Трапезная «Римон» при Московской хоральной синагоге расположена в примыкающем к ней административном здании. Попасть туда можно из синагоги, пройдя через дверь с лестницы. Рядом с дверью — табличка «Трапезная Rimon». «Римон» на иврите — «гранат». Слово это встречается в Торе. Гранаты, судя по всему, были весьма распространенным фруктом древней Палестины, их изображения встречаются в декоре античных изделий и украшений. Название, безусловно, удачное — оно отсылает к древности и одновременно к еде!
Но откроем двери трапезной. Большой прямоугольный зал с традиционным и торжественным декором, как нельзя лучше соответствующим слову «трапезная»: столы покрыты скатертями, белые чехлы на стульях, большие бронзовые люстры. Только гравюры из быта штетла на стенах несколько снижают торжественность обстановки. Вдоль стен — полукабинеты, столы, разделенные столь же солидными ширмами: здесь можно уединиться с собеседником.
Вообще же, зал ресторана — это настоящий трансформер: различные секции отделены друг от друга ширмами с плотными занавесями. Понятно, что из этих ширм можно составить любые комбинации и выделить помещения и для частного банкета, и для детей, и для деловых переговоров.
Напротив меня сидело четверо мужчин, они вполголоса обсуждали какие-то дела, а в соседней «ложе» ужинала пара средних лет. Они довольно громко обсуждали что-то, связанное с издательским бизнесом, но судя по тому, как они смотрели друг на друга, это было еще и свидание.
Обширное меню напоминает солидную книгу в кожаном переплете. Очевидно, что неизменное. И вправду, время как будто застыло в этом ресторане — меню очень традиционное!
Тем не менее первое, что бросилось в глаза на первой странице меню, — это «бургер с нежной говяжьей котлетой», дань нынешней моде на «изысканный фастфуд». Но в дальнейшем все блюда были празднично-банкетного толка.
Еще одна отсылка к современности (вернее, к нулевым) — это роллы в меню. Надо сказать, что, учитывая строгость кашрута к морским гадам, половину традиционных роллов здесь, конечно, не найти. Так что японская секция была мала и неприглядна. Предполагаю, она может быть интересна для тех последователей кашрута, которым интересно попробовать что-то выходящее за рамки обширного еврейского репертуара.
В остальном меню собрано все то, что можно найти на столах в еврейских семьях. Доминируют здесь блюда ашкенази: форшмак, два вида гефилте фиш: из карпа и из щуки (как видите, традиция строго выдержана), селедочка с картошечкой и салаты с мясом или рыбой. Закусок и салатов очень много — очевидно, что меню строилось с расчетом на банкеты. И действительно, когда я стал спрашивать друзей, что они думают о ресторане, многие говорили, что были в нем на днях рождения бабушек и дедушек, на свадьбах, на бар- и бат-мицвах.
Но продолжим путешествие по меню. Это и вправду путешествие, так как мы, переходя от блюда к блюду, переносимся в другую географическую зону. Фалафель, хумус (их здесь целых три), израильский салат, табуле — это «послы» Земли обетованной. Все абсолютно «домашнее», сделано с большой любовью по проверенным рецептам. Хотя и пресноватое — в Израиле блюда намного ярче по вкусу.
Шурпа с мясом утки, лагман, манты (роскошные!) напоминают о том, что одной из зон диаспоры была Средняя Азия. От евреев Кавказа — шашлык и люля. Но есть в меню и «пельмешки». Блюдо было завезено в Европу (в том числе и в Россию) из Китая, но, впрочем, и в Китае есть евреи, так что все последовательно!
Вообще, мясные блюда представлены здесь отлично — шеф явно специализируется на мясном. Котлета по-киевски (говорят, единственное русское блюдо прошлого века, попавшее в международные меню) украшена бумажной папильоткой — все как полагается!
Каре ягненка было выстроено крепостью, богато украшено луком и зеленью и выглядело абсолютно органично, да и стоило к тому же 850 рублей. Так что цены, что называется, докризисные: редкое горячее дороже 400 рублей.
Соусы песто, айоли, наршараб, ткемали (все по 50 рублей) позволяют сделать более пикантными любое блюдо. Есть и отдельное меню гарниров, где помимо традиционной картошки (по-домашнему, жареная, пюре), мы увидели и овощи-гриль — дань итальянскому влиянию.
А вот рыбный раздел скудноват: помимо дежурного стейка из семги и котлет из лосося здесь присутствует чужеродное дорадо. Хотя и здесь цены радуют: от 570 до 790.
В одном французском романе я встретил фразу: «Как и все евреи, она очень любила сладкое». Французы, столь сконцентрированные на теме еды, не могли не заметить внимания еврейских семей к этому аспекту застолья.
И здесь Римон не подкачал: «Наполеон», «Эстерхази», шоколадный фондан, маковый торт — все десерты «домашние» и весьма внушительных размеров. При этом шоколадный фондан — самый дорогой — стоит всего 260 рублей!
Приятно выглядела и винная карта. Она была под той же солидной обложкой, что и меню (еще одна отсылка в ресторанные традиции нулевых, если не 90-х). Несколько кошерных вин фирмы Barkan, несколько больший выбор водок — отечественных. Пиво. Вполне приемлемые цены (вина по 1250 рублей за бутылку). Ну и, разумеется, кофе, чай, минералка, соки. Больше в меню сюрпризов не наблюдалось.
Сервис — под стать кухне: очень доброжелательный, очень домашний, неторопливый. В нем чувствовался тот самый личностный подход, которого так не хватает во многих заведениях Москвы!
Было абсолютное ощущение семейного ресторана, какое случается в итальянской провинции.
Еще один большой плюс ресторана в отсутствии громкой навязчивой музыки, которая по советской традиции до сих пор создает «радостную» до непереносимости атмосферу во многих ресторанах города.
Кухня в целом очень «правильная», как хорошо написанный диктант, но — как диктант — очень пресная. Термическая обработка всех блюд солидная, как во времена, когда не было холодильников и продукты хранили в авоське за форточкой. Никакого аль-денте. Я уже не говорю о таких страшных вещах (обязательных ныне в любом мясном ресторане), как тартар или карпаччо. Может быть, убрать из меню роллы и ввести что-то более современное? Этому можно поучиться даже у других израильских ресторанов в Москве.
Ресторан, безусловно, можно рекомендовать под семейные мероприятия. Здесь не будет неожиданностей в меню — все качественно, надежно, обильно. Но и приятных гастрономических сюрпризов здесь ждать нельзя: никаких попыток отступления от канона здесь не наблюдается. Вместе с тем это не место, куда ты пригласишь на свидание или пригласят тебя: он лишен элегантности, праздничности — того, что заставляет нас есть вне дома. Хотя наша бабушка и готовит лучше всех!