Евреи на службе в эллинистических армиях

Чем правители Древнего мира обязаны еврейским воинам, почему евреи сражались с евреями и что помогало им побеждать.

С древних времен евреи проявляли лояльность к власти в странах своего проживания и даже служили в армиях этих государств. Некоторые сыны еврейского народа также воевали за плату. Существуют свидетельства службы жителей Иудеи и Израильского царства в армиях Ассирийской империи и, очевидно, в вавилонских войсках. В надписи, найденной в Нимруде, указано, что ассирийский царь Саргон, разрушивший Израильское царство, присоединил к своему войску большой отряд колесниц поверженной армии древнего Израиля. Также найдены многие факты, свидетельствующие о службе евреев в армиях Персидской империи, и наиболее известным примером тому считается еврейский гарнизон, располагавшийся в городе Элефантина в Египте в V и VI веках до н. э. Очевидно, до персидской оккупации этот гарнизон состоял на службе у египетских царей.

Империя Александра Македонского. Евреи согласились стать его солдатами

Когда во второй половине IV века до н. э. Александр Македонский отправился завоевывать Восток, он старался призывать в свою армию евреев, чтобы повысить численность войска. Иосиф Флавий пишет в своей книге «Иудейские древности», что после победы Александра Македонского над персидскими армиями в битве при Иссе в 333 году до н. э. великий полководец призвал евреев присоединиться к нему, но они присягнули на верность персидскому царю Дарию III. Александр Македонский продолжил движение на юг, захватив Тир и Газу, а затем направился в сторону Иерусалима. Стоя у ворот вечного города, Александр потребовал от евреев вступить в ряды его армии, на этот раз иудеи ответили согласием, и многие присоединились к войску Македонского. Почему же евреи изменили свое решение? Одной из причин, конечно, был страх перед Александром и его армией, стоявшей у врат Иерусалима. Еще одно объяснение: евреи были благодарны македонскому завоевателю за уважение и почтение, оказанные еврейскому народу и иудаизму. Однако не стоит сбрасывать со счетов и третью причину — веру в то, что Персидской империи пришел конец и что Александра ожидает победа в войне.

Иосиф Флавий описывает, как Птолемей, наместник Александра в Египте, брал пленных из Иудеи и часть из них отправлял в свою армию:

Когда же он узнал, что иерусалимцы отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного слова, что видно уже из их ответа посланникам Александра после поражения, понесенного в бою Дарием, он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами («Иудейские древности», книга 12, глава 1).

Похоже, первоначальный отказ евреев стать на сторону Македонского вызвал уважение у Александра и Птолемея как доказательство верности своему правителю. Поэтому евреев Александрии приравняли в правах к их землякам-грекам.

То, что евреи изменили свой ответ на предложение Александра, доказывает, что они оставались верны прежнему властителю по крайней мере до того, пока не почувствовали, что иссякла последняя надежда на его победу. Еврейская лояльность и военные навыки привели к тому, что на протяжении поколений разные армии считали за честь иметь в своих рядах солдат-евреев.

Период преемников

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. созданная им империя погрузилась в пучину гражданской войны между полководцами, борющимися за трон. Их называли диадохами, что в переводе с греческого означает «преемники». По окончании тридцатилетней борьбы осталось два основных государства: Птолемейское царство, властвующее в основном над Египтом, и государство Селевкидов, простиравшееся на территории современных Турции, Ливана, Сирии, Ирака, Кувейта и части Ирана. После серии из шести войн, которые были названы Сирийскими войнами, власть над Землей Израиля перешла от Птолемейской династии к Селевкидам.

Ассирийский царь Саргон захватывает Самарию

Евреи служили в армиях обеих империй. Они считались верными и искусными воинами, лучшими из местных, в частности из-за того, что не хватало солдат греческого происхождения. Так как евреи присутствовали в обоих военных формированиях, можно предположить, что знание военной тактики эллинистических армий, и в особенности селевкидской армии, повлияло на успешный исход восстания Хасмонеев.

Начавшееся в 167 году до н. э. восстание Хасмонеев не помешало евреям служить в селевкидской армии. Во время восстания иудеи проходили службу в армиях Антиоха IV, а впоследствии также в армиях его преемников. Таких евреев называли эллинизированными, и это рассматривалось как оскорбление, которое отказывает в принадлежности к еврейскому народу тем, кто сотрудничает с оккупантами. Несмотря на то что Иосиф Флавий поддерживал Хасмонеев, он продолжал считать евреями тех, кто служил в селевкидской армии:

Примкнули к ним союзники из Сирии и из близлежащих стран, а также множество иудейских перебежчиков («Иудейские древности», книга 12, глава 7).

