Стартап — не картошка

Сколько денег получает стартап-нация, какова доходность израильского хай-тека, и что реально выгодно закапывать в Святую землю

Натан Акимов
стартапер, эксперт

Если вы интересуетесь израильскими новостями, то наверняка знаете, что Израиль — это не только теракты, коррупционные скандалы и хронические перевыборы. Израиль — это прежде всего высокие технологии, привлекательный инвестиционный климат, и вообще, за израильтянами плотно закрепился бренд «стартап-нация». Причиной этого многие считают пресловутый «еврейский ум» или повышенную способность к выживанию. Любой запрос в Google в первую очередь выдаст кучу статей о позитивном настрое, несметном количестве стартапов на душу населения, открытости израильского стартап-сообщества и массу success stories о том, как израильтяне смело смотрят в будущее и меняют мир. Послушайте, да у нас с начала года в хайтек-индустрию инвестировано почти 7 миллиардов долларов — это, на минуточку, почти в 5 раз больше, чем стоит весь ФК «Челси» вместе со всеми футболистами и стадионом. Только за октябрь, который весь состоял из праздников, в израильские стартапы было вложено 800 миллионов долларов. Некоторых эта тенденция впечатляет настолько, что одни готовы ехать в Израиль с любыми идеями, а другие — инвестировать во всё, что попало, лишь бы в Израиле.

Давайте разберемся, куда инвестирована большая часть октябрьских 800 миллионов долларов и так ли всё позитивно на самом деле. 250 миллионов инвестировано в американскую Next Insurance (страховые решения для среднего бизнеса). 110 миллионов было вложено в Fabric (компания, реализующая роботизированное комплексное логистическое решение). Еще 100 миллионов — в лондонскую Rapyd (финансовые инструменты для трансграничных платежей). 50 миллионов досталось компании Viz.ai (диагностика инсультов на ранних стадиях). 40 и 30 миллионов соответственно инвестированы в компании Namogoo и Upstream Security (работающим в сфере кибер-безопасности).

В общем-то, если посмотреть, то миллионы достаются компаниям а) немаленьким, б) работающим в реальном секторе экономики, в) продающим услуги прежде всего на американском рынке и г) — а тут вишенка на торте — имеющим к Израилю весьма опосредованное отношение. У них тут только центры разработки, а весь бизнес с самого начала был в США. Большинство основателей — выпускники Гарварда, Стэнфорда и Массачусетского Технологического. Оттуда же, собственно, вышли большинство глав, вкладывающих в них деньги инвестиционных фондов.

Статистика, которую не так давно подвела Jerusalem Post, показывает, что израильский стартап-рынок на самом деле далеко не самое идеальное место для хай-тека. Из всех высокотехнологичных компаний в Израиле за последние 20 лет менее 1 % принесли хоть какую-то прибыль, а сделать «экзит» удалось всего 0,03 %. Внешнее сходство израильских берегов с калифорнийскими риск не снижает.

Самый лучший стартап — и в России и Израиле, я считаю — это посадка картофеля. Инвестируешь в посевной фонд, закапываешь его в землю. Через какое-то время он гарантированно разрастется и его станет больше. Можно выкапывать и распродавать излишки. jm