Гиюр в маленькой стране и в большом городе. Заметки маркетолога.

В Большом Городе за окнами снег и предновогодняя суета: елки, подарки, деды морозы со снегурочками. В Маленькой Стране — солнце, как всегда. Правда, прохладнее, чем летом, и изредка идут дожди. Маленькая Страна встречает Хануку, один из самых светлых праздников. В этом году Ханука начинается 22 и заканчивается 30 декабря. То есть совпадает по времени с католическим Рождеством (25 декабря) и празднованием Нового года по Григорианскому календарю.

…А в это время на другом конце света Шарлотта Йорк, героиня сериала «Секс в большом городе», спорит с раввином. За несколько месяцев до того она решает пройти гиюр, чтобы встать под хупу со своим избранником — адвокатом Гарри Голденблаттом. Его еврейская мама перед смертью заставила сына пообещать, что он женится только на еврейке.

Итак, Шарлотта попадает в ульпан гиюр (опустим пока некоторые существенные нарушения, связанные с процессом обучения и последующими казусами начала семейной жизни молодой пары). На занятии, которое происходит, судя по всему, во второй половине декабря, раввин говорит, что одно из самых серьезных испытаний для людей, решивших присоединиться к избранному народу, — это отказ от привычных ритуалов и любимых праздников. К их числу, безусловно, относится Рождество, которое для Шарлотты значит не меньше, чем для любого советского человека — Новый год. Она пытается торговаться с раввином, но получает однозначный ответ: у евреев никаких елок не предусмотрено. Любовь к Гарри побеждает любовь к Деду Морозу (точнее — Санта Клаусу). В жизни так бывает не всегда.

О том, кто и зачем решает пройти гиюр, многие ли идут до конца, как Шарлотта, с какими проблемами сталкиваются геры во время обучения и после вынесения положительного решения раввинским судом, — поговорим со специалистами.  

В этом номере нашего журнала будут две статьи, посвященные вопросам гиюра. Ту, которую вы читаете сейчас, можно назвать поверхностной: мы не касаемся философских аспектов перехода в иудаизм, не погружаемся в алахические глубины… Не случайно статья начинается отсылкой к произведению масскульта. Мы договорились с экспертами, которые согласились помочь в работе над материалом, взглянуть на гиюр глазами маркетолога. Это значит, что далее нам предстоит определить целевую аудиторию, ее потребности, ее проблемы, варианты решения этих проблем, которые предлагают разные «сервис-провайдеры». Если такой подход для вас категорически неприемлем, мы рекомендуем сразу перейти на 14 страницу. Там вы найдете глубокий и содержательный разговор с раввином Гидоном Перелом о гиюре как религиозном акте. Рав Перел — один из самых серьезных знатоков вопроса, его мнение сегодня имеет принципиальное значение при вынесении алахических решений по переходу в еврейство.

Что такое гиюр?

В любом случае перед началом обсуждения стоит договориться о терминологии. Как минимум — определить, о чем мы говорим. В нашем случае нужно в самых общих чертах понять, что же такое гиюр.

Я попросил ответить на этот вопрос «стоя на одной ноге» раввина Шеваха Златопольского, посланника Любавического Ребе в городе Алма-Ате, представителя Федерации еврейских общин СНГ в Казахстане. 

справка

Рав Шевах Златопольский родился в 1966 году. Получил естественно-научное образование и квалификацию практикующего психотерапевта. В зрелом возрасте пришел к принятию Всевышнего и Его заповедей — на первый взгляд, наперекор личным историям. С 1999го — посланник (шалиах) Любавического Ребе в городе Алма-Ата. Помимо работы в Алма-Ате, является одним из экспертов по распространению универсальной этики — Б-жественного кодекса — среди народов мира. Составитель и редактор ряда книг, в том числе «Дом молитвы для всех народов» (2013). Видит свою задачу в помощи евреям и представителям других народов на их пути к Всевышнему.

Шевах Златопольский: Каждый человек должен и может служить Всевышнему на своем месте. Для этого совершенно не нужно быть евреем. У представителей всех народов есть важнейшие задачи в реализации воли Творца в этом мире. Бывают особые случаи, когда еврейская душа оказывается рожденной нееврейской мамой. И тогда она ищет все пути и преодолевает всё, чтобы воссоединиться со своим народом. Откуда мы можем знать, какая там душа (чужая душа — потемки)? Только по факту. Прошел гиюр (может быть, после многих неудачных попыток) — значит, еврейская душа. Не прошел — значит нееврейская. Поэтому гиюр — это не смена записи о национальности, а духовный акт. То есть переход в еврейство с точки зрения Торы и еврейского закона, принятие еврейского образа жизни.

