Йосеф и Керен родились за 2 500 км по прямой друг от друга, учились в одном классе и приняли решение соединить свои судьбы после спектакля «Юнона и Авось»
Холостые годы
Йосеф родился в Тюмени в 1987 году. Прожил там до восьми лет, но потом из-за сурового сибирского климата переехал с мамой в Москву.
«Меня не очень хорошо приняли в школе, может, поэтому поначалу в Москве я чувствовал себя некомфортно и учился некомфортно. Но зато у меня были возможности для творчества: на уроках я рисовал комиксы».
Из-за комиксов он и пострадал: когда создал видеокомикс-триллер про учительницу химии, его выгнали из школы.
«Тогда я понял, что такое социальная смерть».
Но всё оказалось к лучшему: в новую школу его, творческую натуру, приняли с радостью. Там он наконец развернулся: участвовал в конкурсах, вел мероприятия, вместе с другом играл в КВН. Там же познакомился с Керен: она тоже была активисткой, и всевозможные школьные мероприятия они зачастую организовывали вместе. Активная жизнь продолжилась в Академии труда и социальных отношений, где Йосеф играл в музыкальной группе, возглавлял студенческий профком, организовывал музыкальные и театральные проекты. Неудивительно, что вскоре после института он оказался в event-агентстве, где за пару лет прошел путь от ассистента event-менеджера до креативного директора. Затем было собственное event-агентство, открытое совместно с женой, создание одного из первых московских коворкингов «Хорошая республика», другие многочисленные бизнес-проекты. Сегодня Йосеф ‒ региональный директор международной компании WeWork в России.
«В университете я единственный в нашей группе (да и, кажется, на всём курсе) совсем не употреблял алкоголь. А когда ты не пьешь, у тебя появляется масса свободного времени. Поэтому я так много успевал».
Фотоиллюстрации к этой статье любезно предоставлены Еленой Колдуновой и Владимиром Клёсовым. Несколько лет тому креативные фотохудожники начали работу над проектом «Moscow Jewish Story». В поисках ответа на вопрос, как евреи, разбросанные по всему миру, веками не имевшие своего государства, смогли сохранить единство, они начали собственное исследование традиций, культуры и образа жизни этого народа на примере московского еврейского сообщества.
За эти годы Елена и Владимир познакомились с совершенно разными, невероятно интересными людьми, изучили большое количества материала и сняли тысячи фотографий. С проектом можно познакомиться на сайте www.koldunovaplusklyosov.com
Керен родилась в Херсонской области, где жила до девяти лет. После развала Союза уехала в Москву, где жили родственники мамы: времена были трудные, и близкие люди старались держаться вместе. Воспитание в семье было достаточно строгим: как вспоминает Керен, «когда все развлекались, я училась». Так что времени думать о личной жизни в школьные годы особо не было. Профессию по настоянию родных выбрала серьезную, полезную для жизни: пошла учиться на юриста.
«Я и сейчас уверена, что юридическое образование полезно для любого человека. Ты узнаешь, как работает система права, как вообще этот мир устроен. Это всегда пригодится».
Мечтала поступить на юрфак МГУ, но не сложилось: недобрала баллов. Тогда, чтобы не терять год, поступила в Академию труда и социальных отношений, а следующим летом сдала экзамены в Московский университет вновь, на сей раз удачно. После юрфака пять лет отработала в одном из московских судов. Всё шло вполне успешно, но, как признается Керен, она быстро поняла, что это место не для нее.
«Там работают до выгорания, у людей проходит вся жизнь на работе. Я решила, что это неподходящее место для замужней и счастливой женщины».
Выйдя замуж, Керен очень скоро ушла из суда в декрет и на прежнее место больше не вернулась. В дальнейшем она вместе с мужем в рамках собственного агентства организовывала тренинги по командообразованию и личностному росту, но больше всего времени она отдает семье. Правда, о собственном личностном росте тоже не забывает: учится на психологическом факультете РГГУ, специализация ‒ психология личности.
«Когда у тебя рождается ребенок и ты начинаешь общаться с ним, лгать себе становится сложно, и ты видишь себя таким, какой ты есть».
Почти шидух
Несмотря на то что Керен и Йосеф в старшей школе учились в одном классе, Керен, по ее признанию, даже не думала, что когда-нибудь их свяжет нечто большее. Йосеф ‒ напротив.
«Я еще со школы всё понял. Но мне пришлось подождать».
Как-то раз, когда они оба уже были студентами, Йосеф пригласил Керен на каток. Затем в кино, в кафе… А потом ему исполнилось 20 лет, и Керен подарила ему на день рождения билеты в «Ленком» на «Юнону и Авось». Увы, в день спектакля Йосеф должен был находиться в Тюмени ‒ менять паспорт.
«Но я понял, что это решающий момент и я должен быть в театре».
