Волонтеры, участвующие в проекте наставничества «Нешама», стали для подопечных, лишенных родительской ласки, старшими сестрами и братьями. Дневник для двоих, совместная работа над платьем невесты, должен ли наставник разбираться в футболе, компьютерных играх и TikTok. История одной инициативы.
Когда пять лет назад выпускница лидерской программы «Кнафаим» Злата Оронова начинала проект поддержки еврейских детей, оставшихся без попечения родителей, представить, что он вырастет в целую систему помощи, было сложно. Но именно этого хотелось достичь. Сейчас «Нешама» (ивр. — «душа») — это единственный проект наставничества для еврейских детей в России, где участники проходят систематическое обучение и получают поддержку профессиональных психологов на протяжении всего времени работы. За пять лет программа создала 20 пар наставник-ребенок, большинство из них поддерживают связь даже после окончания проекта.
Алина Янер — наставник «Нешама» уже четыре года. Первое собеседование началось с вопроса: «Сколько часов ты готова регулярно выделять для общения с ребенком из пансиона?» Задумываться она не стала, ведь если чего-то очень хочется, то время всегда найдется. Тогда Алина еще не знала, что практически перед самым стартом проекта ей предложат новую работу с высокой нагрузкой, а сил под конец года будет категорически не хватать. Но результатом долгих сомнений все-таки стало решение прийти на мастер-класс в художественную студию, где состоялась первая встреча с подопечной Ханной. Так началась история дружбы и взросления.
Несмотря на то что с первого взгляда Алина Янер почувствовала связь с Ханной, это был сложный путь. Приходилось постоянно искать баланс ответственности, безопасности, дружеских слов и наставлений.
Ребенок, растущий в системе, совсем по-другому ведет себя в окружении и наедине. Алина не сразу сумела выстроить доверительные отношения с Ханной.
«Самый главный совет я услышала спустя полгода, — делится наставница, — что бы ни происходило, это нормально. И пока он не подводил».
Алина работает психологом и знает, насколько важен контакт со значимым взрослым, особенно когда ребенок живет в пансионе. Девушки вели совместный дневник. Это было своеобразной точкой опоры для Ханны, чтобы во время долгих разлук они не теряли связь друг с другом. Выбранный формат помог углубить коммуникацию. Ханна стала открываться, более глубоко описывать то, что с ней происходит. Алина шла навстречу и тоже делилась личным, а когда планировала свадьбу, они вместе придумывали модели будущего платья невесты. Сейчас из-за пандемии встречи прервались, но девушки созваниваются каждую неделю.
Таких историй за пять лет набралось немало. Здесь и свадьбы, и первые профессиональные шаги. Многие наставники продолжают поддерживать связь с ребятами после окончания проекта. Когда восемь лет назад Злата Оронова работала волонтером в детских домах, именно этого там не хватало. Люди приезжали, дарили подарки, играли с детьми, и на этом взаимодействие заканчивалось.
«Мне было важно сделать проект, в котором помощь будет оказываться системно, — рассказывает Злата, — где основой будет продолжительная работа с детьми, грамотная подготовка самих наставников. Я верила, что даже в рамках одного проекта мы сможем быть полезными».
Масштаб идеи подразумевал необходимость сторонней поддержки. Помощь пришла вместе с лидерской программой для еврейской молодежи «Кнафаим» благотворительного фонда «Джойнт». Участники одного из семинаров курса, который проходил в Израиле, работали волонтерами на продуктовой базе, фасовали и развозили продукты нуждающимся.
«Кроме нас там были израильтяне, с которыми мы разговорились про добрые дела. Они говорили, как важно быть полезными и что не воспринимают волонтерство как что-то оторванное от повседневной жизни. Ведь завезти несколько коробок с продуктами и помочь кому-то по пути на работу совсем не сложно. После этих слов я в очередной раз убедилась, что двигаюсь в нужном направлении».
Детские дома, пансионы и интернаты — закрытые учреждения, многие из них не идут на контакт с волонтерами. Специфика подобных мест накладывает отпечаток на детей. Им недостаточно личного пространства, чего-то только своего, будь то одежда или игрушки. Ребята не умеют сами себя защищать и поддерживать. Чтобы хоть как-то абстрагироваться и побыть наедине с собой, они надевают наушники и уходят в свой мир. Даже в тех местах, где быт устроен лучше, чем у многих дома, невозможно дать каждому ребенку столько внимания, сколько ему нужно. Но наставничество может решить эту проблему.