Внешне разрешение на гиюр дает еврейский суд, подтверждая, что человек живет по еврейскому закону. А откуда суд может знать, какая там душа, — ведь души знает только Всевышний? Сказано, что Всевышний находится в общине судей. Но если такой «суд» сам не принимает еврейский закон в полном объеме, как, например, у «консерваторов» или «реформистов», то и «гиюр» их не имеет никакого смысла и никакой силы.

Илья Стечкин: В беседе с равом Шевахом мне удалось найти два очень функциональных образа: «маятник» и «взлетная полоса». В первом случае речь идет о тех, кто десять месяцев (или больше) учился, а потом — расслабился. В зависимости от личных склонностей и обстоятельств, от среды, в которой живет человек, от его круга общения, от исходной мотивации «откат» может быть вплоть до свинского пикника (в смысле — с поеданием свинины, а вы что подумали?) на берегу моря в шаббат. А может быть и чисто символическим, на уровне мелких послаблений в вопросах скромности одежды. Подробнее об «эффекте маятника» ниже расскажет рав Хаим Дов Бриск. С ним мы будем говорить о пути Итро и пути Рут. Заметим только, что радикальное «возвратное движение» дискредитирует саму идею гиюра.

ШЗ: Первоисточник, из которого мы узнаем о гиюре, — слова Рут. В них — три неотделимые вехи: 1) куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; 2) народ твой будет моим народом, и 3) твой Б-г будет моим Б-гом. И если первые два пункта имеют отношение к готовности разделить судьбу народа, то последний говорит о содержательной части, подразумевающей соблюдение заповедей (ведь вера в Б-га, не подразумевающая исполнение заповедей, не является верой в «твоего [Наоми] Б-га» (этому будет посвящен второй материал в этом номере — прим. ИС). Без принятия Всевышнего гиюр превращается в пустую, выхолощенную формальность.

ИС: Что касается «взлетной полосы», то из разговора с равом Шевахом у меня сложилось впечатление, что это как раз идеальная схема поведения человека, прошедшего гиюр. Того гера, который по-настоящему «врос» в традицию. Для него/нее гиюр — это лишь признание свершившегося факта соединения с еврейским народом, в том числе (но не только) на бытовом уровне. Путь познания и соблюдения, путь духовного роста продолжается по возрастающей. В беседе с равом Хаимом мы назвали это путем Итро. В этом случае решение бейт-дина только констатирует очевидное. Другими словами: мой первый собеседник убежден, что на самом деле любой гиюр должен максимально соответствовать модели «взлетной полосы».

Рав Хаим не оспаривает этого утверждения, однако отмечает, что в его практике модель «маятника» встречается чаще. Рав Хаим Дов Бриск — главный раввин выходцев из стран постсоветского пространства в г. Петах-Тиква, преподаватель Талмуда и Алахи, автор нескольких тысяч алахических респонсов. А еще смелый и принципиальный дискутант, хорошо известный на русской улице израильского Facebook, медиаперсона и просто приятный, открытый собеседник.

Справка

Рав Хаим Дов Бриск родился в 1980 г. в Луганске. В 2002 г. в армии получил первую смиху раввина. Три года спустя — удостоился смихи от рава Залмана Нехемьи Гольдберга, а годом позже от рава Гидона Перела, раввина и главы раввинского суда Гуш-Эцион. В 2007 г. получил смиху от Главного раввината Израиля, преподавал в ульпане гиюр организации «Маханаим». В 2008 г. — начальник отдела гиюра в организации «Таир» и начальник 11 ульпанов для прохождения гиюра. В 2011 г. окончил курс подготовки раввинов по темам гиюра, который дает возможность в будущем выполнять обязанности даяна по вопросам гиюра. С 2010 г. — раввин русскоязычных репатриантов в городе Петах-Тиква (всего более 52 тыс. человек).

Кому и зачем нужен гиюр?

Когда я начинаю разговор с заказчиком, то первое, что пытаюсь выяснить, — для кого он/она работает? Кто потребители товаров или услуг? Почему эти люди нуждаются в них? Следуя этой логике, я спросил рава Хаима: «Кому нужен сегодня гиюр и зачем?»

Хаим Дов Бриск: С точки зрения еврейского государства — это те почти 400 тысяч граждан, которые ментально принадлежат к еврейскому народу: потомки евреев, члены семей евреев, которые не видят для себя иной самоидентификации, кроме еврейской. Но не являются евреями по Алахе.

