Руины раби Йеуды Благочестивого

Иерусалимская синагога Хурва — украшение Старого города. Это здание с многовековой и очень драматичной историей. Его разрушали и восстанавливали три раза. И каждый раз оно возрождалось прекрасней прежнего

Наступления 5408 (1648) года с нетерпением ждал весь мир. Каббалисты предрекали, что именно он станет началом геулы — конечного избавления. Ведь в святой книге «Зоар», в главе «Толдот» сказано: «В шестое тысячелетие, по истечении четырехсот восьми лет, все обитающие в земле (т. е. погребенные — прим. ред.) восстанут к жизни, ибо сказано: «В этот йовель каждый возвратится к своему наделу (т. е. к своей душе — прим. ред.)» (Ваикра 25:13).

В те дни знаменитый каббалист из Хеврона рав Авраам Азулай в своем комментарии на «Зоар» писал: «Из-за наших грехов мы уже пропустили многие сроки, предназначенные для конечного избавления, — но уж 5408 год не пройдет даром». Ему вторил рав Йехиэль-Михл из украинского города Немирова: «Числовое значение слов «хевлей Машиах» («родовые муки» эры Машиаха — прим. ред.) — 408».

Но, вопреки всем ожиданиям, именно этот долгожданный 5408 год ознаменовался для евреев Польши и Украины тяжкими бедами и страданиями. В тот год казаки под предводительством Богдана Хмельницкого уничтожили сотни еврейских общин. По оценке еврейского летописца, в период хмельнитчины погибло свыше полумиллиона евреев (значительно больше, чем от всех крестовых походов). Раби Шабатай А-Коэн (Шах), которому удалось уцелеть в этой кровавой бойне, писал: «В год, когда моему воображению рисовался первосвященник из потомков Аарона, входящий в святилище Иерусалимского Храма, благая надежда превратилась в скорбь».

Но вдруг самые смелые предсказания каббалистов начали сбываться. Казалось, на востоке засияла заря конечного избавления. Уроженец турецкого города Измир, 22-летний каббалист Шабтай Цви, произнес в синагоге, при большом скоплении молящихся, четырехбуквенное Имя Всевышнего — то самое Имя, которое разрешалось произносить лишь первосвященнику Иерусалимского Храма один раз в году, в Йом-Кипур, при вступлении в Святая Святых. Своим поступком юный возмутитель спокойствия как бы объявлял, что эпоха Машиаха уже наступила. Вслед за этим молодой каббалист посетил многие города Турции и Египта. Повсюду он приобретал учеников и сторонников. В Каире Шабтай Цви женился на девушке из Польши, осиротевшей во время казацкой резни, — она утверждала, что ей было предназначено свыше стать женою Машиаха.

Начинало казаться, что невероятные страдания хмельнитчины были лишь «родовыми муками», ведущими к избавлению.

В те дни один из ближайших учеников иерусалимского раввина Яакова Хагиза по имени Натан Ашкенази объявил, что достиг ступени пророчества, и передал сообщение, полученное, по его утверждению, с Небес: Машиах уже явился и его имя — Шабтай Цви.

Лжемессия Шабтай Цви.
Многие считали его духовным гигантом и избавителем еврейского народа

Вскоре новоявленный «пророк» (его стали называть Натан Газати — «Натан из Газы») встретился с Шабтаем Цви, и в 5424 (1664) году они вместе со своими сторонниками прибыли в Иерусалим, чтобы возобновить жертвоприношения на Храмовой горе. Но иерусалимские раввины им не поверили, отлучили от общины и изгнали из святого города без права возвращения. Они разослали по всему миру письма с предупреждением о появлении лжемашиаха и его лжепророка.

Тогда Шабтай Цви возвратился в Измир, чтобы там публично «открыться». На Рош ха-Шана, под звуки шофара, он провозгласил себя Машиахом из рода царя Давида. Толпа, в которой было множество сторонников самозванца, с ликованием встретила эту весть. Несмотря на решительные протесты раввинов, люди устраивали торжественные шествия, пели и плясали на площадях города, кричали: «Да здравствует наш царь-Машиах Шабтай Цви!» В синагогах проводили специальные молебны в честь новоявленного «машиаха», а всех сомневающихся и противостоящих ему объявляли еретиками и подвергали жесточайшим преследованиям — в том числе и раввинов, стоявших во главе измирской общины.

В 5426 (1666) году Шабтай Цви отправился во главе своих сторонников в Стамбул, чтобы сместить турецкого султана и освободить землю Израиля от чужеземного ига. Волнение охватило всю Европу — самые нетерпеливые продавали недвижимость и готовились отплыть в Святую землю вместе с войском «машиаха». Даже христиане с напряженным вниманием следили за развитием событий, ведь их теологи давно утверждали, что именно в 1666 году — в год «трех шестерок» — должно произойти «второе пришествие, и Мессия воцарится в Иерусалиме».

