, психической и сексуальной. Одно влияет на другое. Это треугольник, в котором все три стороны соединены между собой очень важными связями.
Регулярная половая жизнь по Торе – одна из основ общего здоровья. Без нее не может быть нормальным ни физическое, ни психическое здоровье. Евреи живут очень интенсивной и активной половой жизнью. Твердо убежден (я не одинок в своем мнении), что в этом, наряду с кашрутом, – одна из важнейших причин необычайной жизнестойкости еврейского народа. Регламентированная половая жизнь четко прописана в законах. Первосвященник не может служить в Йом Кипур, если у него вдруг умерла жена. Жена, чей муж пренебрег ею два шабата подряд, имеет право обратиться к раввину, требуя развод. И таких примеров много.
Супружеский контакт с женой в состоянии нида сам по себе вреден – у мужчины могут развиться инфекции мочевой сферы. Это уже доказано. Могли об этом знать более трех тысяч лет назад? Тот, Кто нам это сказал, знал. Доказано: для здоровья и мужчины, и женщины чрезвычайно важны регулярные перерывы в супружеских отношениях: они укрепляют половую систему. У мужчины и женщины при всех сложностях воздержания появляется дополнительная мотивация к более активной половой жизни.
— Что вы как специалист думаете о полигамии? Некоторым кажется, будто две жены – это очень хорошо.
Я так не думаю. Еврейский муж в первую очередь должен думать об удовлетворении жены, и лишь потом о собственном удовольствии. Половая сила человека не безгранична, в полигамном браке уделить внимание нужно каждой, это нереально. А какие взаимоотношения будут между женами? Есть много исследований полигамных семей. В большинстве таких семей женщины не ладят между собой, ведь им не хватает внимания мужа.
У каждой пары есть свои выработанные привычки. Я все это изучил, проанкетировал. Мужчины вообще по своей натуре очень боязливые. Это неправда, что мы сильный пол. Я написал много статей и книг на эту тему. В иудаизме дом – это жена, а не муж. И это правда. У каждой пары множество мельчайших особенностей, которые и составляют «сексуальное благополучие», сексуальную гармонию. Когда жен несколько, гармония нарушается. Потому что у каждой женщины свои особенности.
Знаете, какая женщина может создать счастливую семью? Та, которая умеет меняться. Это очень важно, поскольку половая жизнь – важнейшая составляющая семейного счастья. Над гармоничными семейными отношениями нужно постоянно работать, причем работать должны оба супруга. А многоженство – это плохо, в том числе плохо для здоровья.
— К врачам обычно обращаются, когда что-то болит. А когда нужно обращаться к сексологу?
Всегда! Здоровье половой системы – часть общего здоровья. Как во всем цивилизованном мире женщины после сорока лет раз в год обращаются к гинекологу, точно так же и мужчина, особенно после пятидесяти лет, должен раз в полгода обращаться к андрологу. Кроме того, у евреев чаще возникают проблемы с простатой, поэтому визиты к андрологу-сексологу обязательны. Правда, в Израиле с этим обращаются уже к урологу – там мало андрологов.
— Жили ведь раньше без андрологов…
У евреев андрологов не было, но были раввины. Сегодняшняя действительность изменилась, поэтому, кроме раввина, необходимо обращаться к специалистам. Лучше, конечно, к врачам, соблюдающим традиции, но необходимо учитывать и жизненные реалии.
— Вы считаете свою профессию кашерной?
Моя научная специальность – анатомия человека, а это работа на трупах, что, конечно, некашерно.
— Почему?
Ритуально нечисто. Чехов сказал, что его жена – медицина, а любовница – литература. Так и у меня. Моя «законная жена» — научная анатомия, а по моим учебникам и атласам учится почти половина России. Так что Всевышний дал мне возможность многое сделать.
Самая главная заповедь
— Вы считаете чистоту семейной жизни самой важной заповедью еврея?
Я убежден: самая главная заповедь – беречь свою жизнь и свое здоровье. Еврей обязан заботиться и думать о собственном здоровье. Великий Рамбам говорил, что наше здоровье, так же, как и наше тело, – достояние Всевышнего. Всевышний дает нам большой запас жизни – примерно 120 лет. Сегодня это подтверждено наукой. Здоровым, правильным образом жизни человек может полностью реализовать потенциал, данный ему Всевышним. Но чаще всего мы, наоборот, уничтожаем свое здоровье, и в буквальном смысле слова человек, только встав на ноги, начинает свою жизнь укорачивать. В медицине главное – не лечить болезни, а предупреждать их. Очень многие недуги можно предупредить. В данном подходе я не оригинален. Беда в том, что большинство активно сопротивляется этому.
— Почему?
По двум причинам. Первая – это лень. Вторая и основная – люди живут прошлым, не замечая постепенных изменений. Человек говорит себе: «Как?! Да я всю жизнь так прожил, и все было в порядке! С чего вдруг сейчас то, что я делал всегда, стало вредным?» Он забывает, что, во-первых, стал старше (время вспять не повернуть), а во-вторых, забывает о резком ухудшении среды нашего обитания. Поясню свою мысль на примере питания.