За пределами Израиля ситуация сложнее. Есть еще те, кто не имеет к еврейскому народу никакого отношения. В некоторых местах есть соответствующий тренд — быть евреем становится модно.

Кроме того, есть ноахиды, которые в процессе своего духовного развития прошли от общечеловеческого монотеизма (от соблюдения семи заповедей сыновей Ноаха) к еврейскому служению Творцу (к исполнению шестисот тринадцати заповедей, изложенных в Торе Моше).

Илья Стечкин: А если человек — еврей по крови, но традиция в его семье прервалась, он не обрезан, то есть формально «договор не заключен», нужно ли ему проходить гиюр?

РХ: Нет, ему нужно учиться, развиваться, но гиюр проходить не нужно. Он как был евреем, так и остался. Его предки заключили союз на Синае, и даже если он от этого откажется, даже если будет поклоняться идолам — мы знаем много таких примеров в истории народа, вплоть до официального введения в Израиле культа Баала и Ашторет (Иштар) — он останется евреем. Исключение составляют евреи, принявшие другую веру — христианство или ислам — осознанно. Их путь в иудаизм напоминает гиюр, но это не закон Торы, а закон мудрецов. 

справка

Согласно прецеденту, созданному делом 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел», Верховным судом Израиля было принято решение, что Закон о возвращении не распространяется на евреев по крови, добровольно сменивших вероисповедание. После вынесения судебного решения в Закон о возвращении были внесены соответствующие поправки.

Справка: 

Согласно прецеденту, созданному делом 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел», Верховным судом Израиля было принято решение, что Закон о возвращении не распространяется на евреев по крови, добровольно сменивших вероисповедание. После вынесения судебного решения в Закон о возвращении были внесены соответствующие поправки.

Если человек добровольно и осознанно отсек себя от еврейского народа, то ему нужно возобновить союз, повторно принять на себя ярмо Небес. Кстати, тут есть интересный момент: принятие ярма не означает обещание исполнять все заповеди.

ИС: То есть человек, проходящий гиюр или же возвращающийся к традиции после вероотступничества, подписывает договор, часть пунктов которого непонятны, часть — не подлежат исполнению в настоящий момент, часть предполагает различные толкования… Как же так?

РХ: После жертвоприношения Ицхака Всевышний поклялся Аврааму Собой, то есть заменил слово «брит», которое было в завете с Ноахом. Таким образом получается, что обязательства одной из сторон не зависят от исполнения обязательств другой стороной. Мидраш говорит, что когда на Синае народ Израиля произнес «Наасе ве-нишма» («Сделаем и будем внимать»), сердца людей уже были с золотым тельцом. И Всевышний видел их насквозь. И всё равно заключил договор. Один из алахических авторитетов, рав Моше а-Коэн Дрихам, в респонсе «ВэИшив Мошэ» говорит, что суть принятия ярма не в том, чтобы исполнять заповеди, а в том, чтобы быть готовым понести наказание за неисполнение. Тору называют Дорогой Жизни, она охватывает все аспекты человеческого существования и учитывает пол, возраст, занимаемую должность. Понятно, что нужно стараться исполнять как можно больше заповедей, но главное условие — быть на связи со Всевышним.

Что касается заповедей, то Он сам объясняет, что за ними не нужно далеко лазить — они не на Небесах. Это важно для того, чтобы подчеркнуть доступность, исполнимость заповедей. Приведу пример. Какой-то человек ведет нездоровый образ жизни: ест что попало, не занимается спортом, курит и пьет. Ему говорят, что если он продолжит в том же духе, то ему будет плохо. Но для него изменить свои пищевые привычки и режим кажется невозможным. Приведу еще более конкретный пример: когда-то я не мог представить себе, как можно бросить курить. И вдруг бросил. С того времени прошло много лет. И единственный вопрос, который у меня возникает сегодня: почему я этого не сделал раньше, ведь это было так легко?! В случае с заповедями происходит то же самое. И когда Всевышний говорит, что заповедь не на Небесах, он имеет в виду, что на самом деле исполнить ее не так трудно, как кажется.

ИС: Мы определились с «целевыми аудиториями» гиюра, теперь давайте поговорим о том, что движет всеми этими людьми. Первый сценарий — идеальный: человек пришел к необходимости гиюра осознанно в рамках логики своего внутреннего развития, это еще один шаг на пути его/ее внутреннего самосовершенствования…

РХ: Но такой уровень осознанности демонстрирует абсолютное меньшинство людей, это исключительные случаи, не правило. Это путь Итро. Человек, который попробовал разные формы поклонения идолам, пришел к монотеизму вообще и к иудаизму в частности.

