«Месивта»: одна большая еврейская семья

Они прекрасно владеют гаджетами, активны и любознательны, среди их увлечений — искусство, спорт, общественная работа. Их приоритет — учеба, а главная цель — успешная сдача выпускных экзаменов. Все это — об учениках московской еврейской школы «Месивта». 

Ее главная задача — создать условия, при которых каждый ученик может раскрыться и показать свои лучшие результаты. Для этого необходимы сильные преподаватели, индивидуальный подход и семейная атмосфера. О том, как эти условия реализованы в «Месивте», рассказали завуч школы Мойше-Борух Бейниш и психолог Алла Товстопят.

Ответ на родительский запрос

«Месивта» открылась в 1999 году. На тот момент еврейские школы в нашей стране существовали только в больших городах. Но родители со всех уголков России уже активно интересовались, где их дети могут получить еврейское образование. И однажды у будущего директора школы Павла Головчинера и раввина Берл Лазара возникла идея открыть в Москве еврейскую школу с общежитием, где смогут учиться дети из разных регионов. 

Московская еврейская школа «Месивта»

Перед открытием основатели «Месивты» изучили опыт коллег из США, Израиля. Отовсюду они взяли самые лучшие, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя идеи и методики. В результате получилась оптимальная комбинация еврейского и государственного светского образования.

Первый учебный год прошел в рамках пилотного проекта. Начинала школа всего с тремя учениками: в 7-м, 8-м и 9-м классе. К концу первого года в ней обучалось уже 19 ребят. Сейчас в «Месивте» более сотни учеников, а функционирует она как частная школа, имеющая полный пакет документов для осуществления образовательной деятельности. Один из ее ключевых принципов — качественное обучение. Школа финансируется только со стороны общины, чтобы сохранять независимость от родителей учеников. 

Образовательный процесс

В «Месивте» учатся мальчики с 5-го по 11-й классы. В классах занимается по 10–12 детей. Если учеников «нужного» возраста больше, организуются параллельные классы. 

В своем развитии «Месивта» всегда следовала запросам родителей и учеников. Сейчас дети и их родители больше всего заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ и поступлении в выбранные вузы. С этой задачей школа прекрасно справляется: процент поступления в вузы среди выпускников очень высокий. 

Ее бывшие ученики обучаются не только в Москве, но и в крупнейших «светских» университетах Германии, Австрии, США, Израиля, Кипра, Литвы, Латвии, Ирландии. Если выпускник выбирает религиозное образование, то, в зависимости от результатов выпускных экзаменов по традиционным дисциплинам, он может поступить сразу на 2-й или 3-й курс раввинской академии.

Московская еврейская школа «Месивта»

Основное отличие учебной программы «Месивты» от программ обычных школ — возможность учитывать пожелания учеников и «образовательные тенденции».

«Был период, когда мы помешались на математике и информатике. Пошла такая волна, что многие ребята увлеклись математикой. Потом у нас был порыв сдавать химию, биологию, географию. Но это было не в ущерб другим предметам, а за счет факультативов», — говорит Мойше-Борух Бейниш. 

Учащихся 10-го и 11-го классов школа целенаправленно готовит к выпускным экзаменам. Под каждого выпускника преподаватели выстраивают программу, с помощью которой он может лучше подготовиться к ЕГЭ. Ребята участвуют во всех предметных олимпиадах, в этом году несколько человек претендуют на получение медалей за особые успехи в учебе. 

Московская еврейская школа «Месивта»

В школе учат два иностранных языка: английский и иврит. Несколько часов в день преподавание у старшеклассников ведется на иврите, без использования русского языка. Это позволяет тем выпускникам, которые уезжают в Израиль, свободно общаться и социализироваться в новой стране. Те, кто остаются в России, могут работать с ивритоговорящими израильтянами.

Система обучения в школе построена на более осознанном отношении ребят к информации: например, при изучении истории они сравнивают несколько разных источников. Спорные и неоднозначные моменты обсуждаются на дискуссиях, во время которых мальчики учатся искусству аргументированной беседы. 

Прием учеников

В «Месивту» принимаются ребята с 5-го по 10-й класс. Одиннадцатиклассников в школу не берут, так как программа подготовки к выпускным экзаменам рассчитана на два года. Процесс отбора и приема новых учеников выстроен в «Месивте» очень тщательно. Главная его цель — дать возможность самому ученику понять и решить, хочет ли он здесь учиться.

Прием каждого нового ребенка в школу проходит в несколько этапов. Сначала с ним беседуют психолог, завуч, учителя. Спустя какое-то время проходит второй этап «собеседований» с теми же специалистами. Если у школьника есть какие-то пробелы в знаниях, об этом честно сообщают родителям, чтобы они могли подготовить ребенка к обучению «на новом уровне». На третьем этапе, который наступает через несколько месяцев, его приводят в «Месивту» на неделю. После этого мальчик возвращается в прежнее учебное заведение. 

