Выпуск #26

Пинхас Швальб: «Деньги цдаки – святые деньги, и обращаться с ними надо соответственно»

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Пинхас Швальб в юности выбирал между карьерой врача и экономиста и даже не думал, что станет заниматься общественной работой. Но пытливость ума привела его в колель, а опыт работы в крупных коммерческих структурах пригодился в реализации программ еврейского образования. Теперь их эффективность – его главная забота

Екатерина Милицкая
Фото: KOLDUNOVA+KLYOSOV

«Я вырос в светской медицинской семье, где образование всегда играло определяющую роль: дедушка – профессор, заслуженный врач РФ, почетный гражданин Рязани и прочие регалии, родственники – кандидаты и доктора наук. Так что вопрос, идти ли в университет, даже не возникал. Сначала я собирался по семейной традиции пойти в медицину, но, когда учился в еврейской школе в Англии, наш директор, преподававший экономику, просто влюбил меня в свой предмет. Так что после школы я начал учить экономику и финансы в Манчестерском университете».

Для всех слоев еврейского населения

Пинхас Швальб родился в Рязани, учился в Манчестере, работал в Москве, а затем сделал алию в Израиль. С 2017 года является председателем КЕРООР. Среди его проектов – онлайн-школа для детей, программа онлайн-изучения Торы, издание журнала и книг «Беерот Ицхак», очно-заочная программа изучения еврейского закона для женщин, а также ряд благотворительных проектов для помощи нуждающимся. С 2014 года он возглавляет издательство «Кеилат Москва», которое сейчас реализует масштабный проект по переводу Талмуда на русский язык. 

«Поженившись, мы с женой сразу решили, что поедем в Израиль, чтобы наши дети могли получить качественное еврейское образование. Лично мне его не хватало, поэтому в Москве я совмещал работу с учебой: рано утром шел в синагогу учиться и молиться, затем в офис заниматься финансами, а вечером снова учиться. Но еврейское образование такая штука: чем больше учишься, тем отчетливее осознаешь, что многого еще не постиг. Когда мы оказались в Израиле, я решил пойти в колель, пока искал работу, и в результате проучился там пять лет по 8-12 часов в день. Так я наверстал упущенное».

«Я не раз видел, как небогато живут аврехи и раввины, в каких стесненных условиях порой приходится работать преподавателям Торы. Хотелось помочь этим людям, ведь они выполняют важнейшую задачу – приумножают и распространяют знания о Торе, о Всевышнем. Чтобы помочь им, я стал применять свои знания руководителя, финансиста и экономиста: консультировать, выстраивать схему работы проектов… Так, один проект за другим, я и работаю уже 15 лет».

«Некоторые проекты для меня родные, особенно те, которые запускал с нуля. Наверное, один из самых важных лично для меня – еврейская онлайн-школа «Беерот Ицхак». Мы начали проект, кажется, в 2015 году, и по тем временам идея проводить полноценные уроки через вебинары в интернете была достаточно новой. Школа работает до сих пор, в ней порядка 150-200 постоянных учеников, занимающихся каждый день. Это дети с разных концов планеты – от Владивостока до Норвегии и западнее, по-моему, даже из США есть, были точно».

«Конечно, финансовое образование и опыт работы мне очень помогают. Потому что проекты, которыми я занимаюсь, обычно выстроены достаточно грамотно с еврейской, религиозной точки зрения, а вот финансовая эффективность порой хромает. Моя задача в числе прочего ‒ помочь организациям, входящим в КЕРООР, эффективно расходовать деньги цдаки. Это святые деньги, и они требуют соответствующего обращения. Их нужно использовать с максимальной отдачей. Вот я и помогаю сделать так, чтобы все процессы работали эффективно, все затраты были оправданны, все схемы оптимизированы».

«Я вижу в своей судьбе замысел Всевышнего. Возможно, мой жизненный путь сложился именно таким образом, чтобы у меня в руках оказались необходимые инструменты для реализации значимых проектов, которые приближают людей к Всевышнему и помогают им жить в соответствии с еврейской традицией».

«Сейчас очень важный для меня проект – ешива «Торат Хаим» в Подмосковье. Это уникальное место, где человек, изначально не имеющий никаких знаний, не знающий иврита, не изучавший Торы, за два года может встать вровень с лучшими учениками классических израильских ешив, получавших еврейское образование с детства. Я очень горжусь тем, что, начав свой путь в качестве ученика, сегодня активно помогаю развитию и росту этой ешивы, чтобы, подобно мне, и другие получили возможность поучиться в этом потрясающем месте!»

«Я активно занимаюсь фандрайзингом и общаюсь с потенциальными жертвователями. Я долго шел к пониманию, что просить деньги не стыдно. Всегда гарантирую эффективность проектов, на которые собираю деньги, и понимаю, что даю возможность жертвователю сделать действительно стоящее дело, которое сделает мир лучше и для конечных получателей, и для самого дающего. КЕРООР сегодня занимается многими проектами – здесь и детские сады, и школы, и ешива, и общины в Москве и регионах, и поддержка малоимущих, и еще много всего очень важного. Вообще, у меня, слава Б-гу, безумно интересная работа, наполненная глубоким смыслом, требующая полного погружения и отдачи. Мне есть для чего просыпаться каждое утро и не ложиться до ночи!»

«Сейчас я живу на две страны, делю свое время между Россией и Израилем. До пандемии летал чуть ли ни каждую неделю – полет стал таким же обыденным, как поездка на такси. Сейчас, конечно, не так, со всеми этими ограничениями. Но за время пандемии я успел понять, что онлайн-общение зачастую бывает более эффективным, чем личные встречи, и совещание по зуму помогает решить вопрос быстрее, чем очное. Это очень полезный опыт: ведь время очень ценный ресурс, который необходимо использовать эффективно. Хотя, конечно, личное общение остается важным, порой незаменимым».