Уроки локдауна
— Как вы прожили этот карантинный год? Сфера культуры сильно пострадала.
Сфера культуры действительно очень пострадала. Не менее, на мой взгляд, пострадала экономика всего государства. Поскольку Россия — культурно ориентированная страна, локдаун культурного рынка сильно ударил по ее финансовому обороту.
Простой подсчет: в апреле прошлого года у меня должно было быть 24 концерта. Это только большие сцены. Если в среднем взять зал на 800 человек и в среднем 2 000 рублей за билет, то это 1,6 млн с зала. Умножьте на 24, получите оборот, который только я один не дал государству. При этом ни я, ни вся моя группа не купили ни одного билета (ни авиа, ни железнодорожного), не поселились ни в одной гостинице, не присели ни в одном ресторане и т. д. По моим подсчетам, средний убыток по обороту только от одного меня около 30 млн рублей. Да еще мы не дали работу рекламным агентствам.
Даниил Крамер родился в 1960 году в Харькове. Окончил ХССМШ как пианист академического направления. В 15 лет получил I премию республиканского конкурса как пианист и II премию как композитор. В 1983 году окончил ГМПИ им. Гнесиных. С 1983 года преподаватель ГМУ им. Гнесиных, солист Московской филармонии. С 1986 года солист Москонцерта. С 1984-го участник практически всех джазовых фестивалей. В 1994 году открыл первый в истории Московской государственной консерватории класс джазовой импровизации. С 1995 года организатор циклических концертных программ: «Джазовая музыка в академических залах», «Вечера джаза с Даниилом Крамером», «Классика и джаз». Интенсивно сотрудничает с международным благотворительным фондом «Новые имена», занимающимся высокоодаренными детьми.
— А онлайн вы играли?
Да, и давал концерты в Большом зале консерватории, в Зарядье.
— В пустых? Тяжело, наверное, без зрителей.
А студийная запись, когда никого нет?
— Но она для этого и предназначена.
И онлайн-концерт предназначен для этого. Мы прекрасно играли онлайн-концерты, обращались к нашим зрителям так, будто они сидят в зале.
— Это были платные концерты?
Нет, мы просто помогали концертным залам, держали наших слушателей.
— Это как во время войны творческие коллективы поддерживали боевой дух солдат?
Именно. Кроме того, в самый разгар локдауна я организовал онлайн-трансляции из клуба «Эссе» и немножко трансляций из «Клуба Алексея Козлова». Мой спонсор помог. Мы делали две трансляции в неделю, а это недешевое удовольствие: профессиональная съемка, нормальный клубный гонорар музыкантам. Так продолжалось больше полугода, только недавно закончили. Мы это организовали и как помощь музыкантам, и как онлайн-концертную деятельность. Помимо этого, я делал онлайн-уроки, участвовал в жюри онлайн-конкурсов. Много чего было, без дела не сидел.
— Не было у вас депрессивного состояния?
Было. Но я не назвал бы это депрессией. Я вообще не склонен к депрессии. Депрессия — это когда руки опускаются. Руки у меня не опускаются никогда. А вот выть в потолок хотелось. Это не депрессия, а скорее осознание бессилия. Лично у меня оно не приводило к депрессии, оно приводило к ожиданию, когда же это всё закончится. Готовность к работе у меня никогда не исчезала.
— Сейчас дела становятся лучше?
Дела одно время были лучше, а сейчас опять становятся хуже.
— Но оптимизма больше?
Не уверен. По моему мнению, ситуация показывает, что самосознание нации не на очень высоком уровне. Если сравнить с тем, как проходили вакцинацию немцы, австрийцы, швейцарцы, датчане… У меня ведь везде много друзей, тем более вся моя семья в Германии, кроме меня.
— Почему так? Недоверие к власти или общий уровень невежества?