Эллинизм Хасмонеев

Большинство евреев в период восстания Хасмонеев были приверженцами эллинистической культуры, хотя и не отступали от веры своих отцов. Даже культурное восприятие самих Хасмонеев со временем стало эллинистическим. Они давали отпрыскам греческие имена, строили дома в греческом стиле и управляли армией в эллинистической манере, поэтому их было сложно отличить от других эллинистических правителей. Так как в культуре Хасмонеев присутствовали два аспекта, то и лояльность их солдат зависела не только от национально-религиозных факторов. Особенности этой лояльности можно проиллюстрировать на примере того, что произошло перед битвой между Деметрием III, властвовавшим над тем, что осталось от государства Селевкидов, и хасмонейским царем Александром Яннаем в 89 году до н. э. В обеих армиях служили солдаты-иноземцы — евреи в войске Деметрия и греческие наемники в хасмонейской армии. Деметрий пытался переманить на свою сторону иностранных наемников армии Янная, а Яннай силился уговорить евреев перейти под его знамена:

Александр двинулся во главе 6 200 наемников и около 20 000 приверженцев своих из иудеев навстречу Деметрию, в распоряжении которого находилось три тысячи всадников и сорок тысяч пехоты. Тогда с обеих сторон были пущены в ход всевозможные средства, чтобы склонить наемные войска Александра на сторону Деметрия указанием того, что они эллины, а от Деметрия отвратить иудеев. Но когда ни те, ни другие не поддались этим убеждениям и предпочли сразиться, победа осталась за Деметрием. Тут пали все наемники Александра, являя редкий пример верности и храбрости («Иудейские древности», книга 13, глава 14).

Хасмонеи остались в еврейской истории героями, а не узурпаторами царского престола. Разрушение капища Дагона. Гравюра Гюстава Доре

Оба правителя не смогли переманить солдат из одной армии в другую, и это говорит о том, что иностранные воины оставались верны командирам и армии, в которую призывались, а не своему народу, культуре или религии. Примечательно, что Иосиф Флавий считает наемниками только греков, служивших в хасмонейской армии, а евреев, состоявших на службе у Деметрия, он так не называет, очевидно, потому что иудеи проходили в селевкидской армии срочную военную службу.

Чего же хотели Хасмонеи?

Эллинистический подход царствующего дома Хасмонеев к управлению государством и тот факт, что многие евреи выступали против династии и служили в селевкидской армии, ставят под вопрос общепринятое мнение о народной поддержке и национальном характере восстания Хасмонеев. В течение 26 лет, прошедших с начала восстания в 167 году до н. э. до создания независимого Хасмонейского царства, были периоды, когда военные действия не велись. В эти отрезки времени Хасмонеи сами иногда предоставляли военную помощь тем, кто предъявлял права на селевкидский трон. Велика вероятность, что, подобно другим знатным семьям, проживающим в Селевкидском царстве, они подливали масла в огонь, пытаясь усилить свое влияние. В Маккавейских книгах и сочинениях Иосифа Флавия отмечается, что в ходе селевкидской борьбы за трон, еще до того, как Хасмонеи обрели полную независимость, два претендента на селевкидскую корону, Деметрий и Александр Балас, пытались привлечь евреев в свои союзники. Ионатан Хасмоней собрал войско, чтобы помочь Александру, за что тот назначил его военачальником и правителем:

Так прославил его царь и вписал его в число первых друзей, и назначил его военачальником и областным правителем (Первая книга Маккавейская, глава 10, строка 65).

На более позднем этапе борьбы Селевкидов за трон, после того как многие солдаты Деметрия покинули его войско из-за невыплаты жалования, Деметрий снова обратился к Ионатану за помощью, и на этот раз его просьба была удовлетворена:

При этом Деметрий со своей стороны просил [Ионатана] послать ему союзнический отряд, потому что его собственные войска отпали от него. И Ионатан отправил ему три тысячи отборных ратников <…>

Увидев восстание антиохийской черни, которая в полном вооружении приступила уже к военным против него действиям, Деметрий собрал своих наемников и присланных ему Ионатаном иудеев и сразился с антиохийцами, однако ему пришлось потерпеть от них полное поражение. Тогда иудеи, видя, что антиохийцы одолевают, взобрались на крышу дворца и стали оттуда забрасывать наступающих дротиками <…> И нанесли им огромный урон своей стрельбою сверху («Иудейские древности», книга 13, глава 5).

Последующие поколения Хасмонеев быстро эллинизировались, видя в ассимиляции личную выгоду.
Йегуда Маккавей, гравюра Гюстава Доре

Еврейские воины, которых послал Ионатан на подмогу Деметрию, храбро сражались с антиохийцами, и преимущество оказалось на стороне армии Деметрия.

В древние времена зачинщиками революций и гражданских войн были представители знати, пользующиеся особыми правами, а не простой народ. Высокое положение аристократов позволяло им объявить о восстании, простые же люди, как правило, воевали и погибали за чужие интересы. Хасмонеи, принадлежащие к династии первосвященников, были, несомненно, еврейской аристократией.

