Эмиль Захарьяев: «Со мной лучше не драться»

Эмиль Захарьяев в свои 23 года сумел добиться многого. Директор фонда СТМЭГИ по делам молодежи и управляющий партнер строительного холдинга Rezidential Group начал заниматься бизнесом в детстве, на бар-мицве цитировал Тору и читал рэп, а сейчас постепенно открывает для себя соблюдение шаббата

Илья Йосеф
Фото: Владимир Калинин

Куба далеко, Куба рядом

Родился я в еврейском городке Куба в Азербайджане, но всю жизнь провел в Москве. Когда я был помладше, мы ездили в Кубу почти на все лето, и мне это очень нравилось. На тот момент там жили мои бабушка и дедушка по маминой линии, сейчас они живут в Нью-Йорке. Несколько лет назад туда ездило много семей и в том числе много моих друзей. Сейчас там, к сожалению, далеко не так многолюдно, с каждым годом туда ездит все меньше людей.

Так как это не Москва, а небольшой поселок, где все свои, родители позволяют нам гулять допоздна. Там я научился ездить на велосипеде. Несколько раз падал, когда спускался с горки, разбивал колени. В Кубе нам разрешали ездить за рулем с младшего возраста. Это нам очень нравилось. Можно было, как взрослым, ездить на машинах, в Москве этого делать в таком возрасте нельзя. Когда мы там, мы ездим на море, гуляем, общаемся, часто ездим в горы.

Однажды я ехал за рулем с младшими братьями, и меня остановила полиция из Баку. Конечно, у меня не было водительских прав. Меня забрали вместе с машиной в отделение. Когда меня уже увозили,  я увидел друга и крикнул ему: “Помоги!” Что делать, я тогда не знал. Потом родственники через друзей в полиции меня оттуда вытаскивали.

“Еврей должен хорошо уметь считать!”

С 1-го по 4-й класс я учился в школе «Лицей Столичный», недалеко от Велозаводской улицы. После этого мы переехали на Кутузовский проспект, и я перешел в школу номер1699 при Президенте РФ. После этого я поступил в 720-ю школу на Кутузовском проспекте. Там я учился по системе экстерната: за один год я прошел программу  10-го и 11-го класса. В 16 лет я закончил школу с золотой медалью и поступил в Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, на факультет бизнеса и делового администрирования. Там я проучился четыре года. После этого у меня был выбор: магистратура или работа. Сначала я хотел их совместить и поступить в магистратуру МГИМО. Но там был сложный график для совмещения с работой. И я принял решение, что для меня приоритетнее работа, бизнес, управление. В перспективе я планирую продолжить учебу, но пока я решил набраться практического опыта.

В школе я любил математику, она у меня хорошо получалась. Участвовал в олимпиадах по математике. Кроме того, я занимался с репетиторами по всем предметам, связанным с математикой. Еврей должен хорошо уметь считать! Тем более я сейчас работаю с цифрами, и математика мне очень пригодилась. Из языков я знаю английский, русский и фарси. Хотелось бы выучить иврит. 

Школьник, с которым лучше не драться

В школе ребята иногда пытались задеть мою принадлежность к религии. Пару раз были инциденты, но я показал, что со мной лучше не драться. Поэтому дрался в детстве мало – меня почему-то все боялись. Когда я показывал, что со мной лучше так не шутить, все сразу замолкали. К тому же в школе учились мои младшие братья, и мне нужно было так выстроить политику, чтобы и к ним тоже не приставали. Родной брат у меня один, но много двоюродных братьев. Их около 15, и они для меня все как родные. Я среди них самый старший, поэтому на меня всегда возлагается дополнительная ответственность. 

Я занимался тхэквондо, дзюдо, самбо, карате, теннисом, плаванием. Но мое основное спортивное увлечение — карате. Я им занимался шесть лет, выигрывал соревнования, у меня коричневый пояс. Перестал заниматься карате, потому что сломал ногу, причем не где-нибудь, а дома. Мы играли с братьями, кто быстрее спустится вниз по лестнице. Я споткнулся и упал, оказалось — перелом ноги. Лечился несколько месяцев и после этого перестал ходить на карате. Также много занимался плаванием, у меня по нему третий разряд. К сожалению, в связи с работой времени на спорт сейчас остается немного. По мере возможности занимаюсь в тренажерном зале. Спорт бодрит и помогает в работе – чувствуешь себя лучше и быстрее думаешь.