Московская еврейская школа «Месивта»

Если «пробная» неделя прошла успешно, ученик поступает в школу на испытательный срок, который длится месяц. На этом этапе руководство «Месивты» просит родителей пока не приносить к ним документы. Решение об обучении принимают не они, а мальчик и школа. По прошествии месяца 99% ребят остаются в «Месивте». 

«Все, что есть в школе, базируется на правилах. Мы их проговариваем с родителями. И при поступлении мы обязательно спрашиваем каждого ребенка: «Ты понимаешь, что тебе нужно будет ходить в кипе? Что в Шаббат нужно отказаться от использования электроники?» Потом у него будут месяцы на осознание этого. И может, за это время он поймет, что ему это тяжело, и сам не придет к нам больше. Или он вернется к нам через несколько месяцев уже взрослее и с другим подходом к этому вопросу. Это очень тонкий момент, но здесь все — родители, администрация, воспитатели — работают вместе», — объясняет Мойше-Борух Бейниш, завуч «Месивты».

От каждого — по способностям

Индивидуальный подход в «Месивте» — не дежурные слова, а зарекомендовавший себя метод работы. В школу приходят разные дети, с разными склонностями к обучению. При поступлении и переходе в новый класс каждого ученика тестирует психолог, который советует учителям, как строить план подготовки этого ребенка. 

Московская еврейская школа «Месивта»

К примеру, если кому-то учеба дается сложнее, чем остальным, ему не позволяют отстать: за этим следят психолог и руководство школы. Если ребенку в силу его особенностей нужно побегать посреди урока или полежать вместо занятия, он получает такую возможность. Бывает, что ученику необходим более длительный сон, который не предусмотрен распорядком дня. Тогда психолог совместно с завучем определяют, как вписать «сверхплановый» сон в режим дня ученика, не нарушив школьные правила.

Атмосфера и роль старшеклассников

К формированию здоровой творческой атмосферы школы причастны все: и персонал, и ребята, и учителя. Но, по мнению специалистов, основная роль в этом принадлежит старшеклассникам. Остальные ученики пытаются им подражать и перенимать их стандарты поведения. У старшеклассников «Месивты» основной приоритет, как громко это ни звучит, — учеба. И это хороший пример для подражания младшим классам. 

Иногда родители отстающих ребят просят завуча «прикрепить» к их сыну кого-нибудь из старшеклассников. И если в 11-м классе есть парень, который хорошо разбирается в «проблемной» дисциплине, он берет шефство над младшим учеником. Старшеклассник контролирует его посещаемость и успеваемость и помогает завучу по внеклассной работе «проанализировать картину». 

Московская еврейская школа «Месивта»

«Атмосфера в школе во многом зависит от ментальной составляющей старшеклассников. Если им важно, чтобы в школе была гармония, она будет. Это вовсе не значит, что старшеклассники должны всех “строить”! Наоборот, если они сами по себе классные и хорошие, все происходит автоматически», — признает Мойше-Борух.

Традиционные ценности 

Еврейский компонент в школе представляет собой чтение Торы, соблюдение Шаббата и еврейских праздников. Ребята изучают Шолхан-Арух (свод еврейских законов), заповеди и традиции. 

«Сбалансированный еврейский компонент, грамотно выстроенное изучение традиций в сочетании с ежедневными молитвами, дает возможность вегетативной нервной системе поддерживать актуальную реакцию на все проблемные ситуации, которые сопровождают подростковый возраст», — констатирует Алла Товстопят, психолог школы.

Не только учеба

Ученики «Месивты» реализуют себя не только в учебе. Они могут найти достойное применение и своим творческим способностям. Некоторые пишут песни и исполняют их на школьных праздниках. Другие снимают и монтируют видеоролики о жизни «Месивты». А вместе музыканты и видеооператоры вполне профессионально создают видеоклипы. 

Те, кто не хочет или не может выступать со сцены, не чувствуют себя в стороне при организации праздников и концертов. Они устанавливают и оформляют сцену, рисуют декорации, определяют схему посадочных мест и расставляют их, настраивают свет и звук. 

Московская еврейская школа «Месивта»

«Несколько лет назад у нас была очень серьезная театральная студия. Потом приоритеты у ребят поменялись, и они сделали акцент на музыке. Сами собрали деньги на аппаратуру, создали группу, кто-то стал писать песни. Потом ребята увлеклись рисованием, и стали делать комиксы на злобу дня. После этого они начали писать рассказы. Это все идет наплывами, но от каждой «волны» что-то остается. Та же театральная студия у нас есть и теперь, пусть и не в таком большом формате, как раньше. Наша задача — улавливать “волны”, исходящие от ребят, и добавлять что-то свое», — считает Мойше-Борух.

Кроме напряженной учебы у ребят в «Месивте» есть полноценные условия для отдыха. Во внеучебное время открыт компьютерный класс, а также игровые комнаты. После уроков и на переменах там можно поиграть в настольный теннис, шахматы, бильярд, головоломки. Для занятий спортом в здании школы имеются игровой спортивный зал и бассейн. Есть и тренажерный зал, в котором ребята занимаются по индивидуальной программе тренировок. Для учеников проводятся соревнования по разным видам спорта – от плавания до футбола. Не забыт и модный сейчас киберспорт: в школе проходят турниры по компьютерным играм.

