17 декабря состоится ежегодная церемония вручения премии «Скрипач на крыше». Традиционно она пройдет в дни Хануки в Государственном Кремлевском дворце. Эта, без преувеличения наиболее влиятельная премия российских евреев, будет вручаться уже в 15-й раз. Накануне церемонии нам стало интересно узнать историю «Скрипача».
«В конце 1980-х годов еврейская община в стране сложилась институционно, и стало понятно: надо подводить итоги года, награждать отличившихся. Так возникла идея премии», – вспоминает Борух Горин, руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Идея витала в воздухе лет пятнадцать, пока в 2002 году ФЕОР не учредила премию «Человек года». Первый раз она вручалась в 2003 году за 5762 год (по еврейскому календарю). Тогда же были выбраны статуэтка и время проведения церемонии.
«Очевидно, что лучшее время – дни Хануки, когда больше огней и больше света, когда мы вспоминаем о чуде. Ведь и наши лауреаты сделали мир светлее, а некоторые из них совершили настоящее чудо, – говорит Борух Горин. – Кроме того, Ханука отмечается в декабре, еврейский год уже закончился, в сентябре начался новый, а по григорианскому календарю текущий год завершается – самое время подводить итоги».
Отдельно стоит сказать о статуэтке. «Скрипач на крыше» создан замечательным израильским скульптором Франком Майслером. Его работы отличает тонкое чувство юмора и удивительная любовь к деталям. «Скрипач» похож на игрушку: картуз, борода, пейсы, складки рубахи, заломы жилета, сутулая спина, пояс, высокие сапоги, в руках скрипка, и пенсне – иронично осевшее на крыльях его большого носа. Печально улыбаясь, он собирается заиграть… Вспоминается Марк Шагал, на картинах художника не раз изображен еврейский скрипач на крыше дома. Еще на память приходят рассказы Шолома-Алейхема и знаменитый бродвейский мюзикл Джерри Бока «Скрипач на крыше».
Человек стал скрипачом
Премии удостаиваются не только активисты еврейской общинной жизни, но и авторы, участники проектов, ставших в уходящем году значимым культурным или общественным событием для России в целом. Лауреатами премии являются Армен Джигарханян, Людмила Алексеева, Владимир Машков, Леонид Парфенов, Рустам Минниханов и другие. Помню вопрос одного пожилого господина в зале: «Как, как говорите, Алексеева? Ну надо же, какая необычная фамилия!..».
Люди с «необычными» фамилиями не только оказываются причастными, вовлеченными в жизнь общины, но и во время церемонии делают неожиданные признания. Так, в 2004-м ведущая Елена Ханга сообщила, что является правнучкой раввина.
Больше всего номинаций в области культуры – музыка, литература, переводы, кино, театр. Да и «человеком-легендой» в большинстве случаев оказываются деятели культуры. А самая редкая – спорт, всего два раза за 14 лет: были награждены тренеры Ирина Винер и Давид Рудман.
В 2011 году премию переименовали, она получила название статуэтки – «Скрипач на крыше». «Название “Человек года” мне сразу не очень нравилось: разных “человеков” много – нет четкой ассоциации, да и пафосно. “Скрипач на крыше” – оригинально, образно», – объясняет Борух Горин.
У «Скрипача на крыше» всякий раз большая музыкальная программа, церемонию непременно сопровождает концерт. «Для меня очень важна музыкальная часть, – признается Горин. – И это всякий раз мучительная работа, сложный компромисс между тем, что действительно интересно, и тем, что возможно исполнить на сцене большого зала, для публики с разными музыкальными вкусами. Лично для меня незабываемо, это был почти бескомпромиссный выбор, – выступление квартета солистов итальянского оперно-симфонического оркестра «Флорентийская Клезмерата» и американского кларнетиста Давида Кракауэра».
Усилия организаторов не напрасны. Зрители ждут премию, в том числе и из-за музыкальной программы. «Финал был впечатляющим – прекрасный вокал израильского исполнителя Давида Д’Ора и высокого класса джаз Игоря Бутмана и Вадима Эйленкрига», – поделился впечатлением лауреат премии-2010, тележурналист Николай Сванидзе.
Кроме уже названных исполнителей в разные годы в концертной части церемонии участвовали: Академический симфонический оркестр имени Ю. Силантьева, американская рок-группа Gogol Bordello, фортепианное трио «Бель Суоно», клезмерский ансамбль «Наеховичи», скрипач Саня Кройтор, Сергей Галанин, «Хор Турецкого», группа «Браво», Доминик Джокер, джазовый оркестр «Мьюзик бокс бэнд» и другие.
Особую интонацию каждой церемонии придают ее ведущие, обычно дуэт, в разные годы это были – Елена Ханга и Лев Новоженов, Андрей Максимов, Леонид Парфенов и Марианна Максимовская, Андрей и Иван Урганты, Рената Литвинова и Максим Леонидов, Михаил Козырев и Яна Чурикова.
На сцене Кремля
С 2007 года церемония вручения проходит в Государственном Кремлевском дворце. Премия сменила несколько площадок – актовый зал Московского еврейского общинного центра, концертный зал «Россия», Театр Российской Армии – прежде чем в 2007-м оказалась на сцене Кремля.
Однако в 2007-м Ханука праздновалась в Кремле не впервые. Первый концерт прошел еще в 1991 году – «Ханука в Кремлевском Дворце съездов», и был проведен телемост Москва–Нью-Йорк–Париж–Иерусалим.
По поводу того, что церемония проводится в Кремле, споры идут все эти годы: зачем, надо ли… «Для нас это, конечно же, символ, это выход из подполья. Возвращение утерянного достоинства, – считает Борух Горин. – Помню, какую радость испытывал поэт и герой войны Ион Деген, к счастью, мы успели его наградить, когда получал премию в номинации «Мужество» на сцене Кремлевского дворца. Он дважды во время войны был удостоен звания Герой Советского Союза, и оба раза его «забыли» наградить – потому что еврей. На церемонии бывает много трогательного. Незабываемо награждение простой 86-летней женщины Марии Теребиловой. Она вспоминала, как во время войны на оккупированной территории в подвале своего дома они прятали еврейского мальчика, как это было страшно – прятать его, но и не спрятать его было невозможно, ведь убили бы. Она говорила так безыскусно, искренне, я бы слушал бесконечно. Как и история Арона Бельского, одного из братьев Бельских, организовавших во время войны еврейский партизанский отряд».
Ханука – праздник, говорящий о том, что можно найти прекрасное даже в оскверненном храме. Дворец партийных съездов – для кого-то, безусловно, оскверненное место. Тем поразительнее, что там можно создать теплый, хороший, человеческий праздник. Праздник, которого люди старшего поколения ждут как большого предновогоднего концерта.
«Мы – опытные, помним, что в советские годы слово “еврей” считалось неприличным, ему находились разные эвфемизмы, чтобы никто не вздрагивал, например, в Одессе вместо “еврей” говорили “парикмахер”, – вспоминает Горин. – Но это же шутки, это страшное унижение. Поэтому да, вручение премии в Кремлевском дворце, да, статус – слом комплексов, шаблонов, глупостей. Разговор на равных».