Гравюра, изображающая Шабтая Цви на царском троне. Ущерб, нанесенный его безрассудными действиями, оценить сложно

Однако по прибытии в Стамбул Шабтай Цви был арестован турецкой полицией и под страхом смерти принял ислам. Заря надежды вновь сменилась для евреев горьким разочарованием.

Вероотступничество Шабтая Цви, а затем и его бесславная смерть в изгнании отрезвили многих его поклонников. Но оставались и преданные последователи.

Синагогу построили и сожгли

Жил в местечке Шидловец под Гродно магид (проповедник) раби Йеуда Сегаль А-Леви, прозванный Хасидом. Он был серьезным знатоком Торы и отличался праведным образом жизни, за что и получил свое прозвание.

И вот однажды в Шидловец приехал некий Цадок из Гродно — убежденный последователь лжемашиаха. Таких в Европе называли «шабси» — от имени Шабтай. Он сумел уверить раби Йеуду Хасида, что Шабтай Цви не умер, а только «скрылся» и вскоре обязательно откроется вновь.

Йеуда Хасид пришел к выводу, что конечное избавление уже так близко, что евреям следует возвратиться из стран изгнания на свою Святую землю и там ожидать Машиаха. Он начал призывать к полному раскаянию (тшуве) и особому благочестию.

Вокруг него сложилась «община благочестивых». В ней для достижения полного раскаяния проводились многочисленные посты и особые аскетические упражнения, упомянутые в учении великого каббалиста Аризаля. Члены общины спали на земле и очень недолго — всего час или два, зимой окунались в ледяную микву, растирались снегом. Они ели только после захода солнца — и то лишь хлеб и, когда была, зелень. Особенное внимание в общине уделялось изучению книг каббалы.

Весной 5459 (1699) года раби Йеуда Хасид отправился с группой своих последователей — «хасидов» (около 30 семей) — по общинам Европы. Он призывал к тшуве и к восхождению в Иерусалим. Его речи производили очень сильное впечатление. Мощное воздействие на слушателей оказывал и сам его облик — красивое одухотворенное лицо, величественная фигура, исключительно сильный голос и белоснежный саван.

Легендарный банкир Шмуэль Оппенгеймер, в лице которого нашли поддержку ученики рабби Йегуды Хасида

Под влиянием его речей многие распродавали имущество и присоединялись к нему с женами и детьми. Среди присоединившихся были и выдающиеся знатоки Торы — даже главы крупных общин и руководители ешив.

Когда община раби Йеуды Хасида пришла в Вену, в ней было уже полторы тысячи человек. В Вене им посчастливилось найти единомышленника в лице казначея австрийского двора рава Шмуэля Оппенгеймера — одного из самых состоятельных и влиятельных евреев Европы. Он арендовал два корабля, на которых «благочестивые» могли доплыть по Дунаю до Черного моря, а оттуда, через порт Константинополя, выйти в Средиземное море и добраться до берегов земли Израиля. Но община была столь велика, что все на корабли не уместились. Большинство во главе с раби Йеудой Хасидом отправилось пешком в Венецию, чтобы, собрав необходимые средства, отплыть оттуда.

В месяце элуль 5460 (1700) года корабли отправились из Венеции к берегам земли праотцов.

За месяцы пеших странствий и в плавании погибли около пятисот человек, около тысячи достигли святого Иерусалима.

Средневековый Иерусалим. Еврейское присутствие в Святом городе было чрезвычайно малым

Раби Йеуда Хасид прибыл в святой город в первый день месяца хешван 5461 года (14 октября 1700 г.) и сразу с юношеской энергией начал благоустраивать своих измученных дальней дорогой спутников — он арендовал для них жилье и обеспечивал их пропитанием.

В тот же день он приобрел большой участок земли с древними руинами, в которых никто не жил. По преданию, двумя веками раньше там располагалась небольшая община евреев, приехавших из Европы, и стояла синагога. Затем квартал разрушили, но память осталась. Арабы и немногочисленные евреи Иерусалима называли это место Дир эль-Ашкеназ — Ашкеназский двор.

Теперь прибывшим вместе с раби Йеудой казалось, что их лидер оживит древние руины и вот-вот откроется Машиах.

Иерусалимское предание сообщает, что в канун первого шаббата раби Йеуда Хасид собирался отправиться к сохранившейся Западной стене Храма, и тогда, как он верил, придет Машиах. Перед тем как отправиться к храмовой стене, он окунулся в микву, но сразу после этого неожиданно почувствовал себя плохо. Он был вынужден слечь и пролежал до утра. Но утром ему показалось, что он поправился. Он участвовал в общей молитве и даже извинился перед всей общиной за то, что вечером доставил столько беспокойства. Однако через полчаса после молитвы он вновь слег и вскоре потерял речь, а через день умер.