Московская еврейская школа «Месивта»

Московские ученики школы уезжают на выходные домой, а ребята из других городов остаются в «Месивте». Чтобы иногородние чувствовали себя в более расслабленной обстановке, по выходным некоторые правила школы не действуют: например, в четверг и пятницу не бывает отбоев, и ученик может пойти спать, когда посчитает нужным. Но при этом ребята не предоставлены сами себе: в школе круглосуточно дежурят вожатые и воспитатели.

Система должностей

Взрослая жизнь — это не только учеба, спорт и творчество. Чтобы подготовить ребят к ней, в школе придумали систему должностей. Администраторы всех игровых и спортивных залов — сами мальчики. В школе есть большая и маленькая синагоги, «персонал» которых — тоже ученики. 

Важная во всех отношениях часть внеклассной работы — общественная деятельность и волонтерские мероприятия. Например, в марте ученики «Месивты» помогали в организации и проведении праздника Пурим по всей Москве. Почти все подобные проекты в школе организует СУШ (Совет учеников школы). Это лидерская группа из старшеклассников, которая берет на себя инициативу и ответственность в реализации внеклассных проектов, в том числе волонтерских. 

Московская еврейская школа «Месивта»

«Месивта» — одна из немногих школ в Москве, которая предоставляет ученикам возможность заработать карманные деньги за пределами школы (разумеется, с согласия родителей). Ребята помогают в организации свадеб, дней рождения, общественных мероприятий. Бывает, в школу обращаются люди и просят им смонтировать видео или нарисовать баннер.

«Иногда мы работаем на волонтерских основаниях, а иногда работа оплачивается. Некоторые, может, подумают, что это неправильно. Но парень же работает, он сам зарабатывает себе копейку на личные расходы — разве это плохо?» — добавляет Мойше-Борух Бейниш, завуч школы.

Национальный вопрос

«Месивта» — школа с серьезным еврейским компонентом. Но для ее руководства крайне важно, чтобы ребята не варились в узком еврейском кругу, а получали как можно более широкий кругозор. Коллектив школы состоит из людей самых разных национальностей. Более того, среди преподавателей по общеобразовательным дисциплинам нет ни одного представителя еврейской национальности.

Московская еврейская школа «Месивта»

«Мальчики в нашей школе социально адаптированы, и никакой национальной замкнутости у них нет. Они остаются людьми широкого формата, Людьми с большой буквы. Это наша изюминка и серьезное преимущество. Открытость — прежде всего. Правда, у нас есть другая “замкнутость”. Мы все фанаты своей школы. Все, кто учились или учатся в “Месивте”, любят школу и чувствуют себя месивтянами», — говорит Мойше-Борух.

Не влиять, а объяснять

В подростковом возрасте ребята далеко не всегда прислушиваются к родителям. И тогда взрослые нередко обращаются к сотрудникам школы с традиционной просьбой «повлиять на ребенка». Но любое влияние — это своего рода манипуляция, которую современные подростки легко могут «раскусить». Поэтому воспитатели и классные руководители  придерживаются другой тактики: не влиять или убеждать, а объяснять и информировать. В школе уверены: только так можно привести ребенка к нужному для него самого решению.

«Дети очень быстро меняются. Если раньше можно было сказать ребенку: “Это так, и все”, то сейчас — уже нельзя. Сейчас надо объяснить, почему это так, где ты это вычитал, и сослаться на источник. А до этого вопрос надо прогуглить, чтобы понимать, откуда у ребят информация, когда они начнут с тобой спорить. И после этого я смогу сказать: «То, что ты говоришь, ты прочитал там-то, но на самом деле это не так, и вот факты из более достоверных источников». Дети заставляют нас, взрослых, расти, работать, думать», — добавляет Алла Товстопят.

Одна большая семья

Лозунг школы — «Мы одна большая семья», и на выпускном он проявляется особенно ярко. В его организации запрещено принимать участие самим выпускникам. Этот праздник готовят все остальные классы. На выпускной приходит вся школа, включая учеников с 5-го по 11-й класс и их родителей, выпускники с семьями, а также весь персоналв вплоть до поваров и уборщиц. Все расходы на выпускной покрывает Попечительский совет, и родителям запрещено участвовать в финансировании праздника, чтобы он не превращался в «ярмарку тщеславия». 

Московская еврейская школа «Месивта»

Но и после выпускного ребята и школа не теряют связь друг с другом. Несколько раз в году проводятся встречи с выпускниками. Любой месивтянин знает, что он может прийти в школу, когда захочет (с одним лишь условием — до 21:00). 

«Наша задача — чтобы ребенок, находясь в общей системе принципов школы, чувствовал себя комфортно, — замечает Мойше-Борух Бейниш. — При этом нельзя сказать, что мы подстраиваемся под ребенка. Мы стремимся сделать так, чтобы ребенку было хорошо и чтобы ради этого он оставался в “Месивте”. В гимне нашей школы есть такие слова: «“Месивта” — кто верен тебе, тому ты укажешь дорогу».