Выпуск #6

Александр Потёмкин: «В социуме лучше быть тихим, а вулканом стоит быть в уме»

Известный российский финансист рассказал, как искусственный интеллект заменит банкиров, почему главам госкорпораций не следует завышать зарплаты и зачем заниматься творчеством

— Как сильно изменится роль финансистов с приходом новых технологий? Заменят ли роботы и искусственный интеллект банкиров?

Бесспорно, мы являемся свидетелями трансформации финансовой системы в результате внедрения новых технологий. В связи с этим денежная масса с каждым годом будет сокращаться, платежи перейдут на электронные носители. Я согласен и с выводом свежего отчета, который представил Deutsche Bank: цифровые валюты «радикально изменят платежи, банковское дело, операции центральных банков и баланс экономических сил». Естественно, произойдет вытеснение с рынков банковского персонала, сократится количество филиалов банковских структур. Что касается искусственного интеллекта, то он способен обрабатывать большое количество данных и проводить анализ не хуже любого финансиста, при этом не включая эмоции. И любой аналитик сделает более успешный прогноз на основе предварительной работы систем машинного обучения.

Однако на данном этапе развития нейросети пока еще не идеальны и, к сожалению, требуют участия человека. Например, большинство нейросетей используют типы данных внутри рынка, не учитывая политические решения, влияние информации из СМИ, психологию пользователей и т. д. Это касается и долгосрочных, и краткосрочных прогнозов. Но я считаю, что искусственный интеллект избавит финансовую систему от недобросовестных менеджеров, и выступаю за его скорейшее внедрение.

Например, если мы обратимся к статистике по крупнейшим мировым банкам стран — США, Германии, Израиля и других, то увидим тенденцию к снижению количества банковских работников, оптимизации расходов.

Всегда при валюте

Александр Потёмкин родился в 1956 г. в городе Хуст, Закарпатье. Окончил экономический факультет МГУ.

1982–91 гг. — работал во Внешэкономбанке СССР и Госбанке СССР. Руководил отделом валютных аукционов ВЭБ СССР и «Валютной биржей Госбанка СССР».

1991–98 гг. — в Центробанке РФ.

1993–99 гг. — председатель Биржевого совета ММВБ.

1996–98 гг. — заместитель председателя Совета директоров Банка России.

1999–2000 гг. — советник правления ВТБ.

2000 г. — первый заместитель председателя правления Банка МФК.

2002 г. — заместитель председателя правления Росбанка.

2003 г. — генеральный директор ММВБ.

2005–2008 гг. — президент ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».

2008 г. — председатель наблюдательного совета ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр».

Руководители иностранных банков получают весьма достойное, но умеренное вознаграждение: в США глава ФРС заработал в прошлом году 203 500 долларов, президент Немецкого Федерального банка — 500 834 доллара, губернатор Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало имеет оклад 306 184 доллара. На этом фоне весьма странно выглядит Центробанк России — с непомерным штатом в 47 910 человек и фондом заработной платы в $ 1 761 000 000, с годовой зарплатой его главы Эльвиры Набиуллиной в 544 000 долларов, в два раза превышающей доход американского коллеги.

Но оказывается, глава ЦБ Эльвира Набиуллина зарабатывает меньше многих своих замов: первый зампред Сергей Швецов — $ 1 386 771, Ольга Скоробогатова занимает второе место по доходам — $ 977 043. Подобный подход, кстати, наблюдается не только в российской банковской сфере, но и в других отраслях. Руководители, топ-менеджеры не стесняются назначать себе высокие оклады, выписывать бонусы и премии. Руководство Центробанка могло бы обратиться к немецким, израильским, американским банкам, чтобы перенять их успешный опыт, но не делает этого, видимо, считая себя умнее всех. При этом ЦБ уже два года, согласно данным годовых отчетов, работает с убытком: в 2018 году убыток составил 434,7 миллиарда рублей, в 2017 году — 435,3 миллиарда рублей. Допустимы ли с такими негативными финансовыми результатами такие непомерно высокие, умопомрачительные зарплаты?

— За последние годы Россия несколько раз пыталась попробовать у себя те реформы, которые привели к китайскому экономическому чуду. В данном случае имеются в виду особые экономические зоны и госкорпорации. Почему так ничего и не получается?

