Они прекрасно владеют гаджетами, активны и любознательны, среди их увлечений — искусство, спорт, общественная работа. Их приоритет — учеба, а главная цель — успешная сдача выпускных экзаменов. Все это — об учениках московской еврейской школы «Месивта».
Ее главная задача — создать условия, при которых каждый ученик может раскрыться и показать свои лучшие результаты. Для этого необходимы сильные преподаватели, индивидуальный подход и семейная атмосфера. О том, как эти условия реализованы в «Месивте», рассказали завуч школы Мойше-Борух Бейниш и психолог Алла Товстопят.
Ответ на родительский запрос
«Месивта» открылась в 1999 году. На тот момент еврейские школы в нашей стране существовали только в больших городах. Но родители со всех уголков России уже активно интересовались, где их дети могут получить еврейское образование. И однажды у будущего директора школы Павла Головчинера и раввина Берл Лазара возникла идея открыть в Москве еврейскую школу с общежитием, где смогут учиться дети из разных регионов.
Перед открытием основатели «Месивты» изучили опыт коллег из США, Израиля. Отовсюду они взяли самые лучшие, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя идеи и методики. В результате получилась оптимальная комбинация еврейского и государственного светского образования.
Первый учебный год прошел в рамках пилотного проекта. Начинала школа всего с тремя учениками: в 7-м, 8-м и 9-м классе. К концу первого года в ней обучалось уже 19 ребят. Сейчас в «Месивте» более сотни учеников, а функционирует она как частная школа, имеющая полный пакет документов для осуществления образовательной деятельности. Один из ее ключевых принципов — качественное обучение. Школа финансируется только со стороны общины, чтобы сохранять независимость от родителей учеников.
Образовательный процесс
В «Месивте» учатся мальчики с 5-го по 11-й классы. В классах занимается по 10–12 детей. Если учеников «нужного» возраста больше, организуются параллельные классы.
В своем развитии «Месивта» всегда следовала запросам родителей и учеников. Сейчас дети и их родители больше всего заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ и поступлении в выбранные вузы. С этой задачей школа прекрасно справляется: процент поступления в вузы среди выпускников очень высокий.
Ее бывшие ученики обучаются не только в Москве, но и в крупнейших «светских» университетах Германии, Австрии, США, Израиля, Кипра, Литвы, Латвии, Ирландии. Если выпускник выбирает религиозное образование, то, в зависимости от результатов выпускных экзаменов по традиционным дисциплинам, он может поступить сразу на 2-й или 3-й курс раввинской академии.
Основное отличие учебной программы «Месивты» от программ обычных школ — возможность учитывать пожелания учеников и «образовательные тенденции».
«Был период, когда мы помешались на математике и информатике. Пошла такая волна, что многие ребята увлеклись математикой. Потом у нас был порыв сдавать химию, биологию, географию. Но это было не в ущерб другим предметам, а за счет факультативов», — говорит Мойше-Борух Бейниш.
Учащихся 10-го и 11-го классов школа целенаправленно готовит к выпускным экзаменам. Под каждого выпускника преподаватели выстраивают программу, с помощью которой он может лучше подготовиться к ЕГЭ. Ребята участвуют во всех предметных олимпиадах, в этом году несколько человек претендуют на получение медалей за особые успехи в учебе.
В школе учат два иностранных языка: английский и иврит. Несколько часов в день преподавание у старшеклассников ведется на иврите, без использования русского языка. Это позволяет тем выпускникам, которые уезжают в Израиль, свободно общаться и социализироваться в новой стране. Те, кто остаются в России, могут работать с ивритоговорящими израильтянами.
Система обучения в школе построена на более осознанном отношении ребят к информации: например, при изучении истории они сравнивают несколько разных источников. Спорные и неоднозначные моменты обсуждаются на дискуссиях, во время которых мальчики учатся искусству аргументированной беседы.
Прием учеников
В «Месивту» принимаются ребята с 5-го по 10-й класс. Одиннадцатиклассников в школу не берут, так как программа подготовки к выпускным экзаменам рассчитана на два года. Процесс отбора и приема новых учеников выстроен в «Месивте» очень тщательно. Главная его цель — дать возможность самому ученику понять и решить, хочет ли он здесь учиться.
Прием каждого нового ребенка в школу проходит в несколько этапов. Сначала с ним беседуют психолог, завуч, учителя. Спустя какое-то время проходит второй этап «собеседований» с теми же специалистами. Если у школьника есть какие-то пробелы в знаниях, об этом честно сообщают родителям, чтобы они могли подготовить ребенка к обучению «на новом уровне». На третьем этапе, который наступает через несколько месяцев, его приводят в «Месивту» на неделю. После этого мальчик возвращается в прежнее учебное заведение.
Если «пробная» неделя прошла успешно, ученик поступает в школу на испытательный срок, который длится месяц. На этом этапе руководство «Месивты» просит родителей пока не приносить к ним документы. Решение об обучении принимают не они, а мальчик и школа. По прошествии месяца 99% ребят остаются в «Месивте».