Каким-то чудом он поменял паспорт всего за один день, взял билеты в Москву на ближайшие часы ‒ и успел. После спектакля всё стало понятно уже обоим: вскоре Йосеф сделал предложение. Как он говорит, хоть это и не был шидух, но нечто близкое: задумавшись о серьезных отношениях, они несколько раз встретились и поняли, что готовы принять решение.
Правда, Керен утверждает, что дарила будущему мужу билеты безо всякого намека: любительница театра, она часто делала такие подарки друзьям и полагала, что Йосеф пойдет на спектакль с кем-то другим. Что ж, так или иначе всё сложилось к лучшему.
Гиюр
Йосеф, выросший в нерелигиозной семье, приходил к традиции постепенно. Чтение книг, визиты в синагогу… Важной вехой на его пути стало знакомство с раввином Шмуликом Куперманом из общины на Чистых прудах. Но, пожалуй, главным этапом оказалось участие в программе «Таглит». Йосеф долго мечтал о ней, а оказался в программе случайно: в группе, с которой ехал его товарищ, внезапно освободилось место. Собираться пришлось буквально за считаные дни. А из Израиля он вернулся совсем другим человеком: увлеченным страной, традицией, иудаизмом. Так что очень скоро Шулинины собрались в Израиль уже втроем, с маленьким Ароном. Программа МАСА ОФЕК, на которую они приехали, предусматривала знакомство со страной, изучение иврита и традиции, но главное ‒ знакомство с обычной еврейской жизнью. Их поселили в кибуце Эйн Цурим недалеко от Кирьят-Малахи, и они видели быт обычных людей, религиозных соблюдающих евреев.
«Там мы поняли, что иудаизм ‒ это не только ученые раввины, до святости которых тебе никогда не дотянуться, но и обычные люди, для которых традиция ‒ неотъемлемая часть жизни».
В Израиле они прошли гиюр и сделали хупу.
«Хупу нам организовала наша приемная израильская семья, которая сопровождала нас на протяжении всей программы. Это был абсолютный подарок незнакомых людей, которые накрыли стол, позвали гостей. На нашей хупе было, наверное, 300 гостей. Нас поздравляли, дарили подарки, это был прекрасный праздник».
Дети
Арон и Эстер ходят в еврейскую школу «Лаудер Эц Хаим»: Арон уже учится, Эстер пока посещает детсадовскую группу. Арон занимается айкидо и мечтает о футболе, а малышка Эстер ‒ прирожденная актриса, обожает петь и танцевать.
«Папа общается с детьми строже, я – мягче. Считаю, что главная задача родителя ‒ дать прорасти тем зернам, которые заложены в ребенке, не растоптать их случайно из-за собственных амбиций и несовершенства».
Хобби
«Можно сказать, что наш любимый семейный досуг ‒ приключения».
Шулинины любят бывать в интересных местах и находить новые развлечения. Так, Йосеф с Ароном однажды сходили в настоящий поход, где катались на сапах и ели пищу, приготовленную на костре. А зимой они катались на тюбингах на Воробьевых горах ‒ женская часть семьи на этот подвиг не решилась. Семья нередко бывает на выездах в интересных местах, особенно детям понравился «Хаски-лэнд». А самое простое, но от этого не менее любимое ‒ погулять в одном из московских парков.
Шаббат: семейные традиции
Меню шаббатней трапезы у Шулининых всегда особенное, очень вкусное и разнообразное: Керен любит и отлично умеет готовить. Существуют семейные правила: трапеза в пятницу вечером обычно бывает мясной, а утренняя субботняя — молочной. Пятничным вечером Шулинины обычно встречают шаббат семьей, гостей приглашают в субботу.
Семейное блюдо
Керен любит готовить по сложным рецептам, затейливо украшать блюда. Ее мечта ‒ однажды открыть собственную кошерную кондитерскую. Но некоторые ее рецепты доступны даже начинающим хозяйкам, как, например, этот:
Фирменная шарлотка
Нам потребуется три яйца, стакан сахара, стакан воды, стакан муки, апельсин и персик. Отделите желтки от белков, взбейте белки в пену. Снимите цедру с апельсина, дважды вскипятите ее в воде, после чего добавьте к яблокам, очищенным от кожицы и нарезанным кубиками. Смешайте муку и сахар и соедините с остальными ингредиентами. Добавьте нарезанный персик. Выложите шарлотку в форму и запекайте 25-30 мин. при температуре 80°.
Анекдот от Йосефа Шулинина
— Мам, а почему у тебя такие большие уши?
— Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!
— Мам, а почему у тебя такие большие глаза?
— Это чтобы лучше видеть тебя, дитя мое!
— Мам, а почему у тебя такой большой нос?
— Ну мы же все-таки слоники, сынок.