Почему или? Тут целый комплекс. Есть уровень невежества людей, есть недоверие к власти, и оно обоснованно: власть не всегда говорит нам правду, не всегда поступает объективно. Как было сказано в фильме «Семнадцать мгновений весны»: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Что же делать, когда ложь не маленькая? Что же делать, когда дела декларируемые расходятся с реальными? Поэтому да, у части людей недоверие к власти. Есть также и просто наплевательское отношение. Есть незаконопослушность. Это целый комплекс, не черно-белый, а многоцветный.
Успешное неопускание рук
— Никогда не опускаете руки. Кто вас так воспитал?
Я же еврей, я всегда себя спрашиваю: «Что я буду иметь с того, что опущу руки, кроме нарастающих проблем?» Причем проблем из воздуха, из ниоткуда, просто потому что руки опустились. Это чисто прагматический подход. С другой стороны, не опускать руки меня учили с детства родители. Они не опускали руки никогда, ни в какой ситуации. И поскольку я был евреем на Украине, то не опускать руки надо было в 10 раз успешнее.
— В одном интервью вы рассказывали, что, когда решили заниматься музыкой, ваша мама предупредила, что не слезет с вас. И сдержала свое слово.
На 200 %.
— Вы также говорили, что сами хотели заниматься. Но были же моменты, когда уставали, когда хотелось бросить? Что в этих случаях делала ваша мама?
Начну не с мамы. Однажды в результате небольшого школьного романа, романа одностороннего — я влюбился, а в меня нет, — я стал меньше заниматься. Это был 8-й класс, конкурсный класс в моей спецшколе. Отсев весьма серьезный. Чтобы вы поняли: когда я поступил, в классе было около 30 человек, когда окончил, осталось 10. Я готовил на конкурсный экзамен Патетическую сонату. Моя учительница, увидев, что я стал хуже заниматься, почти шепотом сказала: «Ты явно не справляешься, видимо, я ошиблась в твоем уровне. Я забираю у тебя эту сонату, дам тебе что-нибудь полегче». Ничего хуже мне вообще нельзя было сказать. (Смеется.) Я реально испугался. Это был один из немногих моментов, когда я засомневался в своих возможностях. Я схватил эти ноты, ушел и через три дня уже играл совсем по-другому.
— А обычно вы уверены в себе?
С тех пор, как выиграл свой первый конкурс, да. Уверенность в своих силах — это совершенно необходимая вещь для музыканта. Если ты не уверен и выходишь на сцену — всё, провал. Неуверенность в себе гарантированно приводит к ошибкам.
— Как надо поступать, если сфальшивил? Играть дальше?
Конечно. Меня с детства учили не останавливаться. Собственно, так я и выиграл свой первый конкурс. Я забыл финал токкаты Гаврилина. Такое бывает. Уже почти до финала дошел, уже расслабился, а зря. Такое происходит внезапно, ты просто не знаешь, что дальше играть. У меня сработал рефлекс: я поднял руки и начал играть оттуда, откуда помнил. Получилось совершенно естественно, как будто эта пауза написана композитором. В зале было два инфаркта и одно удивление. Инфаркты — у мамы и учительницы, а удивление — у автора. Он присутствовал на концерте, оценил мою изобретательность и ничего не сказал на комиссии. Я получил первое место.
— А все-таки были моменты, когда хотелось бросить?
Музыку? Вы смеетесь?
Мамы бывают разные
— Ваша мама вела себя с вами так же, как мамы спортсменов олимпийского резерва: безжалостно контролировала репетиции?
Давайте разделим мам на несколько категорий. Будучи педагогом, я со всеми этими категориями сталкивался. Если вы мама, то я не желаю вам быть в одной из них.
— Послушаю на будущее.