Ведущий и главный герой

Выступать перед публикой я учился с детства. В школе мы часто разыгрывали сценки на Новый год и 8 Марта. Я на них постоянно был и ведущим, и главным героем. На свою бар-мицву в 13 лет я говорил тост для более 600 гостей. Это было очень волнительно. Стоишь один посреди сцены, и на тебя все смотрят. Сейчас у меня уже большой опыт «публичных речей», но я все равно готовлюсь к ним очень серьезно. Я пишу наброски выступления, но никогда не заучиваю его наизусть. Если ты выучил и вдруг запнулся, то все сразу забываешь. Когда говоришь, важно уметь правильно ставить ударения и акценты. От того, как ты говоришь, зависит очень много. Над этим постоянно нужно работать.

На семейных торжествах у нас есть обычай. Начинают говорить речи (или тосты) по старшинству. Среди молодых я всегда выступаю первым. Но встать и сказать речь может каждый, даже 5-летние братья. У нас родители с детства обучают правильно разговаривать, это очень важно. Речь не должна быть скучной. Но наш юмор и шутки обычно «направлены» на семейный контекст, и их понимают только в кругу семьи. 

«Европейская» бар-мицва

Моя бар-мицва проходила в синагоге в Марьиной роще. Несколько  месяцев я активно готовился к этому событию. Я выучил буквы, немного научился читать на иврите и на бар-мицве прочитал отрывок из Торы, причем не русскую транскрипцию, а с самого свитка Торы. 

Потом мы отметили событие в новом банкетном зале “Европейский” на Киевской. Это было первое мероприятие, проведенное в этом зале. Я записал песню в стиле рэп и включили ее на торжестве. Мы с братьями подготовились и станцевали лезгинку, так как это очень красивый танец и он имеет непосредственное отношение к нашей кавказской принадлежности. После этого на бар-мицву кого-либо из братьев мы всегда готовим танцевальные выступления. Они всегда разные, в разных костюмах.

Хот-дог по франшизе

Бизнесом я начал заниматься в 15–16 лет. Я открыл по франшизе «Стардогс», небольшую точку по продаже хот-догов. Мне всегда хотелось быть самостоятельным. Когда я просил у отца деньги, мне приходилось отчитываться, на что именно я прошу деньги. Я хотел больше свободы, и с 16 лет я полностью на самообеспечении. Тем более я человек амбициозный и всегда мечтал о хороших машинах и дорогих вещах. Но в моем возрасте уже для меня стыдно приходить к отцу и просить деньги.. 

Раньше, когда я брал деньги у отца, я мог потратить их на что-нибудь ненужное. Они же мне легко достались! Просто пришли — просто потратились. Когда зарабатываешь сам, весь месяц крутишься, на что-то копишь, то отношение к деньгам становится более уважительным. Я уже понимаю, что мне нужно, а что нет. Однажды я пришел в автосалон за новой машиной. Я понимал, что могу ее себе позволить. Но я также осознавал, что у меня есть и другие планы. Поэтому я решил отложить покупку, и только через год пришел за машиной.

Наш бизнес семейный. Мой отец и его братья, каждый занимается своим направлением. Я как старший брат выстраиваю то же самое и со своими братьями. Одним из наших направлениий является девелоперский бизнес, где я и работаю. Наш проект называется  «Пироговская Ривьера». Жилой комплекс находится на берегу водохранилища, в 12 км от МКАД. Наши клиенты — те, кто любит природу и хочет жить в спокойной атмосфере, в стороне от городской суеты. 

 «Ты будешь этим заниматься!»

Мой дядя, Герман, является президентом благотворительного фонда СТМЭГИ. В 2015 году он организовал большое собрание с целью организации молодежного клуба, куда пригласил много еврейской молодежи. Я сначала не понимал, что к чему, но потом дядя сказал: «Эмиль, ты будешь президентом молодежного клуба СТМЭГИ». Не сказать, чтобы я сильно обрадовался. У меня и так много дел, подумал я, как я все это буду успевать? Для меня это была дополнительная ноша, и я не знал, нужно мне это или нет.

Поначалу развитие шло медленно. Первые наши мероприятия получались не очень качественно. Я не был к этому готов, у меня не было опыта, и относился я к ним, прямо скажем, не всегда с пониманием. Постоянно нужно было что-то делать: приглашать людей, организовывать праздники, занятия и уроки. Но со временем я начал больше в этом разбираться, и мне становилось все более интересно, у нас пошли хорошие результаты, мы разработали много интересных проектов, наши мероприятия начали проходить более качественно и набирать намного больше гостей. У нас пошли хорошие результаты и есть еще множество планов впереди для развития клуба. 