Основная проблема развития экономики в стране — это огромные территории и малочисленное население. По официальным данным, в России проживает 146 миллионов. Может быть, 146 миллионов человек и имеют русские паспорта и свидетельства о рождении, но, по моим подсчетам, реально в стране проживает не более 110 миллионов граждан. Для успешного экономического развития государства такой площади его население должно составлять не менее 500 миллионов человек. По моим прогнозам, если демографическая ситуация кардинально не изменится, то к 2035-40 годам население России будет не более 80 миллионов.

В конце 70-х годов я открыл первый русский магазин с русскими товарами в Гамбурге. Затем второй — в Ганновере. Позже я их закрыл, переключив свое внимание на научную и творческую деятельность, более масштабные проекты. Сегодня в Евросоюзе функционирует свыше тысячи русских магазинов. Европейцы их не посещают, но ими пользуются граждане бывшего СССР, в основном выходцы из России. Во многих странах ЕС востребованы и успешно работают на большую аудиторию русские радио, телевидение, газеты, журналы, сайты. Думаю, только в Европе проживает минимум 20-25 миллионов человек, имеющих российские документы. Правительство РФ видит основное решение демографической проблемы в стимулировании рождаемости путем выделения материнского капитала. Но этого недостаточно. Необходимо разработать концепцию приглашения в страну иностранцев, не только европейцев, но жителей Латинской Америки, США, Канады. Усилить приток граждан с постсоветского пространства. Петр I, Екатерина II, Александр I — все русские цари имели обширные программы по привлечению немцев, евреев, французов, голландцев в Россию. В начале XX века 40 % российского генералитета составляли немцы. Учитывая этот удачный исторический опыт, современное российское правительство может создать новые программы иммиграции, которые помогут переломить ситуацию в экономике. Скупой всегда проигрывает перед щедрым. В XVIII веке в Российской империи была создана черта оседлости, куда приглашали иудеев со всех стран Западной Европы. Единственное ограничение — если ты не принял христианство, то живешь в черте оседлости, если стал христианином — то в любом месте империи. Черта оседлости проходила от Гродно и Бреста до Одессы, которая была значимым еврейским культурным центром. Особое место занимала Винница, где развивались идеи хасидов. Поселенцы в черте оседлости активно участвовали в сельскохозяйственном, текстильном, кожгалантерейном бизнесе. В черте оседлости родились такие известные личности, как Голда Меир, Шимон Перес. Несколько лет назад в Бресте я провел торжество, посвященное столетнему юбилею лауреата Нобелевской премии Менахема Бегина. В праздничном мероприятии приняли участие известные иудейские представители науки и культуры, члены кнессета. На здании школы, где он учился, я разместил мемориальную табличку. Несмотря на дискомфорт и ограничения — евреи чувствовали себя не вполне гражданами — нация сохранялась, нация росла. В то время как короли Испании Изабелла и Фердинанд своим жестоким Альгамбрским эдиктом изгнали иудеев, Россия по прошествии веков их приняла и дала приют.

— Верите ли в принцип «хорошего управления», который гласит, что можно взять лучшие практики государственного управления из-за рубежа и успешно их внедрить?

Мой жизненный опыт говорит, что данный принцип не работает. Да, это благая альтернатива существующему государственному менеджменту. Но универсальной схемы хорошего управления не существует. Всегда следует учитывать социально-экономические и исторические особенности страны, разный уровень готовности к реализации имеющихся возможностей. Помешать внедрить этот принцип могут слишком разные ментальности, культура, организация общественных и государственных структур. Население может быть политически пассивным, процесс принятия политических решений закрытым, возможен высокий уровень бюрократизации, отсутствие прозрачности, коррупция и множество других препятствий. При этом, если рассматривать принцип «хорошего управления» шире, как философию идеальной организации жизни в государстве, основанную на сотрудничестве и солидарности его граждан и институтов, то я, скорее, его сторонник.