Есть мамы с безоглядной слепой влюбленностью. Они считают, что их дитя — однозначный гений. С такими детьми обычно происходит страшное, вплоть до неизлечимых психических заболеваний. Есть мамы и папы, у которых влюбленность в ребенка соединяется с безмерным тщеславием или жадностью, или и с тем, и с другим. Когда к ребенку приходит успех, деньги, слава, родители начинают сходить с ума в самом прямом медицинском смысле. Штука в том, что часть детей очень трудно проходит пубертатный период. 90 % талантливых детей его не проходят. Куда девается талант, я вам не скажу, но куда-то девается. В том, что происходит с этими детьми, есть и наша вина — слушателей. Когда перед нами выступает восьмилетний ребенок, мы умиляемся, у него телевидение, у него это, у него то… А в 15 лет он уже никому не нужен. Представляете, что с ним начинает твориться?! Это одна из причин, почему я крайне осторожно и часто негативно отношусь к детским конкурсным передачам.
Есть мама-диктатор. Частично это может быть оправданно, если ребенок крайне талантлив, но расхлябан. Однако диктаторство в некоторых случаях теряет меру. Так было с Бетховеном, он в детстве чуть не бросил музыку. А в случае с Паганини диктаторство родителей вызвало ненависть к ним и привело к рождению гения. Передо мной были и такие случаи.
Еще одна категория мам называется «абсолютная любовь». Тоже крайне неоднозначно, знаете ли.
Я же по природе классик. Это означает, что я сторонник и классической эллинской культуры, и классической европейской, и классической русской. А классическая культура диктуется мерой. Что угодно может быть, если это в меру, и что угодно может превратиться в свою противоположность, если мера теряется. Мне в этом плане очень повезло: моя мама была в меру диктатором. Как и любой ребенок, я прекрасно осознавал, что диктаторство мамы вызвано бешеной любовью. Когда мне исполнилось 10 лет, мама честно предупредила меня, что со мной сделает, если я выберу профессиональную жизнь. Она сказала, что сделает это, потому что очень меня любит. И, если я выберу себе такую жизнь, она сделает всё, чтобы я эту жизнь получил.
— То есть мамины амбиции здесь были ни при чем, она сама не мечтала сделать из вас музыканта?
Мечтала, она видела во мне то, что не получилось у самой. Мама была очень талантлива. До войны она давала сольные концерты в семь лет. Я не просто так получил свой дар, я получил его от мамы. Когда началась война, маме было 11,5 лет, и всё: эвакуация, Ташкент. То, что она рассказывала мне, было ужасно. Как мама выжила, не знаю, но, когда она вернулась назад, уже было поздно заниматься музыкой. Поэтому мама стала врачом. А то, что недополучила, вложила в меня. Но мой выбор был определен мною самим с трех с половиной лет.
Большая честь быть идиотом
— Какие были эмоции и ощущения после первых побед? Расслабились?
О нет, вы плохо представляете себе, что такое профессиональное музыкальное обучение. После первой победы на конкурсе учительница устроила мне такой разбор полетов, что я вообще не понял, как играл. (Смеется.) Мои учителя всегда повторяли: «То, что у тебя получилось, — это норма, об этом мы говорить не будем, мы будем говорить о том, что у тебя не получается». Я вырос в атмосфере, где хвастаться успехами было непрофессионально. Да, ты выиграл конкурс, но в тот же день тебе устраивали такой разнос по поводу твоего исполнения, что ты понимал: «Тут не до кайфа. Выиграл — надо дальше идти». Ученики Евгения Яковлевича Либермана считали за честь, если им заявляли, что они «птенцы желторотые», «идиоты»… Когда на меня так ругались, мне завидовали. Значит, Евгений Яковлевич за тебя болеет, переживает, что ты не реализуешь свой потенциал. Если же он говорил: «Всё у тебя приличненько, вот здесь подправишь, здесь ноты плохо прочитал, здесь пальцы плохо расставил, а так всё чудно, иди», это означало, что Евгений Яковлевич вычеркнул человека, он не желает тратить на него время. Мне же были адресованы слова: «Птенец; идиот; пошел вон; куда пошел, вернись обратно».
— Талант музыканта — с ним рождаются или все-таки это ремесло, которое нужно оттачивать?