«Вот ты смотришь на своего подопечного и понимаешь, что в силу возраста, подростковых изменений он вытворяет что-то дикое. Но ты не вправе сказать: «Ты не права» или «Так нельзя». Ты прежде всего друг, а не учитель или воспитатель. Ты должен пройти с ребенком этот путь и помочь ему, если не избежать шишек, то хотя бы сделать падения безболезненными», — говорит Евгения Козлова, одна из наставниц проекта.
В поисках партнеров для проекта Злата постучала не в одни двери, но везде отказывались даже попробовать. Из еврейской общины она узнала про «Анита-центр». Директор пансиона Светлана Хахиашвили согласилась только при одном условии: волонтеры не пропадут после первого визита. И они не пропали.
«Если честно, какое-то время я думала только про регулярность, — делится Злата, — бывать в «Анита-центре» каждую неделю, давать детям понимание, что мы рядом. У меня иногда мелькали мысли, что надо выйти на следующий уровень, учесть возможность личного общения. Это происходило, когда дети тянули в угол меня или кого-то из приятелей: хотели провести время наедине. Или заранее просили о разговоре, хотели чем-то поделиться».
Уверенность в том, что система действует правильно, приходила вместе с маленькими победами в работе наставников с подопечными. Вот кто-то из ребят написал «привет» в социальных сетях, поделился музыкой, рассказал о книге или сериале, которые хочет обсудить. Вот первые объятия, благодарность, искреннее ожидание следующей встречи. Так, шаг за шагом, ребята открывались, становились ближе, пускали в свой мир и начинали доверять взрослым.
«В один вечер я задержалась у директора, шла к выходу по коридору. Вдруг слышу из комнаты девочек: «Злата, это ты?» Зашла, берут за руку: «Злата, посиди». Я присела. Было немного страшно, душно, стоял сильный запах носков. Я открыла форточку. Во мне впервые тогда шевельнулось что-то такое материнское. В конце концов, теперь это были просто дети в пижамах. Дети, которые днем защищаются, борются с собой, с нами, с миром. Дети, которым недостаточно совета и наставлений, которым нужно «ты» вместо «вы, все вместе». Я тогда подумала: «Б-же, а с кем им так ночью поговорить?» Тогда уже точно пришло осознание, что надо сделать всё по-новому.
Спустя несколько лет успехи будут видны у выпускников «Анита-центра». Так, один из участников программы, уже взрослый мужчина, позвонил сказать спасибо за поддержку и заботу. А еще попросил профессиональный совет, потому что сам тоже решил стать волонтером и помогать другим, как когда-то помогли ему. Другая подопечная написала, как важно, что у проекта есть инстаграм: сейчас она может увидеть и вспомнить радостное время, проведенное вместе.
Сегодня «Нешама» — это координаторы Злата Оронова и Мадлен Календарёва, психолог Александра Старикова, лектор-эксперт Екатерина Селенина, волонтеры и наставники. В прошлом году проект начал практику волонтерства для будущих наставников. Участники общаются с детьми, погружаются в жизнь пансиона и только после этого решают, готовы ли стать «старшим братом» или «старшей сестрой».
Каждый наставник проходит тщательный отбор и обучение, посещает семинары и лекции, получает всестороннюю поддержку. Но и сами дети формулируют пожелания, какого наставника они хотели бы. Например, он должен разбираться в футболе, компьютерных играх и TikTok. Будущие наставники тоже говорят, с кем им комфортнее по возрасту, темпераменту. Желающий стать участником проходит первичное собеседование, и если становится понятно, с кем и как кандидат сможет работать, то его направляют к психологу Александре. Окончательное решение команда проекта «Нешама» принимает совместно. В этом процессе важна финансовая поддержка, благодаря которой волонтеры и наставники получают возможность систематически обучаться.
«Нешама» пять лет работает с запросами детей. Поддержка проекта осуществляется силами благотворительного фонда «Джойнт» и других организаций. В ответ на потребность в наставнике формируются новые пары. И даже если не получается сделать это быстро, поиски подходящего человека не прекращаются. Это значит, что друг обязательно найдется для каждого.