Всё по-честному

Вы удивитесь, но запрет вводить в заблуждение – это часть запрета «не кради». В оригинале его название так и звучит – «гневат даат» (дословно: «кража помыслов»). Если вдуматься, всё верно: вводя в заблуждение, мы в большей или меньшей степени завладеваем чужим сознанием. А чего еще мы не знаем о простой, казалось бы, заповеди?

Нарушение заповеди «не вводи в заблуждение» не ходит одно. Часто оно связано с нарушением других запретов, в частности, лгать (существует мнение, что «не вводить в заблуждение» изначально должно было оградить людей от нарушения запрета лгать) и причинять ущерб ближнему. Как водится, нарушение каждой заповеди на Небесах учитывается отдельно. Причем неважно, в какой форме вы дезинформируете окружающих: словом, молчанием, поведением или даже выражением лица. Даже частичное введение в заблуждение – грех (классический его пример – преувеличение).

В отличие от многих предписаний Торы, которые обязывают только евреев и только по отношению к евреям, запрет вводить в заблуждение распространяется и на неевреев в рамках семи заповедей, дарованных всему человечеству (одна из которых – как раз запрет красть). Нельзя вводить в заблуждение любого человека и ‒ в силу запрета «не ставь препону перед слепым» ‒ подталкивать кого-либо на его нарушение.

  • У Бори небольшая, но крепкая фирма по производству компьютерных комплектующих. Он продает только продукцию высшего качества, а всё, что не соответствует стандарту, утилизирует, хоть это и накладно. Боря получил письмо от предпринимателя Джона: тот готов ежемесячно выкупать всё отбракованное за треть цены. И честно признался, что собирается сменить маркировку и продавать за полную цену, как высококлассную.

Боре очень хотелось принять предложение, но поскольку оно подразумевало введение людей в заблуждение, он был вынужден отказаться. И правильно сделал: оказалось, что это был пранк, и Боря получил море бесплатного и заслуженного пиара. 

Продавец против покупателя 

Чуть ли не чаще всего интересующую нас заповедь нарушают в торговле, хотя именно там делать этого безоговорочно нельзя. 

Безусловно, запрещено вводить в заблуждение (или пытаться) во всём, что касается качества и цены предлагаемых товаров и услуг. Рамбам даже постановил, что продавец обязан предупреждать потенциальных покупателей обо всех существенных изъянах своего товара (именно поэтому у людей, которые покупают что-либо в ультраортодоксальных еврейских районах, складывается впечатление, что им пытаются не продать вещь, а отговорить от покупки). Впрочем, согласно букве еврейского закона, достаточно, чтобы потенциальные покупатели и клиенты получали верное общее представление о качестве товара и его цене.

Прежде всего эти нюансы нужно учитывать, придумывая рекламу. Так, запрещено писать «самые дешевые пепелацы в городе», если это точно не подтверждено, и тем более «самый вкусный в городе холодец» (ведь на вкус и цвет товарища нет). «Пепелацы по бесподобным ценам» или «холодец с бесподобным вкусом» ‒ уже лучше. 

  • Йосеф украсил свой магазинчик рекламным щитом, на котором красным по зеленому написано, что здесь продаются мезузы высочайшего качества с огромными скидками. На самом деле Йосеф продает мезузы ниже среднего качества на хорошую треть дороже рыночной цены. Таким образом, он одновременно и вводит покупателей в заблуждение, и врет им, и обкрадывает их. 

Реклама вообще должна быть предельно добросовестной и прямой, чтобы не нарушать собой заповедь. 

Запрещено объявлять о фиктивных скидках и проводить фиктивные акции, от которых покупатели фактически ничего не выигрывают, а то и теряют. 

Запрещено публиковать скрытую рекламу под видом независимых материалов в СМИ. 

Нельзя украшать офис, магазин и личные страницы в соцсетях фальшивыми дипломами, грамотами, вырезками из газет и тому подобными фейками, которые убедят клиента в вашем несуществующем статусе.

Запрещено прибегать к услугам популярных блогеров и прочих инфлюенсеров, которые занимаются (плохо) скрытой рекламой: носят в кадре одежду определенных брендов, хвалят книги определенных издательств и т. п. 

Продавца всякий может обидеть

Покупателям тоже запрещено вводить в заблуждение продавцов: например, прицениваться и торговаться, не имея намерения приобрести товар или услугу. 

Роза Аркадьевна ничего не покупает, не проведя детального «исследования рынка». Памятуя о запрете вводить в заблуждение, она сразу предупреждает продавцов, что пока ничего покупать не собирается, а исключительно присматривается. Роза Аркадьевна – молодец. 

Покупателям нельзя в обмен на скидку давать продавцам обещания, которые они не собираются выполнять (например, оставить благодарственный коммент на сайте). Однако если продавец ни к чему не обязывает клиента, а лишь выражает надежду на ответный жест, отказываться от скидки незачем.

