Яна родилась в Москве, в семье горских евреев родом из Баку. В 2015 году поступила в Высшую школу экономики на программу «Реклама и связи с общественностью». На втором году обучения основала Еврейский клуб, который не только набрал популярность среди студентов «Вышки», но и стал известен среди еврейских организаций столицы. В 2019 году Яна окончила ВШЭ, а клуб остался: теперь «Вышку» уже довольно сложно представить без него. Как и жизнь Яны: сложив с себя должность председателя, она по-прежнему курирует свое детище и с удовольствием рассказала нам о нём.
День, когда всё начиналось
Фамилия Нафталиевы очень распространена среди горских евреев. В Азербайджане с давних времен много горско-еврейских общин, тесно связанных между собой. А вот мой прадед родом из Ирана: приехал в Азербайджан по торговым делам, а тут как раз образовался СССР, границы закрылись, и он просто не смог выехать обратно. Ему повезло, что иранские и горские евреи говорили на похожих диалектах фарси.
Родители рассказывали, что в Баку не было антисемитизма: азербайджанцы, евреи, армяне и русские жили в мире, уважая обычаи друг друга. Соседи знали, к кому за чем идти: к одним за книгами, к другим за рецептами и так далее. Евреям в Азербайджане было просто и до революции, и в советское время. Не нужно было скрывать, что ты еврей: никто не запрещал наши праздники, всегда можно было достать кошерное мясо. И самое главное: ради учебы или работы не приходилось менять документы с Михоэля на Михаила. В отличие от многих людей, родители которых были вынуждены так поступить, у меня нет проблем с тем, чтобы подтвердить еврейство.
Я родилась уже в Москве и не расспрашивала, почему моя семья решила переехать. Наверное, потому что в 90-е переезжали все: одни в Москву, другие в Израиль, или США, или Германию. Никогда не была в Баку, но мечтаю подарить родителям поездку, когда границы откроются после карантина.
День перелома
Особенно религиозную жизнь моя семья не вела, но всегда отмечала праздники. У нас в доме есть ханукия и магендавид — не суперценные, но передаются по наследству уже три-четыре поколения. Праздники мои родители называли на горский манер: например, Песах у нас — это Нисону. Про многие религиозные традиции они узнали, уже когда переехали в Москву. Мы с братом погрузились в еврейскую жизнь гораздо раньше их, поскольку совсем маленькими нас водили в воскресный еврейский клуб. Строго по кашруту мы не питаемся, но не едим свинину и не мешаем мясное с молочным. Шаббат тоже соблюдаем не строго: телефонами, например, пользуемся, но в пятницу вечером собираемся вместе, зажигаем свечи и садимся за трапезу.
Я училась не в еврейской школе, а в обычной, ко мне всегда хорошо относились, никаких проблем из-за моей национальности не было, и я не задумывалась на эту тему. Перелом в сознании наступил в четвертом или пятом классе: я всегда знала, что еврейка, но тут как-то глубоко поняла, что люди вокруг не такие, как я, меня от них что-то отличает. Помню, как испытала какое-то новое чувство уверенности и спокойствия.
День основания
В Высшей школе экономики очень развита система студенческих организаций. На первом курсе я была уверена, что и Еврейский клуб есть, но оказалось — нет. А я уже знала там много евреев, мне хотелось их объединить, да и с новыми познакомиться. И я подумала: клуб просто обязан появиться. Кинула клич по знакомым и соцсетям, так нашлись люди в команду — по-моему, нас было 10, пять стали активистами. По правилам «Вышки», чтобы зарегистрировать студенческую организацию, нужно провести два мероприятия. Мы провели два собрания и подали документы в администрацию.
На открытие мы ждали много гостей. Придумали развлекательную программу, а с едой и напитками помог Михоэль Ставропольский, координатор молодежных программ в Jewell Club (на тот момент я была знакома с ним года полтора). В Jewell Club Михоэль ведет проект Stars, объединяющий молодых людей 18-30 лет: раз в неделю они ходят в синагогу, учатся, у Stars много разных курсов, от дизайна и музыки до бизнеса, а в конце обучения едут в бесплатную поездку по Европе. Михоэль с самого начала поддержал Еврейский клуб «Вышки»: мы обращались к нему за советами, нужными контактами, да за чем угодно.
Когда мы пригласили на открытие клуба главного раввина России Берла Лазара, к нашей радости, он легко согласился. Я обрадовалась… и тут же задумалась, как на выступление раввина отреагируют студенты-неевреи, ведь на открытии, как и на других наших мероприятиях, не было никаких ограничений по национальному признаку. Берл Лазар оказался одним из самых харизматичных гостей, которых видела «Вышка», он рассказывал истории, над которыми смеялись все! Помню его шутку, что Высшая школа экономики — такое еврейское заведение, что Еврейский клуб там в принципе и не нужен. В общем, вышло шикарно. Ко мне потом подходили студенты-неевреи и говорили: у вас такой классный раввин!
День осознания миссии
В нашем уставе прописаны две цели. Первая — объединение еврейских студентов «Вышки». Каждый приходит в клуб за чем-то своим: познакомиться с новыми людьми, чему-то научиться, развлечься. Мне было важно организовать место, где можно всё это получить. В основном, конечно, евреи приходят, чтобы стать частью комьюнити.