ИС: Еще мы знаем путь Рут: «Народ твой будет моим народом, и твой Б-г — моим Б-гом». И в этом случае движущей силой гиюра является любовь. Насколько этот сценарий распространен?

РХ: Рут пришла через семью. Возникла прочная внутренняя связь между ней и Наоми. Ее желание пройти гиюр было продиктовано тем, что она не хотела расставаться со своей свекровью. И сегодня «семейственность» — это одна из самых распространенных мотиваций.

Если говорить про потомков евреев, то они чувствуют, что у них украли самоидентификацию, и они хотят ее вернуть. Ну или через семью, как мы уже сказали: хочу жениться или выйти замуж в Израиле как нормальный человек, хочу, чтобы мои дети не испытывали проблем с национальной самоидентификацией… 

Итак, мотивация Шарлотты – одна из самых популярных: она решила связать свою жизнь с алахическим евреем, а сделать это по закону Моше можно только одним способом – самой стать еврейкой. Как построен этот процесс и в чем ошиблись создатели фильма? Как получилось, что в первый же совместный шаббат между Шарлоттой и Гарри встал… телевизор?

Проблемы геров евреев не волнуют?

ИС: С какими проблемами сталкиваются наши «целевые аудитории» в начале своего пути, при первом обращении с просьбой о вступлении в ряды избранного народа, в процессе обучения «на еврея» в ульпане гиюр, при присоединении к общине? Ведь трудно представить себе жизнь верующего еврея вне общины…

РХ: В большинстве случаев, вы правы, хотя некоторые умудряются. Итак, по какой бы причине человек ни пришел к идее пройти гиюр, даже если причины эти сугубо меркантильные, сперва необходимо поучиться. И не случайно учебный курс рассчитан на десять месяцев. За это время человек узнает, что на практике означает быть евреем, меняет не только свои взгляды, но и быт, что не менее важно. Только после окончания курса он/она предстает перед раввинским судом — бейт-дином. Судей не интересуют причины, подтолкнувшие начать обучение. Им важно понять, чем руководствуется человек сейчас, в конце этого процесса, на чем основано желание присоединиться к еврейскому народу.

ИС: К кому человек приходит в самом начале?

РХ: В Израиле это работает очень просто. Гражданин Израиля, который не является евреем по Алахе, имеет право обратиться в любой ульпан гиюр, имеющий государственную аккредитацию. Нужно записаться в группу. Обучение бесплатное. Позже, на определенном этапе, происходит встреча с представителем бейт-дина, на которой человек рассказывает о своих намерениях, объясняет мотивацию: что, как и почему. И дальше продолжает учиться. Обычно первая встреча ни на что принципиально не влияет. В конце обучения происходит вторая встреча, уже более значимая. К этой встрече нужно готовиться, собирать рекомендации: от семьи, которая сопровождает человека в процессе обучения, от синагоги, в которую человек ходит… Соответственно, нужно иметь такую семью, чтобы видеть на практике, что такое быть евреем, проводить вместе шаббаты… Ходить вместе в синагогу — без этого, как вы понимаете, тоже не обойтись. Еще нужна рекомендация от учителя. На этой встрече представитель бейт-дина решает, готов ли человек предстать перед судом. Возможно, что даян порекомендует продлить обучение. Возможно, что человек начинает идти путем Рут, а выходит на путь Итро. Обучение в ульпане гиюр — это непростой процесс.

ИС: Многие ли отказываются от идеи пройти гиюр в процессе обучения?

РХ: Да, таких людей немало, примерно половина учащихся ульпана гиюр не доходят до бейт-дина, потому что понимают: им это не подходит. Выделить какие-то основные, типичные причины таких отказов сложно. Всё предельно индивидуально.

ИС: А есть ли какая-то информация о том, кто чаще приходит учиться в ульпаны гиюр — мужчины или женщины?