И здесь нет никаких «или». Талант дается вам природой, или, если вы верующий человек, — Б-гом. Я человек нерелигиозный, но очень верующий. Я убежден, что существует нечто, недоступное моему пониманию, что дало мне мой дар. Хотя я уверен, что людей бездарных вообще не существует. То, что мы иногда называем серой массой, — это гениальные люди, не нашедшие свой дар. Талантливые или способные — это люди, которые приблизились к своему дару, но точно не нашли. А вот гении — это те, кто нашли: Моцарт, Ландау, Эйнштейн. Спросите, гений ли я? Нет. Думаю, что я нашел свой дар, но дальше встает вопрос об уровне дара.
О педагогах
Педагог, который берет ученика, должен четко отдавать себе отчет в том, что он берет в свои руки чужую жизнь и он за нее отныне в ответе.
«Новые известия»
О клавиатуре
Играя этюды Черни, я читал Дюма, Вальтера Скотта. Я так громадное количество литературы прочел. Как побочное следствие — мне не нужна клавиатура. Мне не обязательно на нее смотреть. Я просто ее чувствую.
ОТР
О публике
Мне очень нравится французская публика, правда, на мой взгляд, слишком романтична и иногда не лишена снобизма, но, тем не менее, это публика, которая способна оценить нюансы. В этом плане бывает хороша и русская публика — не всегда и не везде, но русская джазовая публика явно повышает свой уровень с каждым годом, и я за это очень ее люблю. Это одна из тех вещей, которые держат меня в России.
«Daily Карелия»
О спорте
Мои спортивные достижения: бег на длинные дистанции — 2-й взрослый, плавание — 3-й, велоспорт — 2-й, шахматы — 2-й взрослый.
ОТР
О мире
Я не принадлежу к числу музыкантов, которые иллюстрируют наш мир, — я его не люблю. Не люблю царящую в мире ложь и несправедливость, мне не нравится, что всё государство построено на насилии, которое называется законом и поддерживается глупыми людьми, идущими в армию. Им объясняют, что это их священный долг, а на самом деле они защищают неизвестных им людей, которые имеют в виду только собственные интересы. Конечно, в мире есть вещи, которые мне очень нравятся. Я люблю красивые города, красивую архитектуру, но это относится к искусству, а это уже не совсем бытовой мир, это как раз уже мир фантазий, мир эмоций — и это мой мир.
«Daily Карелия»
О позиции
Я очень уважаю позицию Святослава Рихтера, который не стал, насколько мне известно, профессором Московской консерватории просто потому, что не захотел писать слово «прошу» в заявлении.
Jazzmap.ru
О своем всё
Для меня музыка — это всё, но есть много вещей, про которые я могу сказать, что это для меня всё, без которых я не хочу жить. Я не хочу жить без своей дочки, без своей семьи, без своего компьютера, я не хочу жить без моих редких прогулок на природе, без путешествий. Ведь музыкант играет не ноты. Он играет не руками, не ногами. Самый главный вопрос для музыканта — а есть ли тебе что сказать? У любого искусства есть единственная задача — создать такой образ, который тронет ваши души. И музыка в этом отношении — самое сильное из искусств.
Cultinfo.ru
О жизненном девизе
Когда мне было 50 лет, жена спросила: «Там собираются девиз твоей жизни повесить, что бы ты хотел?» Я ответил: «Повесьте, пожалуйста, слова Окуджавы — каждый слышит, как он дышит, — потому что это именно то, что я играю».
Jazzmap.ru
— То есть здесь градация по уровню таланта?
Конечно. Талант не может быть у всех одинаковым. Во всяком случае дальше идет работа. Если вы тяжко не работаете, особенно в период вашего обучения, ваш талант не стоит ни гроша.
А если наоборот: человек родился без музыкального таланта, но пашет?
Он родился с талантом, но решил, что его талант музыкальный, а на самом деле нет. Он станет крепким середняком, если по 25 часов работает. Но всегда будет не понимать: «Как же так, этот бездельник делает за час то, что я делаю за 20?!»