Вторая цель клуба — просветительская. Нам было важно показать себя университету, наладить коммуникацию с остальными студентами. Так что, получается, неевреи — тоже целевая аудитория клуба. Мы хотели рассказать им, кто такие евреи, развеять стереотипы. Впрочем, не могу сказать, что в «Вышке» мы сталкивались с последними: либо студенты ВШЭ достаточно осознанны, либо нам просто везло. Неевреи обычно приходят в клуб, чтобы попробовать или узнать что-то новое: чаще всего спрашивают про связь Пасхи и Песаха, Хануки и Рождества или почему наш Новый год в сентябре.
А вот рассказывать о религии у нас цели не было. Да и нет среди нас очень религиозных людей. На моей памяти в клубе была только одна девочка, которая соблюдала всё-всё-всё, она сейчас в Америку переехала. Мне кажется, очень религиозные евреи просто выбирают не «Вышку», а соответствующие учебные заведения.
День признания
На второй или третий месяц работы Еврейский клуб был номинирован на премию «Чугунное яйцо», за которую идет борьба между разными студенческими организациями ВШЭ. В категории «В тренде» нашими конкурентами были конкурс красоты «Мисс «Вышка» с восьмилетней на тот момент историей и «Поречье» — самый крутой московский молодежный выезд на природу. Мы понимали, что у нас против них мало шансов.
Но в итоге за нас проголосовало больше всего студентов! Для меня до сих пор загадка почему. Наверное, мы так хайпанули на открытии, что все решили: это достойно награды. Помню, мы стояли на сцене и говорили: это просто еврейская удача!
При этом не могу сказать, что клуб моментально получил признание в еврейской среде. К нам некоторое время присматривались, хотя узнали о нас очень быстро. Узнали и за пределами «Вышки», и не только в еврейских сообществах, но и в националистских пабликах интернета. Эти люди находят нас в соцсетях, пишут нам дурацкие комментарии и шутки — и не жалко им своего времени! Я полностью от этого абстрагируюсь: считаю, что подобные вещи надо просто игнорировать.
Типичный день
В клуб принимают всех желающих еврейских студентов «Вышки». Одни отвечают за организацию мероприятий, другие за дизайн афиш; у нас есть фотографы, эсэмэмщики… Команда собирается несколько раз в месяц: иногда надо продумать новое мероприятие, иногда просто идем в синагогу, в музей, в кино, на каток — да куда угодно. Встречи проходят очень весело, и, куда бы мы ни пошли, вокруг нас всегда собираются евреи. Помню, мы выходили из кафе, гардеробщик спросил, не евреи ли мы, рванул ворот рубахи — а там огромная звезда Давида!
Вскоре клуб стабильно стал проводить одно мероприятие в месяц. Это и кинопросмотры, и лекции приглашенных спикеров, и квесты (самый популярный формат). Конечно, мы зовем всех студентов «Вышки» отмечать еврейские праздники. Рассказываем об их истории, если традиция предполагает — угощаем: на Хануку заготавливаем пончики, на Рош ха-Шана — по 15 кг яблок и много-много мёда.
Больше всего мне запомнился первый Рош ха-Шана. Мы ждали, что придет человек 20-30, а собралось почти три сотни! Конечно, было много случайных людей — первокурсников, которым нужно было побывать хоть в одной студенческой организации, но всё равно было круто и очень душевно. Мы танцевали, обсуждали планы на новый год, писали записочки в будущее… Потом ко мне подходили люди и говорили, что это одно из лучших мероприятий «Вышки» на их памяти.
День испытаний
Большую часть 2020 года «Вышка» стояла закрытой на карантин, так что проводить мероприятия нам было негде. Мы сделали упор на онлайн-лекции. Очень большой интерес вызвал рассказ ресторатора Александра Финкельштейна о том, как открыть кошерный корнер или ресторан, как вообще устроена ресторанная индустрия. Израильская кухня сейчас на пике популярности: все любят хумус и фалафель и хотят знать, либо как его вкусно сделать, либо где в Москве его вкусно поесть. История умалчивает, открыл ли кто-нибудь из слушателей свое заведение, но мы уверены, что узнаем об этом первыми и у нас будет скидка.
В декабре у клуба появилась новая площадка — «Хабад Центр» на Мясницкой, которая очень нас поддерживает. Моти Кантор из этой синагоги стал нашим раввином. Мы ходим в общину на шаббат, для некоторых студентов это первый шаббат в жизни. Община запустила для еврейских студентов «Вышки» курс иврита: на него записались и востоковеды, и ребята, которые хотят переписываться с друзьями в Израиле, решили туда переехать или любят там бывать. Моти также стал раввином группы Stars, специально созданной для студентов «Вышки». Очень классно знать, что у нас теперь есть второй дом, мы благодарны общине и Моти за помощь.
Дни после клуба
Проблема многих студенческих организаций в том, что они распадаются, когда уходит основатель. Мне было очень важно не просто открыть клуб, а создать организацию с устойчивой структурой, где очередной лидер готовил бы себе достойную смену перед выпуском. Кажется, удалось: я окончила «Вышку», а Еврейский клуб продолжает работу. Я всё еще курирую его, но мне нет нужды во всё вникать: с этим прекрасно справляются председатели. Я этакий советчик-пиарщик: помогаю с какими-то решениями и занимаюсь внешними коммуникациями с еврейской общиной и другими организациями.
Еврейский клуб дал мне очень крутой опыт руководства, подготовки мероприятий, общения с самыми разными людьми — от администрации до студентов. Сейчас я работаю креативным продюсером, и этот опыт мне пригождается каждый день.