Мирьям Майорова, руководитель отдела неформального образования молодежного движения YAHAD
Ездить с молодежной группой по незнакомой стране очень сложно. Ты в ней сама ничего не знаешь, при этом тебе надо следить, чтобы никто не отстал, все поели, вовремя прибыли куда надо, и при этом еще чему-то учить! Когда вечером расселяешь группу в гостинице, остается пара часов на сон, а ранним утром надо начинать всё с начала. Так что самое сложное в нашей работе – не свихнуться.
Моя главная задача – помогать молодым людям раскрыть свой потенциал. На наших программах они раскрывают свои возможности, свои лидерские таланты, а потом у себя в городах создают еврейские молодежные клубы при общинах или даже свои молодежные общины. Можно сказать, мы помогаем раввинам создавать у себя молодежную еврейскую тусовку.
Наш самый известный проект – Eurostars. Раз в неделю молодые люди занимаются с раввином и молодежным лидером, и те, кто посетил определенное число занятий, в конце года отправляются в большую поездку. Из многих в итоге рождаются лидеры. У нас был парень из Ярославля, который мечтал, чтобы в городе появилась еврейская жизнь, хотел сделать молодежный клуб. Он год работал над этим – и сделал его, причем практически без денег: он просто заразил людей своим энтузиазмом.
Ребята с удивлением узнают, что еврейская традиция и яркая молодежная жизнь отлично совместимы. Можно быть евреем, соблюдать традицию и при этом оставаться модным и современным. Люди у нас на глазах растут, меняются. Однажды на программу пришла девочка из Астрахани – она немного знала о традиции, но быстро стала лидером. Недавно написала нам, что стала председателем своей общины.
Мы не требуем, чтобы участники непременно были строго соблюдающими. Скорее мы предлагаем им попробовать, присмотреться: узнать, что такое шаббат, прийти на молитву, понять, что значить жить еврейской жизнью. Если это найдет в них отклик, мы поможем двигаться дальше. Если нет – мы уважаем их выбор и рады помочь найти свое место в общине и путь собственного личностного развития. Единственное, чего требуем строго, ‒ уважения к правилам места, куда приходишь: например, не пользоваться гаджетами в синагоге в шаббат, подобающе одеваться в общине и т. д.
Вы не представляете, как это здорово, когда на твоих глазах молодые люди совершают удивительные открытия! Некоторые изначально даже не знают, что они евреи, а узнав, очень удивляются. Бывает, участники обнаруживают неожиданные родственные связи. Во время недавней поездки две студентки из разных городов узнали, что они родственницы.
Бывает, что у нас складываются пары. Как-то на программе парень из одного города познакомился с девушкой из другого города. Он сделал ей предложение в Севилье, в поездке Eurostars. Организаторы помогли ему всё устроить: мы делали на площади общее фото – и тут он взял микрофон, во всеуслышание сделал предложение, а затем пригласил ее в красивую, как из сказки, карету с лошадьми, о которой договорился заранее. Вот это был сюрприз!
Уже есть и раввинские семьи. Как-то на программе познакомились молодые лидеры из двух городов, юноша и девушка, и в итоге поженились. Он стал раввином, они поехали в новый для себя город развивать общину, а сейчас живут в Москве: он преподает, и всё у них хорошо, слава Б-гу.
А в поездке в Дубай была хупа. Годом раньше в один из наших крупных клубов пришла молодая светская пара, узнавшая о нас почти случайно. Сначала просто слушали, потом заинтересовались… В итоге, когда мы поехали в Дубай, они поняли, что хотят поставить хупу. Это было удивительно красиво – хупа в пустыне.