Зов крови в награду
— Когда приехали в Москву, приобщились ли к еврейской жизни?
Я был очень плохим евреем, да и сейчас нехороший. В том плане, что мало участвую в еврейской жизни, хотя я член Российского еврейского конгресса, и, насколько помню, меня включили когда-то наряду с Кобзоном и еще кем-то в попечительский совет Московской синагоги. Не знаю, остался я там до сих пор или нет, но когда-то был включен. Вот недавно Игорь Сандлер позвал меня букву в Торе писать. Я воспринял это как честь.
Мой дедушка был правоверным. К сожалению, наш дом в Харькове разрушили, и вся дедушкина библиотека из старинных еврейских книг пропала. Не знаю почему. Папа не успел перевезти, или еще что. Я уже был в Москве, и переезд проходил без меня.
Дедушка немножко рассказывал мне историю семьи, но, вы знаете, мое еврейство начало приходить ко мне с возрастом. Все-таки я вырос как советский мальчик на Украине, и для меня слово «еврей» первую половину жизни звучало с неким отрицательным оттенком. С возрастом это изменилось, теперь превратилось уже в гордость. Хотя я не очень понимаю, с чем эта гордость связана, просто дар моей крови, вот и всё. Им наградили меня родители, но тем не менее пришло то, что я про себя с улыбкой назвал зовом крови.
— Будучи ребенком, уже осознавали, что вы еврей?
Еще как. А когда забывал, мне об этом на Украине быстро напоминали. Иногда кулаками.
— Родители вас к этому готовили?
Папа — нет, он с утра до позднего вечера пропадал в школе для глухонемых детей. Зарабатывал на мое образование, на мою жизнь. Мама мне с детства вбивала, но не насильно, а любовью: «Ты еврей! Хочешь быть на равных с другими, будь на 10 голов выше». В те годы на Украине это было актуально. Но и это не всегда помогало. Когда я выиграл республиканский конкурс, победитель должен был поехать на международный конкурс в Чехословакию. Но победитель — Крамер, не поехал победитель. «Вторая премия» — тоже с неправильной фамилией, если не ошибаюсь, Зильберман. Не поехала эта фамилия. Поехала «третья премия» с правильной фамилией. Мне объясняли это иногда совершенно неинтеллигентным способом. Могли в Харькове в трамвае сказать: «Куда прешь, жиденок?! Иди назад, жди, пока люди выйдут».
— Драться лезли?
Пока был в общеобразовательной школе, случалось регулярно. Но с тех пор, как поступил в Харькове в специальную музыкальную школу, фактически забыл, что я еврей. Мне напомнили об этом, когда должен был поехать в Чехословакию и когда хотел поступить в Харьковский институт искусств. Это было то самое советское лицемерие, когда тебе никто не говорил в лицо, но все знали почему. И еще один раз мне напомнили, когда приехал в Москву, но уже в другом контексте: пошла мода выходить замуж за евреев, чтобы уехать в Израиль.
Искусство — страшная вещь
— Есть мнение, что в современной жизни люди становятся менее духовными. По разным причинам: не успевают, не хотят… Что делать, чтобы «держаться на плаву»?
Меньше смотреть телевизор, включать фоном хорошую классическую, хорошую джазовую музыку. Меньше слушать примитивную. Исключить попсу, шансон. Пусть она звучит, душа начнет потихонечку возрождаться, это не быстрый процесс. Если есть дети, то это крайне желательно, потому что они будут по-другому чувствовать, даже по-другому относиться к родителям в будущем. Другая социология, всё другое.
— То есть даже на уровне подсознания это работает?
На уровне подсознания работает вообще всё.
— Даже если я не пытаюсь объяснить себе, что сейчас слышу, а просто готовлю салат?
