Отчаянная домохозяйка

У Иланы Шауловой темные волнистые волосы, мягкий взгляд и стальной характер. Вот уже около четырех лет она стоит во главе еврейской общины Мурманска, сохраняя ее, несмотря на всевозможные проблемы. Ведь община — это дом для сотен людей, и хозяйка должна сохранять в нем тепло и уют, какие бы холодные ветры ни дули на мурманских улицах

Город ночи

Мурманск не из тех городов, где живут оседло, поколение за поколением одной семьи. Здесь всегда было много приезжих: кто-то ехал в здешние края в ссылку, кто-то — за деньгами или за полярным сиянием и прочей северной экзотикой. Правда, к северным красотам прилагаются суровый климат и нехватка солнца, так что не все задерживались надолго: многие зарабатывали, а потом уезжали на Большую землю. Их места занимали новые люди с разных концов страны.

Лишь на излете советской власти община Мурманска обрела официальный статус

Неудивительно, что в итоге населения набралось на целый интернационал: по данным последней переписи населения, на территории Мурманской области проживают представители 190 национальностей. В том числе, конечно, и евреи. Многие из них сумели зацепиться за здешние холодные земли, осесть и обосноваться, принести сюда свои традиции. Поначалу тихо: слухи о шаббатах на мурманских квартирах ходили еще в 1970-х, да кто их теперь подтвердит. Лишь на излете советской власти община Мурманска обрела официальный статус: в начале 1990-х было основано еврейское культурное общество «Шалом». В городе начали отмечать традиционные праздники, проводить культурные мероприятия. В 1997-м масштаб резко вырос: заработал благотворительный центр «Сияние Хэсэда». Развивалась благотворительность, росло число программ, появлялись первые волонтеры — мурманская община складывалась постепенно, шаг за шагом. И хотя в 2003 году «Шалом» работать перестал, община продолжала собираться в небольшом помещении на первом этаже жилого дома на Загородной улице.

«Всякое, конечно, бывало, — говорит Илана. — Когда-то нам покрывали стены антисемитскими надписями, называли почему-то хачами…»

Илана с детства, прошедшего в другом городе, помнит времена страха, когда бабушка прятала в наволочку мацу на Песах, чтобы не попалась никому на глаза. Сейчас Илана со своими подопечными в хэсэде делает блюда из мацы, и десятки людей переписывают у нее рецепты. А тогда, в юности, о своих корнях пришлось надолго забыть. Вспомнила о них лишь в Мурманске, куда попала по распределению после медицинского института. Здесь она оказалась в общине «Сияние Хэсэда», которую в то время возглавляла Диана Ароновна Раскина. Ее до сих пор вспоминают с теплом и благодарностью. По рассказам тех, кто ее знал, Диана Ароновна была человеком, всегда готовым помочь, создававшим вокруг себя удивительно теплую атмосферу. Илана Шаулова ощутила это с первого появления в хэсэде.

«Впервые попав в общину, я просто расплакалась, — вспоминает Илана. — Я вдруг почувствовала себя дома. Это было очень странное и неожиданное ощущение, но такое замечательное, что оказалось невозможно сдержать слезы».

После нескольких лет работы в медицине Илана занялась бизнесом. Параллельно помогала общине как спонсор, затем была волонтером, потом руководителем клубных программ, пока наконец не встала во главе общины.

«Мурманск — не раввинский город, синагоги у нас нет, — говорит Илана. — Поэтому, строго говоря, община у нас светская. На основные еврейские праздники приезжают раввины, ученики ешивы. Но даже когда их нет, шаббат мы проводим по всем правилам, с чтением Торы. Раньше читала Евгения Попова, потом ее не стало — возраст. Тогда члены общины предложили читать мне. С тех пор и читаю».

На шаббат в общинном центре многолюдно. Даже в период самоизоляции, когда старики сидели по домам, собиралось не меньше 30-40 человек. Приходят семьями, с маленькими детьми — в распоряжение последних отдана комната с игрушками, а девочки из молодежного клуба «Маккаби51» присматривают за малышами, пока родители встречают Царицу Субботу и слушают Тору. В мурманском хэсэде считают, что одна из главных задач членов общины — помогать друг другу. «И так, — твердо заявляет Илана, — должно оставаться всегда, что бы ни случилось».

Кто хорошо себя вел, тот пойдет в «Мазл Тов»

Каждый месяц у Иланы Шауловой начинается с похода к спонсорам, которые помогают собрать бюджет общины. Друзей у хэсэда много, однако им тоже приходится непросто: бизнес в Мурманской области, как и везде, сильно пострадал из-за пандемии. Да и постоянную ротацию населения тоже нельзя сбрасывать со счетов: в последние годы на Большую землю всё чаще уезжают именно те, кто был неплохо устроен и здесь. Едут за образованием для детей, за солнцем и зеленью, за перспективами. Но Илана не опускает руки: «Авраам просил Б-га за 10 праведников, а у меня по Мурманску и области 1800 семей! Мне есть ради кого работать, и я буду это делать в любых обстоятельствах».

