— Роман, вы успешный бизнесмен, преподаете в МГИМО, член Экспертного совета Правительства. Бизнесмены еврейской общины считают вас человеком, который может спасти даже в безвыходной ситуации. Зачем вам еще и научная работа?
Всегда приятнее учиться на чужих набитых шишках, а не на своих. Вот вроде у меня уже большой опыт, почти 20 лет помогаю бизнесу быть эффективным и безопасным в разных сферах, но понимаю, как много еще не знаю. Поэтому в какой-то момент начал изучать современные исследования по эффективности бизнеса — в Европе, Сингапуре, США.
Роман Терехин — адвокат, основатель бюро «Деловой фарватер», которое сегодня входит в топ-10 крупнейших юридических компаний России и признано ведущими российскими и международными юридическими рейтингами. Преподает в МГИМО, занимается научными исследованиями бизнес-психологии в США и России. Роман уже много лет помогает Федерации еврейских общин России, он ученик главного раввина России Берла Лазара и президента ФЕОР Александра Бороды, активно взаимодействует с предпринимателями из еврейской общины по вопросам безопасности бизнеса. Помогает внедрять современные научные подходы в организацию форум-групп в бизнес-сообществах и компаниях, в том числе является идеологом и сооснователем подобного проекта в еврейском деловом клубе SOLOMON.help. За последние годы «Деловой фарватер» получил благодарность раввина Берла Лазара и более 100 бизнесменов общины, ставших доверителями бюро.
Знаете, когда после школы я поступал в университет, плохо представлял, зачем это вообще надо, как эти знания помогут в жизни… Просто хотел получить высшее образование, потому что это правильно, потому что «родители интеллигентные люди, и я должен не отставать». Сейчас ни за что не потратил бы время на учебу просто «чтоб было» и очень щепетильно выбираю, где учиться, каких знаний мне не хватает в работе, где смогу применить новую концепцию прямо сейчас. По-другому взрослого человека невозможно мотивировать учиться: мы должны чувствовать отдачу от вложения времени.
Сейчас вот погрузился в научные исследования бизнес-психологии: как можно эффективно изменить свой бизнес, своих сотрудников, свою компанию. Я даже представить не мог, насколько это увлекательно и полезно. Это не просто чья-то мудрость, а доказанные факты об особенностях работы нашего мозга, яркие практические кейсы успешных и неудачных изменений. Сам я такой опыт копил бы еще 20 лет, а научная база помогает его быстро впитать и начать применять на практике. Жалко только, что очень мало переведено на русский, — приходится копать зарубежные библиотеки.
— Большинство таких исследований американские. Вы сами тоже получили образование в Гарварде, в США. В чем, по-вашему, особенности американского образования и что такое качественное, сильное образование сегодня?
Сильное образование — в первую очередь то, которое мотивирует учиться. Не передача информации или навыков, а вовлечение, погружение, передача смыслов.
Я ехал учиться в Гарвард с представлением, что это классическая старомодная организация с консервативным подходом. Но оказалось, что из старомодного там только торжественные ритуалы, а обучение совершенно для нас непривычное. Например, я был в шоке, когда один из самых уважаемых в мире экспертов по маркетингу вместо лекций устраивал для нас настоящие шоу: будто не на лекции сидишь, а в цирке. Кто-то скажет, что это глупо, но это решает одновременно две сложнейшие задачи обучения взрослых. Такие «шоу» делают занятие интересным, вовлекают, знания передаются в легкой, запоминающейся форме, в самом прикладном виде. Это похоже на сторителлинг — метод, который часто используют опытные ораторы: рассказывать истории не чтобы «ознакомить слушателей с историческими фактами», а чтобы проиллюстрировать свою мысль, сделать ее наглядной и запоминающейся. Многие знают, что это работает с детьми: через сказки они учатся лучше, чем через нотации. Со взрослыми точно так же, и современные педагоги это активно используют.
Еще одна важнейшая особенность качественного образования — гибкость, адаптивность. Современная жизнь очень быстро меняется, и управленцу подчас важны совсем не те знания, которые он получил 10 лет назад. Если вузы хотят, чтобы бизнесмен не деньги зарабатывал, а за партой сидел, не надо пытаться рассказывать ему про «опыт предков»: дайте то, что работает прямо сейчас. Даже если это классическая теория, она должна быть адаптирована к современной жизни и использовать актуальные примеры.
Наконец, сильное образование — это практика. Учеба ради учебы бесполезна. Всегда должна быть привязка к ее применению прямо в процессе: практические упражнения, испытания, кейсы, конкретный опыт и прочее. Иначе знания выветрятся сразу после экзамена.
— Можно ли говорить, что российское образование безнадежно отстало от американского?
Ни в коем случае! В России сильнейшее образование во многих сферах, например, в математике, программировании. Компании мирового уровня, такие как «Яндекс» или «Озон», питаются кадрами именно из российских вузов. Но в бизнес-знаниях Россия гораздо моложе других стран, просто потому что рыночная экономика здесь существует всего 30 лет. Соответственно, бизнес-образование у нас пока развивается и набирает обороты. Но в этом и наше преимущество: мы можем сразу учиться на чужих ошибках и перенимать готовые модели и истории успеха, которые в зарубежном образовании оттачивались десятками лет.