Давид и Лея переехали в новый район. Когда они впервые зашли в лавку рядом с домом, чтобы купить хлеб и молоко, владелец посулил им скидку, если они будут отовариваться только у него. Пара отказалась и сделала постоянным местом своих закупок соседний магазинчик: его владелица ограничилась дружелюбным: «Вижу, вы хорошие люди. Надеюсь, вы станете нашими постоянными клиентами. Я вам и скидочку сделаю!»

Реклама должна быть корректной и конкретной: не «Море товаров за копейки», а «Такие-то товары за 60 % цены». 

Нельзя удалять со своего сайта мнения недовольных клиентов, нанимать людей, чтобы они писали хвалебные комменты, накручивать счетчик посещений и лайков. 

Конечно, запрещено пытаться скрыть существенные, но незаметные изъяны товара: подмазывать, подкрашивать, хитроумно упаковывать (чистить и мыть – можно и даже нужно). Грех выдавать старые и подержанные вещи за новые (а новые – за антиквариат), подделку ‒ за оригинал. Но нет запрета реставрировать и ремонтировать вещи перед продажей. 

Нельзя указывать на ценниках неполную цену, печатать условия акций мелким шрифтом и вытворять прочие подобные фокусы. А вот выкладывать на передний план лучшее из лучшего допустимо. Вообще, продавец не обязан считать покупателя глупцом или слепым: если вы не понимаете, что в отделе уцененных товаров не продают платья из последней коллекции, а ананасы не отдают за евро пучок, винить стоит только себя.

Подарки и одолжения

«Ты не представляешь, сколько это стоит!», «Знал бы ты, как долго я это искал!» ‒ подобные способы набить цену своему подарку не разрешены. А вот занижать свои затраты средств и сил не только дозволено, но и желательно: чем меньше люди знают о наших заслугах, тем больше за них награда свыше. Впрочем, сильно отступать от истины и здесь не стоит. На вопрос: «Наверное, эта прелесть стоила целое состояние?» ‒ достаточно сдержанно ответить: «Конечно, нет, не волнуйтесь». И, само собой, запрещено «случайно забывать» отклеить с подарков ценники и тем более клеить ценники с завышенной суммой.

  • «Шутите! ‒ сказала Эллочка нежно. ‒ Это мексиканский тушкан.

‒ Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!» 

Илья Ильф, Евгений Петров «12 стульев». 

Остап Бендер, безусловно, показывает тут классический пример введения в заблуждение ради собственной выгоды.

Разумеется, нельзя приписывать себе чужие или вовсе не оказанные услуги. Даже если ты был готов оказать эту услугу, но тебя опередил другой, почему-то оставшийся неизвестным.

  • Синагогальный староста (габэ) попросил Зяму купить для субботнего застолья газировки. Зяма успешно забыл о поручении и уже ждал от габэ разноса, но получил благодарность: воду принес кто-то другой. Вместо того чтобы честно признаться, что это не он, Зяма промямлил двусмысленное «не за что». Понять его можно; простить сложнее. 

И конечно, нельзя заливать: «Я купил это специально для тебя», «Увидел и сразу подумал о тебе», когда речь идет чем-то приобретенном случайно, на спор, по глупости или вообще спьяну. 

Исключение. Немного преувеличивать свои заслуги простительно, если вы делаете это ради сближения с людьми во имя их собственного блага, чтобы служить им как серый волк (классические примеры ‒ обожаемый наставник, потенциальная или официальная невеста). 

Нюансы личных отношений

При поиске жениха или невесты нельзя скрывать от второй стороны важную информацию о себе: возраст, медицинскую и кредитную историю, отягощенную наследственность, вредные привычки… Какие сведения считать важными, что говорить на первой же встрече, а что потом, ‒ вопросы сложные. Решить их, кстати, очень помогают сваты и свахи. 

То же касается устройства на работу: нельзя, например, приписывать себе отсутствующие знания, звания, опыт. Даже если без них ваше резюме станет заметно короче. 

Запрещено делать щедрые предложения, точно зная, что человек не сможет их принять. Однако если цель ‒ выразить человеку почтение или расположение, это допустимо.

  • Все в синагоге знают, что реб Ихл избегает любого почета и поэтому, в частности, отказывается вести молитвы. Но ему продолжают предлагать эту честь, чтобы показать, что община видит в нем одного из самых достойных своих членов. Это поведение вполне достойное.

А вот если бы реб Ихл отказывался вести молитву не из скромности, а из желания создать себе репутацию праведника, это было бы с его стороны введением в заблуждение каждого из прихожан.

Непростительно приписывать себе благие действия или намерения, которых не было. Например, уверять друга: «Я уже выходил к тебе, но меня босс задержал», жену: «Я к Женьке не пошел, чтобы прийти домой пораньше и сделать тебе приятное», а самому весь вечер играть в компьютерную стратегию.