«Раньше, — продолжает Илана, — община была многочисленнее. Детей и молодежи много и сейчас, но участники молодежного клуба «Маккаби51», окончив школу, часто уезжают учиться в крупные города — в Архангельск, Санкт-Петербург, а то и в Москву. Старшее поколение выкашивает время: если в 1990-х на встречу ветеранов 9 мая приходили не меньше 300 человек, то сегодня едва набирается 50. Но и сейчас в Мурманской области живут шесть бывших узников Освенцима и два праведника мира: этим в общине очень гордятся».

У мемориала «Защитникам советского Заполярья»

Друзья-спонсоры помогли в самый сложный момент, когда общине грозило в буквальном смысле остаться без крыши над головой. Дом, где хэсэд размещался более 22 лет, скоропалительно продали в 2018 году. Илана Шаулова узнала об этом в последний момент, когда ни времени, ни средств на переезд не оставалось. Но она и тут не отступила. «В августе мы узнали, что до 1 октября нам необходимо съехать, — вспоминает Илана. — С 1 сентября я стала председателем нашей религиозной общины и через несколько дней должна была представлять ее на конгрессе в Москве. И я решила воспользоваться поездкой, чтобы просить помощи у руководства Российского еврейского конгресса».

В те дни в Москве Илану и назвали бойцом. Несмотря на всеобщую занятость во время конгресса, ей удалось встретиться с Александром Бородой, и тот пообещал помощь. В тот момент Илана, как она сама признается, обрела почву под ногами. Вскоре после возвращения домой с ней связался бывший мэр Мурманска, депутат Госдумы Алексей Веллер. Благодаря ему община очень быстро обзавелась новым просторным помещением буквально через улицу от прежнего здания, в Водопроводном переулке. Там хэсэд существует и сейчас. Остаться в том же районе для общины было особенно важно: «У нас обычный, не самый фешенебельный район, но за 20 с лишним лет люди успели к нему привыкнуть, — рассуждает Илана. — Нам было важно, чтобы после переезда ни у кого не возникло трудностей».

Благодаря спонсорам был сделан и ремонт. Члены общины сами мыли полы, забивали гвозди, расставляли мебель… Те, с кем три года назад открывали новый общинный дом, помогают и сейчас: Алексей и Михаил Веллеры, Михаил Любетко, Юрий Бергер, Илья Рабинович. «Никогда не устану говорить им спасибо», — признается Илана.

Сегодня, пожалуй, не проходит дня, чтобы здесь не происходило каких-то событий. Для самых младших по воскресеньям работает детская группа «Мазл Тов». Ей больше 20 лет, и она постоянно расширяется. «Мазл Тов» — не ясли и не детский сад, скорее клуб, где несколько десятков детей от полутора лет до среднего школьного возраста, разделившись на группы по возрасту и интересам, проводят время за разными занятиями. За воскресный день находится время и порисовать, и послушать сказки, и поиграть в игры. В детской изостудии преподают профессиональные художники и студенты художественных училищ, детям сразу начинают ставить руку, рассказывать о колористике и перспективе — в итоге те, кто хочет серьезно заниматься живописью, без проблем поступают в художественную школу. Малыши к обеду устают, и их укладывают спать тут же, в общинном доме; здесь же дети обедают. Готовит для них сама Илана, так что свежесть и кошерность гарантированы. Родители рассказывают, что дети бегут в «Мазл Тов» с радостью. «У нас в группу ходят две сестренки — Айлин восьми лет и Адель пяти лет, — рассказывает Илана. — Папа им в начале недели говорит: кто будет хорошо себя вести, пойдет в «Мазл Тов». И после этого, смеется, у него всю неделю идеальные детки!»

Подростки переходят в общинную молодежную группу «Маккаби51». Ее члены помогают старикам, помогают проводить шаббатные трапезы, готовят программы на главные общинные праздники — Рош ха-Шана, Ханука, Пурим, Песах. Пуримшпиль, который ребята из «Маккаби51» показывают младшим членам общины, становится, помимо прочего, еще и средством связи поколений. «Я представляла ребят перед спектаклем, — рассказывает Илана. — Говорю малышам: «Раньше они тоже ходили в «Мазл Тов», а теперь покажут вам сказку про Амана». Кто-то из маленьких спрашивает: «А мы, когда вырастем, тоже будем ходить в «Маккаби51»?» Меня это очень тронуло».

Действительно, начав посещать детский клуб, ребята редко уходят — остаются в «Маккаби51», затем участвуют во взрослых делах общины. Одним из таких «детей общины» был нынешний председатель совета хэсэда Михаэль Любетко. 

Женский клуб — еще один популярный общинный проект. Сюда каждую неделю приходят несколько десятков женщин — кому-то под 40, кому-то за 60. В клубе занимаются вязанием, валянием, пожилые участницы с удовольствием учатся флористике. Например, Елена Лейбович за годы превратилась в настоящего мастера. К сожалению, она уже ушла из жизни, но ее поразительные картины из бересты с сюжетами на темы иудаики украшают стены в общинном доме.