Это работает. Так же, как работает попса. Вы готовите салат, а она подсознательно примитивизирует вашу душу, упрощает ваши мысли, превращает вас в черно-белое существо. Искусство — это страшная вещь, это обоюдоострый меч, который способен убивать, который способен излечивать, который способен губить целые государства. И возрождать государства. С лозунга «Хлеба и зрелищ» началась гибель Римской империи. Под этим лозунгом римляне превращались в странные жестокие существа в результате своих гладиаторских игр. Императоры стали вырождаться, потому что они были порождением этого лозунга. С другой стороны — римский эгоцентризм и раздача хлеба. Не нужно работать, тебе раздадут хлеб, чтобы купить твои голоса, — вот в чем порочность демократии. Эта порочная система привела к тому, что начала хиреть римская армия, начала хиреть римская экономика. Захиревшая римская армия, развращенная лозунгом «Хлеба и зрелищ», начала покупать наемников, а наемники — это не армия. Армия — это прежде всего сила духа. Какой бы ни был классный воин, какой бы ни был сильный и искусный, если он трус, какой толк в его искусности и физической силе? У него должна быть мотивация защищать свою родину, свою жену и детей, свой очаг, свой город. Сила армии в духе. А что дает дух? Культура. Падение римской культуры привело к падению Римской империи. И так везде, именно поэтому я с таким гневом отношусь к тому, что сейчас делает наше министерство образования. Я не просто так это говорю.
Мертвые души, ленивые и пустые
— Вы как-то сказали, что, если на концерте Чайковского человек скучает, значит, он не умеет работать со своими эмоциями.
Или не хочет. Всему, что мы с вами делаем, нас научили. Когда мы родились, мы были абсолютно беспомощны. Мы научились ходить, бегать, смотреть, различать цвета, даже есть научились — сначала умели разве что сосать. Управление эмоциями — такой же навык. Дипломатов учат управлять своими эмоциями. Меня учили вживаться в образ, даже если он не нравится. Мой учитель называл это «программой против шерстки». Если какая-то музыка мне не нравится, я должен ее полюбить, иначе невозможно играть. Я должен сделать ее своей. Понимаете, равнодушие человека, слушающего Чайковского на концерте, может быть вызвано и самими музыкантами, если в данный момент они не играют, а работают. Это огромная разница. На мой взгляд, большая часть музыкантов на сцене работает, и меньшая — играет. От этого зависит ваше восприятие, когда вы сидите в зале.
— А нужно и играть, и работать?
Работать нужно дома. Здесь как раз нет никаких «и» и никаких «или». Работаем дома, на сцене играем. Другого не дано. На сцене не работаем. Но монетизация и конвейеризация искусства, его попсовизация привели к тому, что музыканты начали работать. Что должен чувствовать музыкант, работающий под фонограмму? Кто он в этот момент? Что должен чувствовать музыкант, который не вживается в образ, но добросовестно играет свои ноты? А потом еще удивляется: «Почему на меня не покупают билеты, а на него покупают, ведь я ни разу не ошибся, а он четыре раза». Но тот, который четыре раза, — играл, а этот — работал. Он никогда не поймет разницу, если не понимает ее сразу. Между ремесленником и музыкантом огромная разница. Она есть везде: в скульптуре, в живописи, во всём, что касается искусства. Эту разницу поймет только тот, кто познал мистику искусства, я сейчас не шучу. Искусство потому искусство, что в нем есть непознаваемое.
— Человек, который не может отличить работу от игры, не познал?
Это еще один аспект. Есть люди, относящиеся к категории, которую я для себя обозвал lazy souls, «ленивые души». Это только частично их вина, а частично вина среды, в которой они выросли. Предположим, я многие годы орал о страшных последствиях блатного шансона, который затрагивает только верхние части души, верхние ассоциативные ряды, не глубокие. Воспитываются пустые страшные люди, которые не знают, что они пустые и страшные. Дурак не знает, что он дурак. Почему? Потому что он дурак. Пустой человек не знает, что он пустой. Почему? Потому что он пустой. Он не знает, что у него мертвая душа.