«Все, что есть в школе, базируется на правилах. Мы их проговариваем с родителями. И при поступлении мы обязательно спрашиваем каждого ребенка: «Ты понимаешь, что тебе нужно будет ходить в кипе? Что в Шаббат нужно отказаться от использования электроники?» Потом у него будут месяцы на осознание этого. И может, за это время он поймет, что ему это тяжело, и сам не придет к нам больше. Или он вернется к нам через несколько месяцев уже взрослее и с другим подходом к этому вопросу. Это очень тонкий момент, но здесь все — родители, администрация, воспитатели — работают вместе», — объясняет Мойше-Борух Бейниш, завуч «Месивты».
От каждого — по способностям
Индивидуальный подход в «Месивте» — не дежурные слова, а зарекомендовавший себя метод работы. В школу приходят разные дети, с разными склонностями к обучению. При поступлении и переходе в новый класс каждого ученика тестирует психолог, который советует учителям, как строить план подготовки этого ребенка.
К примеру, если кому-то учеба дается сложнее, чем остальным, ему не позволяют отстать: за этим следят психолог и руководство школы. Если ребенку в силу его особенностей нужно побегать посреди урока или полежать вместо занятия, он получает такую возможность. Бывает, что ученику необходим более длительный сон, который не предусмотрен распорядком дня. Тогда психолог совместно с завучем определяют, как вписать «сверхплановый» сон в режим дня ученика, не нарушив школьные правила.
Атмосфера и роль старшеклассников
К формированию здоровой творческой атмосферы школы причастны все: и персонал, и ребята, и учителя. Но, по мнению специалистов, основная роль в этом принадлежит старшеклассникам. Остальные ученики пытаются им подражать и перенимать их стандарты поведения. У старшеклассников «Месивты» основной приоритет, как громко это ни звучит, — учеба. И это хороший пример для подражания младшим классам.
Иногда родители отстающих ребят просят завуча «прикрепить» к их сыну кого-нибудь из старшеклассников. И если в 11-м классе есть парень, который хорошо разбирается в «проблемной» дисциплине, он берет шефство над младшим учеником. Старшеклассник контролирует его посещаемость и успеваемость и помогает завучу по внеклассной работе «проанализировать картину».
«Атмосфера в школе во многом зависит от ментальной составляющей старшеклассников. Если им важно, чтобы в школе была гармония, она будет. Это вовсе не значит, что старшеклассники должны всех “строить”! Наоборот, если они сами по себе классные и хорошие, все происходит автоматически», — признает Мойше-Борух.
Традиционные ценности
Еврейский компонент в школе представляет собой чтение Торы, соблюдение Шаббата и еврейских праздников. Ребята изучают Шолхан-Арух (свод еврейских законов), заповеди и традиции.
«Сбалансированный еврейский компонент, грамотно выстроенное изучение традиций в сочетании с ежедневными молитвами, дает возможность вегетативной нервной системе поддерживать актуальную реакцию на все проблемные ситуации, которые сопровождают подростковый возраст», — констатирует Алла Товстопят, психолог школы.
Не только учеба
Ученики «Месивты» реализуют себя не только в учебе. Они могут найти достойное применение и своим творческим способностям. Некоторые пишут песни и исполняют их на школьных праздниках. Другие снимают и монтируют видеоролики о жизни «Месивты». А вместе музыканты и видеооператоры вполне профессионально создают видеоклипы.
Те, кто не хочет или не может выступать со сцены, не чувствуют себя в стороне при организации праздников и концертов. Они устанавливают и оформляют сцену, рисуют декорации, определяют схему посадочных мест и расставляют их, настраивают свет и звук.
«Несколько лет назад у нас была очень серьезная театральная студия. Потом приоритеты у ребят поменялись, и они сделали акцент на музыке. Сами собрали деньги на аппаратуру, создали группу, кто-то стал писать песни. Потом ребята увлеклись рисованием, и стали делать комиксы на злобу дня. После этого они начали писать рассказы. Это все идет наплывами, но от каждой «волны» что-то остается. Та же театральная студия у нас есть и теперь, пусть и не в таком большом формате, как раньше. Наша задача — улавливать “волны”, исходящие от ребят, и добавлять что-то свое», — считает Мойше-Борух.
Кроме напряженной учебы у ребят в «Месивте» есть полноценные условия для отдыха. Во внеучебное время открыт компьютерный класс, а также игровые комнаты. После уроков и на переменах там можно поиграть в настольный теннис, шахматы, бильярд, головоломки. Для занятий спортом в здании школы имеются игровой спортивный зал и бассейн. Есть и тренажерный зал, в котором ребята занимаются по индивидуальной программе тренировок. Для учеников проводятся соревнования по разным видам спорта – от плавания до футбола. Не забыт и модный сейчас киберспорт: в школе проходят турниры по компьютерным играм.