Правильный Шаббат

Мы постоянно проводим мероприятия, в основном к праздникам. Прошедший в марте праздник Пурим прошел в банкетном комплексе «Парадайз». Все гости были в карнавальных костюмах, мы организовали  музыку, кошерную еду, конкурсы, в самое главное Х всем очень понравилось. 

3 марта мы организовали Шаббатон. Мы пригласили раввина и 15 мальчиков в синагогу в Жуковке и устроили полноценный Шаббат «по всем правилам». Участие для всех было бесплатным. Ребята заселились в пятницу днем — и началось: молитва, кидуш, трапеза, утренняя молитва. Вечером в субботу прошел концерт еврейской музыки. Шаббат очень важен для еврея, и его обязательно должны соблюдать. 

Мы показали, как это должно быть правильно, и всем понравилось. Оказывается, “настоящий” Шаббат – это так интересно! Можно послушать истории от раввинов, не отвлекаясь на телефон и прочие гаджеты. Это тоже очень полезный опыт – отдохнуть и помолиться в располагающей для этого обстановке. 

У нас в клубе

Наша цель — не только организация праздников. Это в первую очередь всестороннее развитие молодежи. Среди самых значимых событий нашего клуба — программа «Евростарс», направленная на изучение еврейских традиций среди горских евреев. Занятия проходят в синагоге на Бронной каждый вторник и воскресенье. Если часто посещаешь занятия, ты имеешь возможность поехать в бесплатное путешествие в несколько европейских стран вместе с участниками программы. В этом году, например, мы летим в Австрию и Швейцарию.

Спорт для нас очень важен. Каждую неделю мы снимаем зал и проводим тренировки по футболу. Раз в год, обычно в начале лета, мы проводим чемпионат среди еврейских общин. Турнир проводится уже 5 лет. Мы собираем команды различных еврейских школ, ешив и других организаций. Сейчас мы готовимся к нему, набираем форму, чтобы занять 1-ое место!

Команда молодежного клуба состоит из 11 человек, мы их называем активистами. Они работают без зарплаты на добровольных началах. У нас часто проводятся собрания, на которых мы обсуждаем наши планы развития. Сейчас мы хотим организовать молодежный бизнес-клуб. Мы будем приглашать туда еврейских бизнесменов, чтобы они рассказали о своем опыте. В перспективе — конкурс на лучшую бизнес-идею, где главным призом будет финансирование проекта. 

Также хотим организовать биржу труда. Сейчас много молодых евреев, закончивших обучение, ищут работу. С другой стороны, есть много еврейских организаций, которым нужны люди. И мы будем работать как агентство по подбору кадров. 

На сегодня фонд финансирует наша семья. При организации мероприятий мы берем с людей символическую сумму за вход (около 500 рублей). Дело в том, что мы себе поставили большую цель. Мы хотим купить свиток Торы, и все пожертвованные деньги мы собираем на это благое дело. Через год в Сокольниках откроется большой еврейский центр площадью 2700 кв. метров. Сейчас там идет ремонт помещения. На его открытии мы хотим внести туда свиток Торы от всей молодежи. 

Можно прийти, но нельзя навязать

Религию нельзя навязывать человеку, он должен к ней прийти сам. Нельзя людей заставлять. У каждого своя история. Это просто неправильно перед Всевышним, если будешь, например, надевать тфилин без внутренней потребности, просто по указу кого-либо.

Религия — это постоянная борьба с самим собой. Каждое утро я надеваю тфилин. Иногда делать это нет времени, или просто неохота. Но я всегда говорю себе: это нужно, это для меня хорошо. Борьба с собой в плане питания тоже очень серьезная. От некошерных продуктов я отказался уже много лет назад и убедил отказаться от них младших братьев. Расставание с морепродуктами прошло легко. Тяжелее для меня — не совмещать мясное с молочным. Иногда, признаюсь, не удерживаюсь. Но обычно я просто для себя понимаю, что этого делать не надо. Если я делаю что-то неправильное с точки зрения нашей религии, я чувствую внутри себя дисбаланс, как будто сделал что-то плохое. Не надел тфилин — и хожу как будто не в своей тарелке, и есть чувство, что день не будет хорошим.

Каждую пятницу мы со всеми братьями, кто есть в Москве, собираемся у себя в доме. Женщины зажигают шаббатние свечи, пекут халу. В отношении религии очень многому обучает нас дядя Герман. В Шаббат он собирает молодежь и рассказывает, разные притчи, что значит этот месяц по еврейскому календарю, рассказывает про историю и праздники. Все требования Шаббата полностью я пока не соблюдаю. Но я в Шаббат никогда не работаю, это для меня отдых.