Кашрут веками хранил евреев, берег наше здоровье. Тысячи лет кашерное питание являлось залогом здоровья. Сегодня на дворе XXI век. Активно развивается химическая промышленность. Все время появляются новые пищевые технологии, ориентированные на получение прибыли и совсем не обязательно на сохранение здоровья. Так что сегодня кашерность продукта далеко не всегда залог его полезности. Знак кашрута стоит и на вреднейшем маргарине, и на других не менее вредных продуктах. Маргарин представляет собой гидрогенизированные жиры, которые повышают уровень холестерина и ускоряют процесс старения артерий. А это прямой путь к инфаркту, инсульту и тому подобным болезням. И получается: суперкашерный продукт – яд, наносящий страшный вред здоровью. Ничуть не лучше парвенный (не молочный и не мясной) майонез. В его составе масса вредных для здоровья консервантов. Томатный соус очень полезен, необходимая еда, но когда берешь в руки кетчуп и читаешь на этикетке состав… Кашерный продукт, и все входящие в него вещества разрешены раввинатом. Но вместе взятые они смертельно опасны для человека. А сумасшествие с кока-колой, которую пьет весь Израиль! Там выпивают столько же кока-колы, сколько в США. Семь с половиной миллионов человек в Израиле – и двести миллионов в Америке! Современная пищевая промышленность использует массу ухищрений, только бы сделать еду аппетитнее, а значит, более продаваемой. И сегодня мы обязаны отдавать себе отчет в том, что, при всей важности кашрута, жизненно необходимо ввести в обиход словосочетание «здоровый кашрут».
Евреи – народ Книги. Некоторые с утра до вечера и с вечера до утра учат Тору. Я специально посетил двадцать ешив в Израиле, и нигде не видел спортзала, не видел, чтобы мальчиков заставляли хотя бы подвигаться.
— Но мы знаем мудрецов Торы, которые живут больше ста лет (да продлятся их годы), которые никогда не занимались спортом. Отношение к подобным занятиям в наших источниках скорее негативное.
Мне довелось изучать образ жизни многих мудрецов. Первое их отличие – очень скромное питание. В их рационе очень мало мяса. В основном овощи, оливковое масло, фрукты, хлеб. Мясо и рыба – только в шабат. А наши далекие предки, как я знаю, ели мясо вообще только три раза в году. Американские ученые 30 (!) лет изучали группу 200 тысяч человек: те, кто ел красное мясо каждый день, укоротили свою жизнь примерно на четверть. Доказано статистически.
— Можно ли верить такой статистике?
Можно: исследование проводило солидное медицинское учреждение. Кстати, евреи тоже принимали участие в нем участие. Доказательное, рандомизированное исследование, против которого трудно возразить.
— Поэтому наши мудрецы жили и живут так долго?
Я не знаю. Так сделал Ашем. Кстати, не думайте, что в прошлом люди жили дольше. Разговоры о столетних — двухсотлетних старцах весьма преувеличены. Антропологические исследования, в том числе и в Израиле, показывают, что люди жили не долго, меньше сорока лет. Действительно, мы знаем мудрецов, которые живут очень долго, не занимаясь никакой физической активностью. Это уже воля Творца.
Сейчас мир изменился. Всеми серьезными исследованиями доказано, что гиподинамия ведет к развитию сердечнососудистых заболеваний с различными осложнениями, к злокачественным образованиям. Когда-то эти болезни были редкостью, а сегодня число больных увеличивается со страшной скоростью. Почему? Причина – свободные радикалы, вредные выхлопы, загрязнение среды, плохая вода и прочее.
— Не связано ли духовное здоровье с физическим? Особенно у религиозных людей?
Несомненно, связано. Люди, которые не двигаются, умирают на двадцать — двадцать пять лет раньше от инсульта, инфаркта, атеросклероза. Наука доказала, с чем это связано: человек не движется, значит, нет достаточно кислорода, следовательно, мышцы не работают и превращаются в соединительные ткани. С данным фактом не поспоришь.
— Но есть мнение, что Храм был разрушен, в частности, из-за увлечения евреев греческими спортивными играми.
В шабат? Или они бегали обнаженными на стадионе, как было принято на олимпийских играх в Древней Греции?
— Есть разные мнения. Вы можете себе представить евреев местечка, занимающихся физкультурой?
Именно поэтому в местечках так недолго жили. В местечке сорокалетний человек считался старцем. Сегодня он молодой еще в шестьдесят. Изменились временные рамки. Вам известно, что в различных видах спорта евреи занимают лидирующие позиции?
— В первый раз слышу.
Это правда! А уж в нынешнем положении израильтянам надо быть очень сильными. И физически тоже. Думаю, если бы в систему образования ввести уроки физической культуры, это могло бы принести большую пользу. Мир изменился, и он не такой, каким был 500, 200, 300 или даже 100 лет назад. Тут все взаимосвязано. Такова моя точка зрения, возможно, я ошибаюсь.
