Весь мир кричит о русском оружии, президент РФ презентует всё новые пушки… Под этой шумовой завесой неспешно, но уверенно, к первой ступени пьедестала поднимается израильская военная техника. Настолько уверенно, что даже вьетнамцы, победившие американцев с «Калашниковым», делают выбор в её пользу. Понимающие люди считают, что израильская военная техника – просто песня
Еще во времена британского мандата действовавшие в Эрец-Исраэль боевые еврейские организации, «Хагана», ЭЦЕЛ и ЛеХИ, создавали собственное подпольное производство оружия и боеприпасов. С образованием Израиля военная промышленность получила новый толчок. Этот процесс диктовала сама жизнь. Было очевидно: чтобы молодому государству выжить, необходимо как можно меньше зависеть от поставок извне. Тем более что обширнейшие бойкоты на поставки вооружения сопровождали Израиль в течение всей его истории. Еще один важный аспект: даже в отсутствие эмбарго собственные разработка и производство позволяют создавать именно то, что больше всего соответствует нуждам своих вооруженных сил. Стремление промышленности удовлетворить требования ЦАХАЛ — постоянно воюющей армии — породило системы вооружения, которые завоевали широкое признание на международном рынке. Сотрудничество армии, министерства обороны и ВПК в значительной степени является залогом успеха израильского вооружения.
Uzi — оружие победы
На заре израильской военной промышленности отцы-основатели мечтали лишь о максимальном обеспечении нужд ЦАХАЛ. Об экспорте никто не помышлял. Но в 1956 году после победоносной операции «Кадеш» (Синайская кампания) слава детища конструктора Узиэля Галя перешагнула границы государства, и легендарный пистолет-пулемет «Узи» вышел на мировой рынок. Насколько он пользовался успехом? Об этом можно судить по тому, что в 1959 году «Узи» был принят на вооружение Бундесвера.
К началу XXI века «Узи» стал одним из самых массовых видов оружия в мире. По данным концерна IMI, на конец 2001 года объем продаж пистолетов-пулеметов «Узи» достиг 2,5 млрд долларов США. Сегодня он уступает в популярности только автомату Калашникова.
Со времен Суэцкого кризиса интерес к израильскому вооружению в мире неуклонно растет. Согласно официальным данным Управления минобороны Израиля по военно-техническому сотрудничеству, в 2017 году военный экспорт достиг 9,2 млрд долларов.
Автомат Балашникова
Распад СССР оказал заметное влияние не только на демографическую картину в Израиле, но и на товарооборот израильского ВПК. При советской власти о торговле оружием с Иерусалимом не могло быть и речи, и вдруг бескрайний рынок распахнулся. Своего рода прорывной сделкой стала продажа в 90е годы стрелкового оружия Эстонии. Фактически армия этого юного государства полностью перешла на автоматические винтовки «Галиль». Эстонцы также закупили пистолеты-пулеметы «Мини-Узи» и ручные пулеметы «Негев». В ЦАХАЛ «Галиль» давно снят с вооружения, но почти в 30 странах мира он до сих пор в строю. Особо популярен новый автомат «Галиль АСЕ». Один из главных пользователей советского и российского оружия, Вьетнам, по результатам тендера предпочел «Галиль АСЕ» новой модели «Калашникова». Во Вьетнаме построен завод, на котором должно быть осуществлено лицензионное производство 150 тыс. автоматов конструкции Исраэля Галили, урожденного Балашникова.
В руках Москвы
В бытность Михаила Саакашвили президентом Грузии Тбилиси осуществлял в Израиле многочисленные закупки. В том числе систем ПВО «Спайдер» и очень популярных в мире БПЛА Hermes 450 от крупнейшего израильского частного производителя оружия «Эльбит Маарахот». После войны 2008 года поставки израильского оружия в Грузию резко уменьшились, что вполне объяснимо нежеланием Иерусалима портить отношения с Москвой.
IWI (Израильская оружейная промышленность) тесно сотрудничает с украинским НПО «Форт». Частично из местных комплектующих, а частично из доставляемых с IWI, под маркой «Форт» с различными индексами производится широчайшая номенклатура моделей израильского оружия. Начиная от пистолетов и кончая ручными пулеметами. Наиболее популярны разновидности винтовки «Тавор», ею на данный момент вооружена уже большая часть линейной пехоты ЦАХАЛ. Рождаются на украинском предприятии и «Микро-Узи», и «Галили», включая снайперскую вариацию винтовки — ГАЛАЦ. Это оружие идет на экспорт и постепенно поступает на вооружение украинских силовиков.