РХ: Чаще приходят женщины. В стране исхода они вышли замуж за светского еврея или здесь познакомились с парнем, и теперь хотят сделать так, чтобы у их детей не было проблем при ответе на вопрос о национальности. Бывают случаи, когда «еврейская половина» пары ставит палки в процесс гиюра своей избранницы. Дело в том, что, когда мы делаем гиюр паре — мужу и жене или парню с девушкой, они должны вместе ходить на уроки. Даже если он — алахический еврей. Они должны менять свою жизнь вдвоем. Иногда он не готов ничего менять. Хочет, чтобы женщина прошла гиюр, а он жил бы как раньше. Были случаи, когда жены начинали процесс гиюра, а мужья не пускали их на уроки, не давали ходить в синагогу или установить дома кашрут. Иногда такие женщины возвращались к процессу гиюра после развода…

Вернитесь, пожалуйста, к началу статьи. Помните, я говорил, что в процессе обучения Шарлотты были допущены существенные нарушения, которые привели к их с Гарри первой большой ссоре? Создатели сериала, так много экранного времени уделившие демонстрации пути Шарлотты в иудаизм, даже не намекают на то, что Гарри как-то участвовал в этом процессе. Ее подруги узнали о еврейском быте больше, чем будущий муж. В Израиле у такой пары не было бы шансов оказаться под хупой. Зато был бы серьезный шанс развестись. 

ИС: А как относится еврейская традиция к возможности разрушения семьи в процессе гиюра?

РХ: Если опираться только на букву еврейского закона — Алахи, то в такой ситуации пара должна развестись. Но, как всегда, есть нюансы. Так, один из величайших раввинов Венгрии, рав Шмуэль Глазнер, автор книги «Четвертое поколение» (ивр. ), в XIX веке участвовал в своего рода «консилиуме» раввинов по вопросам гиюра. Вопросы были болезненными. Началась эмансипация, смешанные браки перестали быть единичными случаями. За переход в еврейство уже не казнили, так что гиюры тоже стали массовым явлением. Рав Глазнер написал эссе, в котором ставил эти вопросы, и предложил коллегам до начала обсуждения ознакомиться со своими рассуждениями. Он говорит, что по Алахе дети еврея от нееврейки не являются его детьми. Так же, как она не является его женой. И по закону он должен бы ей сказать: «Забирай своих детей и вали отсюда!» Но рав Шмуэль говорит, что это невозможно, потому что сердце отца не выдержит такой постановки вопроса. Как человек выгонит своих детей, даже если алахически они ему не дети?! В этом случае нужно им помогать, направлять семью на пути к еврейству. Если уж человек соединился с женщиной узами брака и у них есть дети, наша задача не разрывать их связь, потому что это бесполезно и неправильно, а наоборот, сделать так, чтобы они вместе прошли гиюр и всё стало хорошо.

ИС: Известно, что желающего пройти гиюр судьи должны отговаривать от этой затеи…

РХ: В случае, если он или она не имеют никакого отношения к еврейскому народу. Всё верно. Сегодня мы уже не можем сказать, что мы гонимы всеми народами, что нас все бьют. Но всегда есть вероятность, что народ опять чем-то провинится и гонения продолжатся. Конечно, у человека спрашивают, готов ли он к такому повороту событий. Да и сам по себе еврейский быт сильно отличается от жизненного уклада народов мира. Естественно, бейт-дин уточняет у человека, действительно ли оно ему надо? Но когда мы говорим о смешанных семьях или о потомках евреев, многие алахические авторитеты, в частности рав Узиэль, первый главный раввин государства Израиль, считают, что есть заповедь вернуть потерянное семя в лоно народа Израиля. Это касается как тех, в ком есть еврейская кровь (дети евреев, не являющиеся алахическими евреями, или третье поколение), так и членов смешанных семей. 

Сервис-провайдеры

Мы поговорили о «целевой аудитории» гиюров, о тех проблемах, с которыми сталкиваются эти люди, теперь пришло время разобраться с вопросом о том, кто может и кто не может «предоставлять образовательные услуги», ну и о том, решение какого суда будет легитимным с точки зрения государства Израиль. Понятно, что спрос рождает предложение. И на «рынке гиюров» есть некоторая конкуренция.

Выше мы выяснили, что государство Израиль контролирует и сертифицирует деятельность ульпанов гиюр в стране. Частным конторам в Земле обетованной приходится туго, потому что желающих платить за то, что можно получить бесплатно, — мало. Более того, по мнению рава Хаима, «частный гиюр в Израиле не дает человеку ничего, кроме возможности считать себя евреем. Государство эти гиюры не признает. Такой гиюр не влияет на так называемый религиозный статус человека».