— Несколько лет назад на сессии Германа Грефа Лорен Грэхем из MIT произнес уже почти крылатую среди многих российских стартаперов фразу. Отвечая на вопрос о взаимоотношении технологий, социальной и политической жизни, он сказал, что в России пытаются отделить технологии от социополитической системы, стараясь «получить молоко без коровы». Согласны вы с этим утверждением?

Я согласен, новые технологии не могут существовать в вакууме. Необходима реклама, продуманные маркетинговые кампании, продвижение нового продукта на массовых рынках. Но главное — финансовые ресурсы. А какие финансовые ресурсы предлагает сам Греф? 15 %, под которые выделяет средства заемщикам «Сбербанк», — это ресурс для развития экономики? Это удар по ней тяжелым вооружением! И не только по экономике, но и по экологии. Инвестор, чтобы получить хоть какую-то прибыль, рассчитаться с долгами, идет на любые экологические нарушения. Он думает не о защите природы, а о том, чтобы его бизнес просто выжил в этой агрессивной экономической среде. При этом Герман Оскарович ходит в правительство и отчитывается о больших взносах в бюджет. Вот только не банковский сектор должен обеспечивать эти взносы, а предприниматель, бизнес!

Создается впечатление, что руководство «Сбербанка» больше думает не об интересах страны, а печется о своем кармане. В 2019 году глава Коммерческого банка Мартин Цильке заработал 2 966 654 доллара США. Глава Deutsche Bank AG Пауль Ахляйтнер – 858 333 доллара. Генеральный директор BNP Paribas Жан-Лоран Боннаффэ — 3,68 миллиона долларов. А Герман Греф, по данным Forbes? 11 миллионов долларов! Более того, по итогам 2019 года члены правления «Сбербанка» получили в виде вознаграждения почти 100 000 000 долларов. Крупнейший госбанк остается первым по размерам выплат топ-менеджерам среди всех госкорпораций страны.

Но от него не отстает и ВТБ. Многие помнят, как несколько лет назад его глава Андрей Костин на форуме «Россия зовет!» заявил, что нет смысла кредитовать малый и средний бизнес, так как для банков это только невозвратные долги. После таких заявлений любой представитель банковской сферы должен быть изгнан из финансового сектора! Общественность молчит и не реагирует. Когда дается кредит под 15 %, естественно, какая-то часть становится невозвратной. При этом сам господин Костин, по данным Forbes, зарабатывает 21 миллион долларов в год, а в 2014 году заработал 37 миллионов.

Вопрос к Счетной палате и правительству РФ: как этот господин может получать столь высокие доходы, сравнимые с бюджетом Архангельской и других областей России? Как это может происходить в то время, когда в стране только по официальным данным насчитывается 20 миллионов граждан, живущих за чертой бедности? Когда на лечение детей страна собирает средства эсэмэсками? В этом году Госдума, наконец, приняла закон о бесплатном качественном и здоровом питании младших школьников. Но государство способно обеспечить бесплатным питанием всех школьников, если прекратить порочную практику и ограничить менеджеров в их зарплатах. Я знаю сотни экспертов, профессионалов, которые за более скромное вознаграждение — не более 10-15 тысяч долларов в месяц вместо двух миллионов — могут возглавить этот банк и сделать его более успешным для экономики РФ. Неужели в кадровом департаменте правительства нет таких людей?

— Почему российское образование так отстает от лидирующих университетов других стран? Какие шаги могут исправить положение?

На мой взгляд, камень преткновения — в недостаточном финансировании высшей и средней школы. Вот пример. Моя дочь работает учителем в мюнхенской гимназии, ее зарплата составляет 2 500 евро. Какова реальная заработная плата учителей или профессоров университетов не в Москве, а в регионах, в провинциальных городах, столицах федеральных округов и селах? Каков сейчас авторитет учителя? Помощь от государства? При этом любой преподаватель сталкивается с многочисленными требованиями и бюрократией, а образование перешло в сферу услуг.

Следует отметить невостребованность выпускников высших учебных заведений на родине. По данным прессы, 30 000 выпускников вузов ежегодно уезжают за рубеж. Насколько эти цифры соответствуют действительности? По другим источникам, число уезжающих составляет 50-70 тысяч человек. Им сложно найти работу в России по специальности, с достойной оплатой труда, соблюдением трудового кодекса и социальными гарантиями.