Что касается поставок израильского оружия Украине, в которых заинтересован Киев, то Иерусалим в этом вопросе очень осторожен. Поставки Украине тех же БПЛА или противотанковых управляемых ракет могли бы серьезно осложнить отношения с Россией. При таком сценарии Москва поставками своего вооружения противникам Израиля способна навредить его безопасности.
У Российской БА израильский хребет
Россия долгое время не являлась клиентом израильского ВПК, если не считать мелочей наподобие интересного израильского изобретения «корнер-шот», ставшего мировым хитом. Применяется оно в полицейских и антитеррористических операциях. Благодаря своей конструкции и вставленному пистолету, «корнер-шот» позволяет стрелять по цели из-за угла, абсолютно не высовываясь. К такого рода «мелочам» можно отнести и различные израильские приспособления для тюнинга стрелкового оружия, приобретаемые для нужд российских спецназовцев.
Прорывом стал 2009 год, когда по итогам войны с Грузией российское военное руководство начало осознавать значимость для ситуационной осведомленности и целеуказания таких систем, как БПЛА. Для тестирования Москва приобрела за 12 млн долларов два отнюдь не новейших комплекса Searcher II производства концерна «Израильская аэрокосмическая промышленность» (IAI). По понятным соображениям более новый БПЛА от IAI, Heron, России не предлагали. После того как высокие характеристики машины и ее срочная необходимость для Российской армии были подтверждены, последовала сделка с IAI уже на 300 млн долларов. Закупались не только Searcher II, получившие в России наименование «Форпост», но и другие аппараты, поменьше. Именно «Форпосты» стали хребтом российской беспилотной авиации, по сей день являясь лучшим БПЛА в армии России. Кстати, во время российской операции в Сирии БПЛА израильского происхождения сыграли очень важную роль. После введения западных санкций новые сделки по продаже беспилотников России не заключались.
Азербайджан впереди ЦАХАЛ
Имеют место поставки израильских вооружений и в страны Средней Азии, в первую очередь Казахстан, но по-настоящему масштабными их всё же не назовешь.
Одной из самых популярных в мире израильских систем вооружения является семейство управляемых противотанковых ракет «Спайк» дальностью в 1,532 км. Многие тысячи «Спайков» проданы в десятки стран мира, в том числе Литву, Латвию, Эстонию. Пользователем этих ракет, широкий перечень которых состоит на вооружении ЦАХАЛ, является и Азербайджан. Эта страна — главный стратегический партнер еврейского государства в сфере ВТС среди стран бывшего СССР. Не так давно президент Ильхам Алиев озвучил цифру в 5 млрд долларов: на столько Азербайджан к тому моменту закупил израильских вооружений. На этом в Баку, судя по всему, останавливаться не намерены. Что интересно, некоторые системы азербайджанцы приобрели раньше, чем те попали на вооружение в ЦАХАЛ. Один из примеров — ракета «Экстра» калибром 306 мм, весом 450 кг, дальностью 150 км и точностью менее 10 метров.
Значимость продажи израильского оружия за рубеж выходит за рамки банальных цифр, и вот почему. Значительная часть выручки остается именно внутри компаний отечественного ВПК. Благодаря этим средствам фирмы получают возможность развиваться. Эта подпитка извне позволяет развивать технологии и компетенции, создающиеся десятилетиями, и именно поэтому израильская военная промышленность находится на своем нынешнем качественном уровне. Более того, многие из важнейших систем вооружений, стоящих на вооружении ЦАХАЛ, без экспорта просто не появились бы на свет. Не раз бывало, что разработка того или иного оружия в нашей стране финансировалась зарубежным заказчиком. Самый свежий пример — зенитный ракетный комплекс (ЗРК) морского базирования «Барак-8» дальностью 70 км. В ближайшие годы эта система станет важнейшим компонентом мощи израильского флота. Не будь в его изначальной разработке заинтересована Индия, профинансировавшая значительную часть проекта, ЗРК в лучшем случае появился бы на свет с огромной задержкой. Сегодня же это один из знаковых экспортных продуктов, объем продаж которого составляет миллиарды долларов. Jm