Особенно популярны, конечно, занятия по кулинарии. Илана вместе с участницами готовит блюда традиционной еврейской кухни — горской, ашкеназской, сефардской, израильской. Вместе с мамами приходят и дети — помогают готовить, пачкаясь в муке, ко всеобщему веселью и удовольствию.

Дорога к гиюру

Илана хорошо запомнила семью Баренбойм, которая попала в общину почти случайно. Семейство готовилось делать алию, им нужны были дополнительные документы; в процессе поисков они познакомились с Иланой, та пригласила их на одно из мероприятий — и Баренбоймы остались в общине на целый год. Сейчас они уезжают — и горячо благодарят Илану за это время: по их словам, теперь они куда лучше были готовы к жизни в Земле обетованной, отчетливее понимали, куда едут.

Сама Илана считает своими обе страны: ее муж израильтянин. «Он периодически ко мне приезжает, потом уезжает, — смеется она. — Называет меня сумасшедшей, но любит и принимает со всеми моими особенностями». Всё, что Илана знает об израильской культуре, она старается передавать членам общины. Перед Пуримом в хэсэде увлеченно шьют костюмы не только детям, но и себе, и взрослые солидные люди с удовольствием наряжаются к празднику, веселятся и смотрят пуримшпиль. Многие хозяйки в общине давно уже не покупают хумус, а готовят сами. Песах и Рош ха-Шана в Мурманске празднуют так же, как и в Израиле. Изучение истории и традиций народа, по мнению Иланы, — самая важная задача для общины.

По средам в дом в Водопроводном переулке приходят те, кто хочет глубже узнать традицию. Десятки людей идут, чтобы обсудить комментарии к Торе, глубже понять священные тексты. Раньше группы делились на мужскую и женскую, теперь все распределились на три потока по уровню владения материалом — от начинающих до знатоков Торы. Во многих семьях в советские годы традиция оказалась забыта, но теперь она возвращается именно через общину. Илана умеет рассказывать об иудаизме даже тем, кто никогда в жизни не задумывался над его постулатами. «Иудаизм абсолютно понятен и логичен, — говорит она. — Возьмем, например, кухонную посуду. Я заявляю, что у каждой женщины есть кошерные кастрюли. Вот смотри, у каждой хозяйки есть кастрюлька на литр и кастрюлька на пять литров, так? И она никогда не будет варить в пятилитровой кастрюльке кашу — получится слишком много, придется выбрасывать. Для каши она оставит кастрюльку на литр. А для супа возьмет пятилитровую. Получается, что она совершенно естественно следует правилам кашрута, отделяя молочное от мясного!»

Уже скоро раз в месяц на шаббат будет приезжать раввин от Федерации еврейских общин России. Илана считает, что этого мало. Всё чаще к ней приходят люди, которые задумываются о гиюре. «Обычно это третье или четвертое поколение, но у них еврейская душа, им хочется стать евреями, чтобы их дети и внуки соблюдали традицию, — говорит Илана. — Я очень горжусь, что после наших занятий и лекций люди, которые уезжают в Израиль, потом проходят там гиюр. Значит, я сумела донести до них что-то главное».

Последние пять лет мурманская община занята еще одним значимым проектом, посвященным памяти жертв Холокоста. «Пару лет назад мы раздавали на улицах листовки, которые подготовили специально к Дню памяти, — рассказывает Илана. — Заодно ребята из «Маккаби51» спрашивали людей: что это за дата — 27 января? Каких только ответов не было! День рождения Путина, день рождения Ленина… Люди ничего не знают об этой дате, но о ней нужно знать!» Поэтому в канун Дня памяти жертв Холокоста община проводит лекции о Шоа в школах, кадетских классах и других учебных заведениях. Старшеклассники готовят исследовательские работы — одна из них, сделанная Марией Осечинской и посвященная праведникам мира, заняла в этом году второе место на всероссийском конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся.

У Иланы Шауловой еще много планов. Скоро придет время праздновать 30-летие мурманской общины. А еще — отметить наконец новоселье в Водопроводном переулке. Несмотря на то что хэсэд размещается там третий год, отпраздновать переезд всё никак не получалось: то появлялись более важные дела, то случались неожиданности, не всегда приятные. Вот в этом году под самый Пурим в общинном центре прорвало батарею. Справились с форс-мажором быстро: съехались кто смог, вычерпали воду, вымыли полы, постоянные помощники общины помогут заменить батарею. «Я считаю, только так и надо, — говорит Илана. — Община — наш дом, куда приходят и с радостями, и с горестями, зная, что тут выслушают и помогут. А раз так, то и мы готовы сделать для нее всё что нужно. Пока мы вместе, наш дом существует». 

Екатерина Милицкая
Фото: Александр Кряжев