И некоторые российские вузы это успешно используют. Например, МГИМО или «Сколково» активно взаимодействует с зарубежными университетами, преподавателями мирового уровня, принося их опыт в Россию. Однако важно не только привлекать «звезд» для разовых курсов, но и выращивать свои «звезды», целые созвездия. И одновременно создавать привлекательную современную среду для обучения бизнесменов.
— Среди прочего вы изучаете развитие эмоционального интеллекта бизнесменов. Действительно ли этот фактор важен для предпринимателей? Они же не семейные консультанты.
За 30 лет исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) появилось много доказательств того, что именно он, а не управленческие навыки или отраслевой опыт является главным отличием успешных руководителей. ЭИ помогает не только быть эффективным в достижении целей, но и осознавать, какие цели действительно важны, каковы ваши приоритеты и стратегия.
Сегодня считается, что ЭИ состоит из 12 различных элементов. Сюда входит не только умение понимать чужие эмоции, а практически всё, что нужно человеку для счастья: адаптивность, оптимизм, способность разрешать конфликты… Это совсем не «управление гневом», как многие думают, а целостное понимание себя и других, умение эффективно использовать сильные и слабые стороны — свои и окружающих.
В России не хватает как переводов современных мировых исследований на эту тему, так и практики использования ЭИ в реальной деятельности предпринимателей. Мало даже внятных объяснений, зачем нужен этот загадочный зверь: например, как ЭИ можно использовать на переговорах; когда он важен в общении с сотрудниками; как помогает выбрать правильную стратегию компании или построить эффективное партнерство. Это всё не фантазии какого-то бизнес-тренера, а доказанные методики, которые применяют уже долгое время. У многих бизнесменов отлично развит эмоциональный интеллект, просто они не знают, что это так называется, и стесняются об этом говорить, думая, что эмоции для слабаков.
— А что сегодня наука советует предпринимателям для развития эмоций?
Предприниматели — народ мудрый, они и без науки поймут, что им необходимо развивать. Но научные исследования могут дать для этого хорошие инструменты. Например, вместо коучинга всё активнее используются форум-группы бизнесменов или менеджеров. Они появились более 60 лет назад в США, с тех пор там разработано около десятка разных моделей таких групп — каждая заточена под свои задачи и подходит разным категориям участников.
Понять себя. На форум-группах часто практикуется «селф-ассесмент»: участник оценивает себя по разным параметрам, а группа говорит, согласна с этим или нет. Один бизнесмен заявил, что его готовность принимать риски равна девяти из 10, и был потрясен, когда группа оценила этот его показатель на два-три балла. Он начал анализировать свою жизнь и понял, что на фоне своей семьи он действительно очень рисковый человек, но по сравнению с другими предпринимателями всегда старался избегать рисков и из-за этого упускал много возможностей. Для него это стало сильнейшим откровением. В результате он продал бизнес в одном регионе, переехал в другой и открыл совершенно новое дело, исполнив свою давнюю мечту. Если бы он не осознал свою особенность, никогда не решился бы на такую перемену.
Увидеть в кризисе возможность, а не угрозу. В прошлом году участники форум-групп активно обменивались идеями, как выжить в пандемию и воспользоваться ею для развития. Группы — очень удобное место для этого: в них встречаются люди из разных сфер, так что можно делиться опытом, не боясь подарить идею конкуренту. Один участник буквально с порога заявил, что для его бизнеса всё кончено, и вопрос только в том, как закрыть его с минимальными потерями. Но в ходе занятия он услышал истории девяти человек из разных отраслей, сидящих с ним в одной комнате: у всех были точно такие же проблемы, все признавали, что их дело получило тяжелый удар, но у каждого были свои мысли, как выйти из ситуации и приспособиться к новым условиям. Бизнесмен осознал, что его проблема не уникальна, увидел, что из нее гораздо больше чем один выход. Переосмыслив свое состояние и подход, он смог найти подходящее именно для его бизнеса решение, воспользовавшись идеями коллег по группе. Его предприятие выжило и уже вновь стало прибыльным.
Подготовиться к серьезным переменам. Владелец бурно растущей компании давно пришел к необходимости создать совет директоров, но не представлял, как подступиться к этой задаче. Ему было крайне сложно доверять серьезные решения посторонним. В форум-группе нашлось несколько человек, уже прошедших этот путь, которые поделились с ним своими историями, рассказали, где кроются важные моменты, и даже помогли набросать пошаговый алгоритм действий. Это сэкономило герою огромное количество времени и позволило избежать многих ошибок, а главное — помогло эмоционально принять сложное решение.