Без противоречий
— По вашему мнению, достижения современной медицины не соответствуют тому, что написано в Торе?
Напротив, я вижу полное, абсолютное соответствие между наукой (по крайней мере, медицинской) и Торой.
Больше всего меня в моей сознательной жизни как ученого и врача поразила история о разделении мясной и молочной пищи. Основа кашрута известна каждому. Евреи не спрашивали, «почему»: Творец мира сказал, и нам этого достаточно. Оказывается, примерно 30 лет назад неевреи-физиологи научно доказали, что молочные и мясные белки, попадая вместе в желудок, плохо перерабатываются, мешают перевариванию один другого.
Меня удивил рассказ знакомого ветеринара о категорическом запрете кормить собаку мясной и молочной пищей одновременно. Я просто подпрыгнул: «Почему?» Он ответил: «Нельзя, в противном случае у животного будут серьезные проблемы со здоровьем». Русский врач. Я спросил его, знает ли он, что евреям запрещено смешивать мясо с молоком . «Я всегда знал, что вы – очень умный народ», — ответил он.
Другой аспект. Почему евреям запрещены браки между близкими родственниками? Потому что Всевышний так сказал. А генетики доказали, открыв структуру ДНК только в 1953 году, что родственные браки приводят к рождению дефективных детей.
С каждым разом нам открывается все больше и больше удивительных вещей. Существует ли в природе рыба, у которой есть чешуя, но нет плавников? Не существует! Мог ли Моше три тысячи лет назад знать, что во всем огромном мире нет подобной рыбы? Все доказано сегодня! Ученым-ихтиологам не удалось найти ни одной рыбешки с чешуей без плавников. Так что никакого антагонизма между Торой и наукой нет. Наоборот, современная наука все время подтверждает правоту Торы.
— А как же дарвинисты и те, кто утверждают, что мир не мог быть сотворен за шесть дней?
Во-первых, вы не знаете, что это был за день, какие были процессы. «День» не означает 24 сегодняшних суточных часа. В Торе просто описан процесс развития нашего мир. Так называемые дарвинисты хотят доказать, что рыбы превратились в птиц, этого нет в Торе, но этого нет и в науке. Нет переходных форм среди миллиардов экземпляров. Нет никакого противоречия между Торой и биологической наукой. Я в этом уверен!
— Личный вопрос: вы ходите в синагогу по субботам?
Я бывал во многих синагогах. В свое время молился в миньяне в Хоральной синагоге, в основном с глубокими стариками. Старшему было за девяносто лет. В какой-то период крайне редко ходил в синагогу: иногда в понедельник, иногда в четверг, когда выносят свиток Торы.
Сначала по шабатам и праздникам я в синагогу приезжал, но потом в Израиле встретился с равом Мелхиором. Он был раввином Дании, Норвегии, был также израильским министром. Я ему рассказал, что езжу в шабат. Человек деликатный, он спросил: «Вы приезжаете не на машине? — Нет, не на машине. — И билет не покупаете? — Нет, не покупаю. – Да, правильно, были авторитеты, которые в стесненных обстоятельствах допускали такие облегчения, — согласился раввин. — А почему бы в шабат не молиться дома? — Ну, миньян, Тора». Уходя, я спросил напрямик: «Рав, вы на моем месте ездили бы в синагогу в шабат? — Я?! Нет!». Тогда я принял решение не ездить в шабат и молиться дома, потому что до ближайшей синагоги 20 км. На праздники я, как правило, приезжаю к дочери в Иерусалим. Правда, в последнее время положение изменилось.
— Что случилось?
Совершенно случайно прочитал ваш журнал, прочитал, и заинтересовался: что это за община, почему «дор ревии» — «четвертое поколение»? Позвонил. Мне объяснили, что это молодежная община. Дело было перед Пуримом, и я спросил, можно ли приехать на Пурим. Нас с женой встретил очень вежливый молодой человек в кипе и шляпе, помог раздеться, провел в молельный зал. Я потом спросил, кто этот любезный молодой человек. Мне говорят: наш рав. И вот такое поведение раввина, такая простота в общении произвели на нас с женой огромное впечатление. Мы с ним успели немного поговорить, пообщались еще с некоторыми людьми, и у меня создалось впечатление, что именно эта община нам нужна. Мы себя здесь чувствуем дома, хотим регулярно бывать по шабатам. Я сегодня уже могу позволить себе говорить «наша община». Очень хорошая еврейская молодежь. Такая искренняя!
Я предложил свои услуги всем членам общины. Помогаю советом, даю медицинские рекомендации. Консультирую евреев из разных общин.
— Вы нашли для себя идеальную общину?
Да. Духовную, демократичную общину. Наши раввины – первые среди равных. Меня это очень привлекает. Возможно, есть и другие похожие общины, но я нашел себя в этой – в общине «Дор ревии».