Московские ученики школы уезжают на выходные домой, а ребята из других городов остаются в «Месивте». Чтобы иногородние чувствовали себя в более расслабленной обстановке, по выходным некоторые правила школы не действуют: например, в четверг и пятницу не бывает отбоев, и ученик может пойти спать, когда посчитает нужным. Но при этом ребята не предоставлены сами себе: в школе круглосуточно дежурят вожатые и воспитатели.
Система должностей
Взрослая жизнь — это не только учеба, спорт и творчество. Чтобы подготовить ребят к ней, в школе придумали систему должностей. Администраторы всех игровых и спортивных залов — сами мальчики. В школе есть большая и маленькая синагоги, «персонал» которых — тоже ученики.
Важная во всех отношениях часть внеклассной работы — общественная деятельность и волонтерские мероприятия. Например, в марте ученики «Месивты» помогали в организации и проведении праздника Пурим по всей Москве. Почти все подобные проекты в школе организует СУШ (Совет учеников школы). Это лидерская группа из старшеклассников, которая берет на себя инициативу и ответственность в реализации внеклассных проектов, в том числе волонтерских.
«Месивта» — одна из немногих школ в Москве, которая предоставляет ученикам возможность заработать карманные деньги за пределами школы (разумеется, с согласия родителей). Ребята помогают в организации свадеб, дней рождения, общественных мероприятий. Бывает, в школу обращаются люди и просят им смонтировать видео или нарисовать баннер.
«Иногда мы работаем на волонтерских основаниях, а иногда работа оплачивается. Некоторые, может, подумают, что это неправильно. Но парень же работает, он сам зарабатывает себе копейку на личные расходы — разве это плохо?» — добавляет Мойше-Борух Бейниш, завуч школы.
Национальный вопрос
«Месивта» — школа с серьезным еврейским компонентом. Но для ее руководства крайне важно, чтобы ребята не варились в узком еврейском кругу, а получали как можно более широкий кругозор. Коллектив школы состоит из людей самых разных национальностей. Более того, среди преподавателей по общеобразовательным дисциплинам нет ни одного представителя еврейской национальности.
«Мальчики в нашей школе социально адаптированы, и никакой национальной замкнутости у них нет. Они остаются людьми широкого формата, Людьми с большой буквы. Это наша изюминка и серьезное преимущество. Открытость — прежде всего. Правда, у нас есть другая “замкнутость”. Мы все фанаты своей школы. Все, кто учились или учатся в “Месивте”, любят школу и чувствуют себя месивтянами», — говорит Мойше-Борух.
Не влиять, а объяснять
В подростковом возрасте ребята далеко не всегда прислушиваются к родителям. И тогда взрослые нередко обращаются к сотрудникам школы с традиционной просьбой «повлиять на ребенка». Но любое влияние — это своего рода манипуляция, которую современные подростки легко могут «раскусить». Поэтому воспитатели и классные руководители придерживаются другой тактики: не влиять или убеждать, а объяснять и информировать. В школе уверены: только так можно привести ребенка к нужному для него самого решению.
«Дети очень быстро меняются. Если раньше можно было сказать ребенку: “Это так, и все”, то сейчас — уже нельзя. Сейчас надо объяснить, почему это так, где ты это вычитал, и сослаться на источник. А до этого вопрос надо прогуглить, чтобы понимать, откуда у ребят информация, когда они начнут с тобой спорить. И после этого я смогу сказать: «То, что ты говоришь, ты прочитал там-то, но на самом деле это не так, и вот факты из более достоверных источников». Дети заставляют нас, взрослых, расти, работать, думать», — добавляет Алла Товстопят.
Одна большая семья
Лозунг школы — «Мы одна большая семья», и на выпускном он проявляется особенно ярко. В его организации запрещено принимать участие самим выпускникам. Этот праздник готовят все остальные классы. На выпускной приходит вся школа, включая учеников с 5-го по 11-й класс и их родителей, выпускники с семьями, а также весь персоналв вплоть до поваров и уборщиц. Все расходы на выпускной покрывает Попечительский совет, и родителям запрещено участвовать в финансировании праздника, чтобы он не превращался в «ярмарку тщеславия».
Но и после выпускного ребята и школа не теряют связь друг с другом. Несколько раз в году проводятся встречи с выпускниками. Любой месивтянин знает, что он может прийти в школу, когда захочет (с одним лишь условием — до 21:00).
«Наша задача — чтобы ребенок, находясь в общей системе принципов школы, чувствовал себя комфортно, — замечает Мойше-Борух Бейниш. — При этом нельзя сказать, что мы подстраиваемся под ребенка. Мы стремимся сделать так, чтобы ребенку было хорошо и чтобы ради этого он оставался в “Месивте”. В гимне нашей школы есть такие слова: «“Месивта” — кто верен тебе, тому ты укажешь дорогу».