В Россию, к сожалению, за 30 лет добрался только один из этих форматов, который сейчас используется независимо от целей и состава группы. Но даже в таком виде форум-группы — мощнейший инструмент развития, обмена опытом и обучения. Участники получают не просто знания, а конкретный опыт коллег в аналогичной ситуации и инструменты для решения задач. Это учеба, коучинг и поддержка одновременно: клуб джентльменов (или леди), группа анонимных алкоголиков и поход в баню с друзьями, только в окружении людей, которые были в твоем положении, и поэтому им есть чем поделиться. Наблюдая за другими успешными людьми в группе, можно очень многому научиться, лучше понять командную работу, техники переговоров, повысить самоосознанность.
Еще одно важнейшее условие эффективного развития — по-честному понимать себя.
— Что это означает?
Каждый из нас иногда ставит перед собой задачи, которые не может довести до конца. Например, почему сотрудники не меняются, даже если им многократно говорить, как правильно работать? Потому же, почему не меняетесь вы сами: можно много раз повторять себе, что нужно заниматься спортом, или бросить курить, или прочитать Канта в оригинале… но руки не доходят, потому что «пока не до этого», или «слишком много дел», или «сегодня я очень устал».
Дело не в том, чтобы суметь себя заставить: «заставить» не принесет устойчивых перемен. Гораздо эффективнее договориться с собой, использовав собственные мотиваторы и даже мечты.
За последние 20 лет появилось множество МРТ-исследований мозга во время упражнений по целеполаганию или во время коучинга. Одно из интересных открытий: когда человек слышит фразу «хочу дать тебе совет» (или «обратную связь»), для мозга это сигнал мощнейшего стресса — организм моментально закрывается, активизируется симпатическая нервная система, угол зрения сужается со 180 до 30 градусов — человек готов отражать атаку. Конечно, в таком состоянии меняться, развиваться и конструктивно воспринимать обратную связь никто не способен. Понимая эту и многие другие особенности, мы можем научиться правильно говорить с собой и с другими. Ведь одна из важнейших задач лидера — развивать не только свой бизнес, но себя самого и свою команду.
— В России вы помогаете организовывать форум-группы бизнесменов, работаете с ведущими коучами, помогаете им адаптировать программы в соответствии с научными разработками. Эти форум-группы действительно так востребованы?
Мне повезло побывать в этой ситуации со всех трех сторон: в качестве участника форум-групп, модератора (хотя мне не нравится это слово, если честно) и исследователя.
Как участник я благодаря своей форум-группе радикально изменил представление о саморазвитии, пересмотрел стратегию компании и личные цели. И очень этому рад. Кстати, и сотрудники мои, наверное, тоже рады. (Смеется.) Я для них теперь не только босс, но и помощник, наставник — тот, кто помогает им реализовывать свои возможности для решения задач компании. Это совсем другая культура, в российском юридическом бизнесе такой пока нет. Она позволяет нам привлекать в команду самых сильных и ярких экспертов, которым нравится возможность самореализации и быстрого роста.
Как модератор и исследователь я много раз наблюдал за изменениями участников: самые брутальные и самоуверенные бойцы переставали бояться говорить о своих слабостях, раскрывались, начинали доверять группе, и эти доверительные, поддерживающие отношения сохранялись потом многие годы. Взрослому человеку сложно построить такие отношения самостоятельно, да еще и найти для них людей, совпадающих с тобой по интересам и опыту. А форум-группы это умеют, вот такое волшебство.
Так что да, это действительно помогает. А чтобы помогало еще больше, важно помнить, что это гибкий, развивающийся инструмент. Каждой компании подходит свое. К счастью, существует большой спектр техник, из которых можно выбирать под свои потребности.
— Как еще вы используете свою исследовательскую работу в России?
Главная тема моего исследования — личное и профессиональное развитие предпринимателей, в том числе через форум-группы и коучинг. По этой теме не хватает качественных исследований даже на мировом уровне, а в России этим вообще мало занимаются: в основном всё продвигается на харизме конкретных спикеров, а не на научной базе. Поэтому те знания, которые я получаю в ходе исследований, стараюсь передавать коллегам во время форум-групп и выступлений в университетах.
Кстати, оказалось, что эмоциональный интеллект полезен не только для менеджеров, но и для юристов. Например, мы уже несколько лет обучаем адвокатов навыкам эмоционального интеллекта. Они, в свою очередь, используют эти психологические техники при сопровождении допросов с доверителями в полиции или в налоговой. Мы уже убедились, что это позволяет доверителю спокойнее проходить подобные стрессовые мероприятия, а адвокату — легче считывать тактику следователей и противодействовать ей. Таких примеров у нас много.
Вообще, мне кажется, что умение применять в практической работе современные научные знания и мировой опыт — наше большое конкурентное преимущество на юридическом рынке, это мало у кого есть в России. Мы даже успешно измеряли приносимую им пользу в ROI.
А эмоционально мне просто приятнее, когда мои знания помогают другим бизнесам, коллегам и партнерам. В конце концов, цель любого ученого — сделать жизнь практиков эффективнее и комфортнее. Пока, к сожалению, между учеными и практиками нет хорошего взаимодействия, они не научились получать друг от друга максимум и часто даже считают друг друга ненужным звеном. Может быть, мне удастся стать одним из тех мостиков, который их объединит.