Община осиротела. Большинство из новоприбывших были больны после длительных скитаний по морю и по суше. У многих еще не было крыши над головой, а начиналась зима. Деньги и продукты быстро закончились, а новых переводов из-за границы не поступало.

Немногочисленные евреи, жившие в Иерусалиме до них (всего около двухсот человек), разумеется, не могли прокормить тысячу вновь прибывших.

Постепенно значительная часть спутников раби Йеуды Хасида разбрелись по другим городам, а некоторые поселились в турецких общинах шабтианцев или возвратились в Европу.

Но те, кто остался в Иерусалиме, все-таки сумели отстроить на приобретенном участке синагогу. Деньги на строительство взяли в долг у иерусалимских арабов. Большая часть средств ушла на взятки чиновникам.

Община, основанная раби Йеудой Хасидом в Иерусалиме, просуществовала всего около двадцати лет.

Долги, взятые у арабов под большие проценты, неуклонно росли, и погасить их было уже невозможно.

В месяце хешван 5481 (1720) года разъяренные кредиторы напали на Ашкеназский двор и сожгли синагогу, а с ней — около сорока свитков Торы. Именно тогда это место стали называть «руинами раби Йеуды Хасида» или просто «Хурва».

Синагога имени Ротшильда

Турецкие власти вынудили ашкеназских евреев покинуть город, и в течение девяти последующих десятилетий евреи из Европы не могли селиться в Иерусалиме. Осмелившихся сразу арестовывали и бросали в долговые ямы, так как арабы считали своими должниками буквально всех ашкеназов.

Но в 5570-х (1810-х) годах в святой город начинают проникать ученики Виленского Гаона. На первых порах им приходилось облачаться в одежды сефардских евреев. Постепенно сложилась целая община, и ее глава раби Менахем-Мендл из Шклова сумел выкупить у арабов подворье, где когда-то стояла синагога раби Йеуды Хасида. Это было сделано с дальним прицелом, так как мусульманские власти разрешали строить новые синагоги только там, где когда-то уже была синагога.

В 5597 (1837) году, уже после смерти раби Менахема-Мендла, его ученики возвели на этом месте небольшой дом молитвы и назвали его «Менахем-Цион» («Утешитель Сиона»). Община быстро росла, и уже в 5600 (1840) году начали разбирать древние развалины на Ашкеназском дворе, чтобы подготовить фундамент для строительства большой синагоги. В конце концов удалось добиться аннулирования старых долгов и при содействии известного еврейского финансиста и филантропа сэра Монтефиоре получить официальное разрешение на строительство.

Средства собирали по всему миру, но особый вклад внес банкирский дом Ротшильдов. Первый камень заложил барон Альфонс де Ротшильд.

Первый камень в здание синагоги.
Барон Альфонс де Ротшильд

Строили семь лет. В месяце элуль 5624 (1864) года синагога была открыта. Ее назвали, как и обещали Ротшильдам, «Бейт Яаков» («Дом Яакова») — в честь одного из основателей династии барона Джеймса (Яакова) Ротшильда. Но среди иерусалимцев официальное название не прижилось, и новую синагогу стали называть «Хурват раби Йеуда Хасид» («Руины раби Йеуды Хасида») или просто «Хурва» («Руины»).

В течение многих десятилетий «Хурва» была главной синагогой последователей Виленского Гаона и всех выходцев из литовского края. Рядом с ней возник целый комплекс основных общинных учреждений — раввинский суд, большой Бейт А-Мидраш (Дом Учения) и знаменитая ешива «Эц Хаим», в которой учились многие юноши, ставшие великими мудрецами.

Синагога рабби Йегуды Хасида незадолго до разрушения

На этот раз синагога простояла почти столетие. В 5708 (1948) году, в результате Войны за независимость, Старый город оказался в руках иорданского легиона. Арабы разрушили на территории Старого города 58 синагог, в том числе «Хурву».

Только после Шестидневной войны, когда это место возвратилось к евреям, появилась возможность вновь возродить древние развалины.

В 5737 (1977) году на месте «Хурвы» возвели памятную арку, а в начале 5760-х (2000-х) годов приступили к большому строительству. Новое здание возводили точно по модели «Хурвы», разрушенной иорданцами. В возрожденной синагоге даже сохранили уцелевшие фрагменты старинных стен.

Детище рабби Йегуды Хасида во всём великолепии. Теперь это место стало одной из главных достопримечательностей Старого города

Весной 5770 (2010) года синагогу открыли. Это было ее как минимум третье возрождение. Синагогу называют ее прежним именем: «Хурват раби Йеуда Хасид» — «Руины раби Йеуды Благочестивого». jm