Творчество — это активность ума. Человек творит в научной, инженерной, философской сферах. Если в человеке нет творчества, то нет и ума.
Александр Потёмкин

— Как сильно будет расти стоимость обучения в российских вузах в ближайшие годы, и в чём причина? Не усугубит ли это ситуацию с социальным расслоением?

Очевидно, что доступность образования будет снижаться. Причина — в отсутствии трудовых ресурсов. Некому работать — нет экономики. К сожалению, в обществе уже идут и будут идти процессы маргинализации и деградации. Это происходит на всех уровнях. Многие работодатели отмечают нехватку профессиональных кадров, это касается и специалистов по управлению. Например, если предложить в российское министерство проект на 100 000 000 долларов, при этом не требуя предоставить землю или какие-то ресурсы, то можешь ждать ответа год или два. И не дождаться. В то время как в другой стране с таким предложением тебя встретят цветами и шампанским.

— Многие российские деятели заявляют, что в современном мире человеку достаточно одного школьного образования. Что думаете на этот счет? Нужно ли россиянину высшее образование в сложившихся экономических реалиях?

Не хочу комментировать олигофренов. Нет сомнения, что уже в ближайшем будущем искусственный интеллект будет вытеснять из активной жизни десятки, сотни миллионов людей без образования. Осознавая эту перспективу, я веду переговоры с правительством Грузии об аренде 7 000 квадратных километров в горных районах страны. Многоярусные пещеры должны будут принять изгнанных из социальной сферы людей. Я назвал этот проект «Вперед, в далекое прошлое».

— Почему вы решили заниматься творческой деятельностью?

Творчество — это активность ума. Человек творит в научной, инженерной, философской сферах. Как бизнесмен, преподаватель, повар, садовник, слесарь или механик. Если в человеке нет творчества, то нет и ума.

Как гласит традиция, у каждого человека есть свое особое предназначение, для исполнения которого Всевышний его создал и наделил соответствующим характером, способностями и талантами. Наша задача — узнавать себя, определять свои достоинства, применять их во благо и в соответствии с принципами Талмуда и Торы. А евреи в этом смысле практически все в творчестве.

— В США в прошлом году прошла целая череда нападений на евреев. Почему это произошло? Каков уровень антисемитизма в современной России? Что нужно делать, чтобы поддерживать хорошее отношение к евреям?

Начну с цитаты Марка Твена, он писал: «Все народы ненавидят друг друга, а все вместе ненавидят евреев». Еврейская культура — древнейшая в современной цивилизации. Святые книги Талмуд и Тора писались за несколько тысяч лет до возникновения современных религий. Первым историческим упоминанием о еврейских беженцах является исход евреев из Египта, массовые депортации евреев из Палестины проводились римлянами. Свое развитие антисемитизм получил в раннем Средневековье. Этот период сопровождался, и по сегодняшний день сопровождается, в христианских преданиях идеей о том, что евреи предали Христа. Версия абсолютно вымышленная. Преследование евреев в странах, где это происходило, всегда заканчивалось большим несчастьем для гонителей.

А тема тяжелая. Все-таки в России отношение к евреям более спокойное, нет открытой агрессии. Если раньше в паспорте существовала пятая графа и ее часто скрывали, то сегодня этой графы нет. Люди легко признаются в том, что они евреи, исповедуют иудаизм, живут еврейской жизнью, наши синагоги открыты. Я постоянно сам оказываю материальную помощь еврейским общинам. К сожалению, подобного не скажешь о Европе. Возможно, негативные эмоции — зависть, иногда ненависть — вызваны тем, что евреи нередко занимают ведущие позиции в бизнесе, науке, сфере искусства. И это не может не вызывать агрессию у тех, кто сам хотел бы оказаться в высших эшелонах истеблишмента.

— Если вы еврей и хотите заниматься политикой, вам лучше не высовываться, или можно и пошуметь?

Соглашусь с нашим главным раввином Берлом Лазаром: евреям важнее «быть хорошими врачами, учителями, чтобы другие люди чему-то от нас учились». И скажу так: в социуме лучше быть тихим, а вулканом стоит быть в уме. jm