— И как ему узнать?
Искусство и вера, если она искренняя, — только две вещи кормят наши души. Что такое душа, вы можете объяснить? Нет, и я не смогу, и никто не сможет. Это уже относится к разряду непознаваемого. Но это то, выражаясь ремесленным языком, с чем работает искусство и с чем работает вера. Она работает с непознанным, только ощущаемым. И вот сидит человек с ленивой душой, как он поймет эмоции? Если на сцене гениальный музыкант, то есть шанс разбудить ленивую душу. Надолго ли? Не знаю. Однако есть шанс вдохнуть в нее хотя бы частичку жизни. Только шанс! Бывает, что не получается. Но если на сцене ремесленник, а в зале человек с lazy soul, — безнадега, и Чайковский здесь совершенно ни при чем. Третий аспект: чтобы познать Шекспира, надо уметь его читать. Чтобы познать глубину великой литературы, надо уметь познавать эту глубину. Этому нас тоже учат с детства. Но как учат?
Если вас учат по системе ЕГЭ и в тесте спрашивают, какого цвета был носовой платок у Анны Карениной, то вы вырастете с пустой душой, с lazy soul, потому что вас не научили чувствовать, не научили распознавать, не научили воспринимать более глубокое искусство, чем «Три аккорда» на Первом канале. Тогда не надо удивляться, почему 14летний ребенок убивает свою бабушку, а в ответ на вопрос: «Почему ты это сделал?» — говорит: «А чего она?» Это lazy souls, это empty souls, пустые души, невоспитанные. Именно поэтому я криком кричу по поводу ЕГЭ. По поводу ЕГЭ много вопросов. Один из них: «Что воспитываем и какие последствия?» Меня воспитывали по-другому. Если бы я на уроке литературы ответил про «луч света в темном царстве», как написано в учебнике, схлопотал бы двойку и вылетел из класса, потому что меня учили не зубрить, а думать, чувствовать. Мы старались анализировать чувства литературных героев. В наши детские души хотя бы пытались вдохнуть что-то вроде понимания, что-то вроде сопереживания, даже литературным героям. Это невероятно поднимает планку душевных ощущений. Но это то, чем теперь не занимаются в школе. Мой учитель литературы Юрий Евгеньевич Финкельштейн, умерший не так давно в Соединенных Штатах, великолепный эссеист, философ и прирожденный педагог, учил нас не только в классе. Много ли вы сейчас назовете учителей, которые зовут своих учеников к себе домой попить чаю, поговорить о литературе и таким образом воспитывают из них людей? Пройдя такое обучение, что я должен думать о министерстве образования, которое говорит мне, педагогу, о том, что я не педагог, а менеджер по продаже преподавательских услуг. А мои студенты — не мои ученики, а потребители моих преподавательских услуг. Много ли душевности вы найдете в продавце, который предлагает вам услугу продавца? Он способен нас обмануть вежливо и с улыбкой, чтобы мы купили. Это то, что сейчас диктует нам министерство образования. У меня нет никаких сомнений в чудовищных последствиях, к которым это приведет.
— Что же делать? Менять программу на государственном уровне?
Да. Брать всё лучшее от советского образования, брать всё лучшее от советского культурного образования. Вместо этого мы опять повторили: «Мы наш, мы новый мир построим», только для начала всё старое разрушим. Но что-то я не вижу, чтобы мы новый мир построили. Пока идет чудовищная примитивизация интеллектуального уровня населения.
— Телевидение зарабатывает деньги и дает то, что смотрит большинство. Так это спрос рождает предложение или наоборот?
Телевидение должно зарабатывать деньги, но я опять повторю слово «мера». Только зарабатывание денег и ориентирование лишь на рейтинг ведет к отвратительным последствиям. С другой стороны, превращение телевидения в образовательное тоже приведет к чудовищным последствиям и отторжению такого телевидения. Мера! А для этого нужны ум, талант и государственное мышление.