Организация «Гиюр ке-Алаха», которая позиционирует себя как «сеть независимых раввинских судов, основанных на ортодоксальной Алахе» (цит. сайт организации, орфография сохранена) является, по мнению эксперта, самым крупным частным проектом: «Они, как мне известно, добились того, что государство принимает их гиюр как основание для получения гражданства теми, кто уже находится в Израиле, и то — только через суд. Но не более того. Для тех, кто уже имеет гражданство Израиля, такой гиюр не имеет особого смысла. Когда люди понимают, что такая услуга не дает им того, что дают аналогичные государственные проекты, то не слишком стремятся ею пользоваться». И все-таки для тех, кто решает задачу получения гражданства, уже находясь в Израиле, и имеет возможность оплатить образовательные услуги и услуги адвоката, это может быть одним из возможных решений. 

ИС: Есть известный анекдот про синагогу, в которую я хожу, и ту, которую игнорирую. На практике же оказывается еще множество «промежуточных состояний». Это справедливо для различных кашрутов. И, как выясняется, для гиюров тоже. Мне — человеку, воспитанному в академической среде и пропитанному насквозь законом исключенного третьего (из двух утверждений одно истинно, другое — ложно, а третьего не дано), такой подход кажется несколько нелогичным…

РХ: Дело в том, что некоторые люди сознательно устрожают требования к кашруту в соответствии с мнением тех алахических авторитетов, на которых они ориентируются. Кошерный продукт нельзя назвать некошерным. Но можно сказать, что он не соответствует тем требованиям, которые я и моя семья предъявляем к продуктам.

ИС: С гиюрами, кажется, похожая ситуация?

РХ: Немножко по-другому. Во всяком случае в Израиле. Большинство даянов, несмотря на автономию, придерживаются однотипно облегчающего мнения. По крайней мере в государственной системе гиюров, где большая часть судей — сторонники религиозного сионизма. Это не значит, что гиюр превращается в формальность. Есть стандарты, которые устанавливаются Главным раввинатом Израиля. И они предполагают серьезную подготовку будущего гера и детальное изучение его или ее мотивации. Даже харедим пусть и неохотно, но в принципе принимают эти гиюры. Однако вступать в браки с герами не будут. Равно как не будут вступать в брак с теми, кто родился в светских еврейских семьях. В среде религиозных сионистов всё проще. Хотя, конечно, заводить семьи с герами не очень стремятся. Не нужно забывать, что большинство геров, пройдя гиюр, не становятся религиозными. Они становятся традиционалистами, это значит, что соблюдают, но не всё. Соблюдают «обязаловку»: праздники, кашрут, чистота семейной жизни… На шаббат в синагогу не пошли, но кидуш сделали. А потом можно и телевизор посмотреть. Но бейт-дин интересует мотивация на момент принятия гиюра, что на сердце у того, кто хочет присоединиться к народу Израиля.

Так что семью Гарри и Шарлотты можно считать вполне типичным случаем. 

Конечно, между государственными образовательными центрами тоже есть разница. Очевидно, что погружение в традицию изнутри ешивы «Махон Меир» будет отличаться от более академического формата преподавания в Маханаим. Первое лучше подойдет молодым людям, которые могут себе позволить выделить больший бюджет времени. Впрочем, рав Хаим рассказал, что видел среди учеников «Махон Меир» людей вполне зрелых. На вопрос о том, как им удается выполнять свои финансовые обязательства, он ответил, что выручает удаленная работа фриланс. А больше всего «филиалов» у организации организации «Махон лелимудей яхадут», известной сегодня как «Натив». Их ульпаны гиюр расположены чаще всего в матнасах — городских общинных центрах. Люди приходят на занятия по вечерам. Так что «Натив» дает возможность совмещать учебу с работой.

Что касается признания гиюров, пройденных за границами Израиля, то, по мнению моего собеседника, принципиальное значение имеет не центр, проводивший подготовку человека, а бейт-дин, который выносил решение.

Бейт-дин главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта.

В России авторитетными считаются бейт-дины рава Берла Лазара и рава Гольдшмидта. А на Украине — рава Бродбекера. 

***

… В Большом Городе идет снег. Кто-то зажигает ханукальные свечи. Кто-то наряжает елку. Возможно, последнюю елку в своей жизни. Потому что в Маленькой Стране живет народ, который не значится среди других народов. В традиции этого народа много праздников, одних только Новых годов — со счету собьешься: Мишна говорит о четырех. Плюс еще Новый год хасидизма. Персональный Новый год — день рождения. Да и вообще: каждый день в каком-то смысле является началом нового года. Но елок в ночь с 31 декабря на 1 января не наблюдается. jm

Илья Стечкин
Иллюстрации: Керен Ройз