Возможно, ими двигало стремление к еврейской независимости, которая позволила бы проводить богослужения по иудейским канонам, и их статус лишь позволил им воплотить в жизнь волю простого народа, заручиться доверием масс и побудить их присоединиться к восстанию во имя религиозной и национальной свободы. Однако ход войны и ее продолжительность, помощь, оказанная Хасмонеями эллинистическим правителям в междоусобных войнах, и разные титулы и звания, которыми преемники одаривали представителей Хасмонейской династии, всё же намекают, что в этой ситуации, кроме стремления к национальной независимости, присутствовали и личные амбиции. Поступки Хасмонеев указывают, что они разработали продуманный и четкий план действий на политической арене, и этот план соответствовал их целям, менявшимся по ходу войны. Сначала это было стремление к религиозному влиянию, затем учреждение автономии, а в итоге расширение территории, находящейся под их властью, и установление полной независимости.

«За чудеса»

Во Второй книге Маккавейской приводится речь Иуды Маккавея, который подбадривает своих солдат перед битвой с Селевкидами и обещает им, что Б-г будет с евреями, как это было раньше:

Он рассказал им и о том заступлении, какое получали их предки, и как при Синнахерибе погублены сто восемьдесят пять тысяч мужей [из ассирийской армии], и о бывшем в Вавилоне сражении против галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами македонян, и когда македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч бывшею им с неба помощью и получили великую добычу (Вторая книга Маккавейская, глава 8, строки 1920).

Одним из примеров, приведенных Иудой Маккавеем, была история победы селевкидской армии, в которой служили 8 000 евреев. Очевидно, эта армия была частью войска Антиоха I или Антиоха II, воевавших в районе Ирака в III веке до н. э. Хотя численность войск вызывает сомнения, известно, что количество македонских и греческих солдат в эллинистических армиях со временем сокращалось, а контингент местных воинов, в том числе евреев, увеличивался. Эта история свидетельствует, что уже на ранних этапах в эллинистических армиях были боевые отряды, состоящие в основном из евреев.

Этот рассказ повествует не только о самом сражении, но и об ощущениях евреев во времена Маккавеев и в следующем за ними поколении. Многие евреи, включая автора Второй Маккавейской книги, гордились тем, что сыны еврейского народа несут верную службу царям Селевкидской династии. Составитель Второй Маккавейской книги, очевидно, жил в эпоху Хасмонейских войн, и приведенная им история особенно удивительна ввиду того, что его позиция была, как правило, антиселевкидской. В его рассказе восстание Маккавеев описано как священная война, а гибель в ней — как смерть в освящение Б-жественного Имени. Там же представлена история Ханны и семерых ее сыновей, в христианской традиции это семь святых мучеников Маккавеев.

Известно, что древние писатели и историки цитировали высказывания выдающихся деятелей или вкладывали в их уста те речи, которые, как казалось летописцам, должны были быть произнесены во время того или иного события.

Возможно, составитель Второй Маккавейской книги приводит цитату из речи Иуды Маккавея, но даже если на самом деле такого не было сказано, автор всё же представляет мировоззрение этой исторической личности и других евреев, живших в то время. Судя по Второй Маккавейской книге, Иуда Маккавей считал, что победоносные подвиги евреев на службе у Селевкидов достойны сравнения с таким национальным чудом, как снятие осады Иерусалима, окруженного войском ассирийского царя Синнахериба. Из этой истории следует, что не только иностранные армии были заинтересованы в еврейских солдатах, но и сами воины-евреи считали такую службу почетной и престижной. Они полагали, что их победы в рядах иностранных армий происходят благодаря помощи небес, и верили, что Всевышний хранит евреев даже тогда, когда они состоят на службе у эллинистических правителей.

Историк Мартин Хенгель сравнивал евреев эллинистической эпохи с швейцарскими наемниками конца Средневековья, но, полагаю, при подобном сравнении недооценивается деятельность евреев в чужих армиях. Швейцарские наемники не соглашались воевать с другими швейцарцами, а еврейские солдаты сражались с другими евреями, оставаясь верными присяге, данной ими той армии, в которой они служили. Кроме того, сравнивая еврейских воинов и швейцарские наемные войска, следует отметить, что первые были существенно многочисленнее вторых. Территория военных действий в случае солдат-евреев была намного больше, чем в случае швейцарцев, евреи дольше служили в армии и добивались там более высокого статуса. Большая часть евреев проходила срочную и сверхсрочную службу в регулярной армии, швейцарцы же были наемниками.

Из-за нехватки греческих кадров на Ближнем Востоке война за Землю Израиля включала в себя также борьбу за тренированных и умелых солдат для службы во враждующих армиях, и благодаря этой битве гигантов на востоке эллинистического пространства евреи стали вершителями судеб многих правителей.