Исключения, подтверждающие правила

На некоторые ситуации запрет вводить в заблуждение не распространяется. Вот основные.

* Человека вводят в заблуждение ради его собственного блага или другой праведной цели – супружеского примирения или сбора средств на благотворительность. Например, не грех сказать друзьям, что вы уже пожертвовали деньги новой синагоге, если это побудит их внести свою лепту.

* Точно известно, что заблуждение прояснится само собой, не повлияет ни на жизнь, ни на поведение заблуждающегося, а вторая сторона не получит от своего поведения выгоды. Классический пример ‒ дружеский розыгрыш.

* Ваша цель ‒ отвратить человека от греха или неподобающего поведения. 

* Можно преувеличить в глазах других свои заслуги, если это даст вам возможность изучать Тору наиболее эффективным образом. Вы не нравитесь раввину, и он отказывается допустить вас на свои субботние уроки? Не будет грехом вызнать, что он страстный аквариумист, и подстеречь его в зоомагазине, притворившись собратом по интересам.

Нельзя вести себя таким образом, чтобы у людей сложилось о вас лучшее впечатление, чем вы заслуживаете, и вообще лицемерить в корыстных целях (в альтруистических – можно). Тем более грех вводить человека в заблуждение, уверяя его, что отдал моральный долг.

  • «Помнишь, ты меня прикрыл на прошлой неделе? Так сегодня я тебя прикрыл!» ‒ сказал Яаков Изе, хотя сегодня начальство в их кабинет вообще не заглядывало. И даже глазом не моргнул, артист народный. 

Запрещено уверять, что благословляешь человека (желаешь ему чего-то, помолишься за него и т. д.), если на самом деле это не так. Кстати, скрывать от человека, что ты чем-то ему обязан, – тоже нарушение заповеди. 

Если вам оказывают незаслуженные почести, вы обязаны открыто предупредить об этом чествующих. Иначе нарушите два запрета: вводить в заблуждение и красть. 

Списывать на экзаменах – безусловное введение в заблуждение, как и подделка документов, результатов, данных. 

  • Тамара – антиваксер и госслужащий. Посоветовавшись с раввином, она осознала, что, купив поддельную справку о вакцинации, нарушила бы запрет вводить в заблуждение, и отказалась от этой затеи. (Если бы этот аргумент ее не убедил, раввин объяснил бы Тамаре, что, не прививаясь от вируса, она станет «преследующим с целью убить» со всеми вытекающими.)

Мы имеем право рассчитывать на адекватность окружающих. Поэтому если сами вы не вводили никого в заблуждение, но окружающие что-то надумали, вы не виноваты. И не обязаны разубеждать, если кто-то принял на свой счет фразу, сказанную не в его адрес, ‒ достаточно не укреплять человека в этом заблуждении. Вот если незаслуженная благодарность грозит принять материальную форму, лучше расставить точки над i. 

  • Рав Рабинович приехал в общину, которую уже месяц раздирали споры, имел ли право синагогальный староста реб Михл вызывать к чтению Торы прихожанина, который, по слухам, не строго соблюдает субботу. Р. Рабинович об этой истории не знал, но волей провидения первый его урок в общине был посвящен тому, допустимо ли вызывать к Торе нарушающего субботу. Когда реб Михл принялся горячо благодарить его за поддержку, он только мямлил что-то невнятное. Но когда староста пообещал ему в знак признательности корзину яблок из своего сада, р. Рабинович понял, что придется колоться. Несмотря на то что расположение старосты – половина успеха гастролера. 
И все-таки это случилось

А что делать, если вы всё же ввели людей в заблуждение? Прежде всего, рассеять его, причем как можно скорее, чтобы они не успели ничего сделать под влиянием дезинформации. Лайфхак: если вы, не дай Б-г, ввели кого-то в заблуждение на свой счет, приписав себе несуществующие заслуги, и не находите в себе сил повиниться, просто создайте себе эти заслуги в реальности.

Введенный в заблуждение уже совершил те или иные действия? Ваш долг ‒ прямым текстом попросить у него прощения. Если человек успел потратиться или понести иной материальный ущерб, закон формально не обязывает вас выплатить ему компенсацию, но такой поступок был бы очень достойным. Хотя бы потому, что подчеркнет ваше раскаяние, а оно является обязательным пунктом программы. Раскаяние включает в себя три составляющие: глубокое и искреннее сожаление о содеянном, исповедь перед Небесами (вслух) и твердое решение впредь не грешить подобным образом. 

Если же вы ввели кого-то в заблуждение непреднамеренно, извиняться и каяться не в чем. Сообщать ли о таком недоразумении, зависит от ситуации. Если казус не грозит обернуться нежелательными последствиями, промолчать не грех. 

Шауль Андрущак
Иллюстрации: @ritattu