Раввин Леви Шабаев: «Есть разница между людьми, которые вчера узнали, что такое шаббат, и традиционной общиной, в которой всегда ели кошерное»

Интерес к иудаизму у нашего собеседника пробудила антиизраильская резолюция ООН. После московской и израильской ешив он вернулся в родной город. Главный раввин  Северо-Кавказского Федерального округа хорошо знаком со спецификой горской общины, занимается молодежными проектами, объединяет выходцев из Северного Кавказа и не только для исполнения  добрых дел и надеется на щедрость спонсоров.

Цветные карандаши и красочные наклейки. Раввин Шабаев вспоминает перестройку, которая дала старт возрождению еврейских общин

Где вы выросли? Что означает ваша фамилия?

Согласно одному из мнений, она происходит из иврита. Шаа баа – «час настал». Потом из Шаабаевых мы стали Шабаевыми. Еще есть версия, что наша фамилия происходит от слова «шабай», которое, если не ошибаюсь, упоминается в Талмуде трактат «Санэдрин».Я родился здесь, в Нальчике. Моя бабушка еще была религиозной, а родители уже не соблюдали. Отец был какое-то время «коммерсантом» — цеховиком, мать – педагогом. Семья на тот период была состоятельной, потом среднего достатка, хотя машины у нас не было и дом был небольшим. Понятно, что цеховики зарабатывали больше, чем работяги на заводах, но Нальчик изначально выделялся своим материальным положением даже на фоне всего Кавказа.

Когда у внука религиозной бабушки возник интерес к иудаизму?

В 1985 году. Толчком, как ни странно, стала книга «Сионизм как форма расизма и расовой дискриминации» (резолюция ООН принятая в 1975-м, отменена в 1991 году — прим. ред.). С этого начались мои размышления о самоидентификации, а потом меня потянуло в синагогу. Синагога в Нальчике в ту пору была уже всего одна, там молились и горские, и ашкеназские евреи, а находилась она недалеко от нашего дома. Меня взял под свое шефство один из самых молодых на то время раввинов в городе – Мордехай (Митя) Гилядов. Сегодня он раввин в израильском городе Нацерет-Илит, и мы до сих пор остаемся с ним на связи. А тогда мы с ним учили азы – еврейский алфавит.
Приблизительно в это же время вышла замуж в Ленинграде моя близкая родственница. Ее жених был человеком соблюдающим, со знанием иврита. Сегодня он преподает математику в школе раввина Штейнзальца в Иерусалиме. А после свадьбы они переехали в Нальчик. Здесь мы с ним познакомились и начали заниматься. Сначала время от времени, понемногу, а затем – стабильно, каждый день.

Алфавит вы уже знали, как я понимаю. Что вы изучали вместе?

Труды Танах, труды Рамбама, «Танию». При этом он не был хабадником, но тогда были такие евреи, что изучали все еврейское, что попадалось под руку. Параллельно я начал соблюдать шаббат. С кашрутом как раз было проще: тут был шохет, и порядка десяти еврейский дворов содержали у себя скот, затем они продавали зарезанное шойхетом мясо. Кошерное мясо мы в семье ели всегда. Это было нормой и среди тех, кто не соблюдал остальное.

Получается, путь к традициям вы проделали, не покидая Нальчик?

Почему же? В 1987 году я впервые поехал в Москву, в Марьину Рощу, познакомился с новыми друзьями, с которыми тоже потом постоянно поддерживал связь. А за несколько дней до Пурима случилась такая история: вернулся я домой, а мне говорят, что к нам заходили англоязычные религиозные ребята, искали Леви Шабаева. Это оказались посланники Любавического Ребе. И вот благодаря им, я открыл школу при синагоге, и сразу начал преподавать детям алфавит.
Хабадники привезли детям цветные карандаши, красочные наклейки. Собралось человек пятнадцать, и я начал с ними заниматься. Очень скоро занятия в нашей воскресной школе начали проводиться 3-4 раза в неделю. Те, кто учился в государственной школе в утреннюю смену, приходили после обеда, а те, кто в послеобеденную, – приходили с утра. В конечном итоге число ребят дошло до семидесяти.

И вас хватало на всех?

Проводить занятия для такого количества детей на нормальном уровне один я уже не мог. Поэтому подключился еще один мой товарищ из синагоги – Марк Эфраимов, а также моя родственница, тоже пришедшая к соблюдению сама, филолог по образованию – Тора Моисеевна. Она занималась девочками.
Слава Б-гу, школа разрасталась, и скоро в синагоге нам стало не хватать места. Мы перешли в здание «Товуши», которое сегодня хотим перестроить в общинный центр. А потом я решил уехать в Израиль учиться в ешиве.

В городе увековечена память о Холокосте

Почему? Вам не хватало знаний?

Я успел проучиться в Кунцевской ешиве (она тогда называлась «Академией мировых цивилизаций»), но это было заочно. Там мне дали рекомендацию, даже приглашали учиться в Балтимор. Я долго думал. Были люди, старавшиеся меня отговорить от идеи ехать в Израиль. Мол, там все превратится в рутину.
Кроме того, у нас, воспитанных в СССР с верой в светлое будущее, были какие-то идеалы. По приезде в Израиль эта склонность к идеализации у многих рушится: то ты видишь какого-то не такого религиозного, то вообще не понимаешь, какое отношение к поведению человека имеет кипа у него на голове… Многие религиозные репатрианты столкнулись в Израиле с бытовыми сложностями жизни, что не пошло им на пользу.

Вас это не испугало.

Я все же решил поехать в Израиль. Там я более полугода пробыл в ешиве «Шамир» для русскоязычных ребят, а потом перешел в ешиву в Цфате.
Цфат – уникальный город, город каббалистов, притягивающий многих. Там столько колоритных типажей, хиппи, разных художественных галерей, Старый город.
Со мной учились выходцы из Бразилии, Аргентины, Италии и т.д., даже был парень из Югославии. Были те, кто учились с детства, были сыновья раввинов, и были те, кто только-только пришел к религии, так называемые «баалей-тшува». Были ребята помоложе меня, мои ровесники и люди постарше. Так что никакого напряжения я не чувствовал.

С вашей будущей супругой вы познакомились благодаря ешиве?

Нет, знакомство у нас был чисто кавказское – познакомили нас родственники. Она сама не из Нальчика, а из Дербента. Скромная горская девушка, хорошая семья. Что еще надо? Мы получили благословение на свадьбу от ребе. Хупу нам ставил глава моей ешивы из Цфата, хотя он редко ставил кому-то хупу.
Позже я начал работать меламедом в хедере (то есть учителем в начальной еврейской школе — прим. ред.), а заодно начал заниматься вопросами кашрута на предприятиях. Я курировал кондитерские фабрики «Афифит» и «Адар».

Именно в Нальчике Шабаев пришел к вере. Сейчас он приближает земляков к традициям

Когда из инспектора по кашруту вы сделались раввином?

Предложения заниматься еврейскими общинами за пределами Израиля, стали поступать еще с конца 90-х гг., но я отказывался. В тот период вместе с раввином Гилядовым мы там открыли некоммерческую организацию «Махане Исраэль – лейоцей Кавказ» («Стан Израиля – для выходцев с Кавказа»).
Решающим моментом стала моя встреча с раввином Берл Лазаром. Тогда искали раввина, для работы на Северном Кавказе и ему порекомендовали меня. Предложили мне приехать в Москву, обговорить детали. Потом выяснилось, что те англоязычные ребята, которые приезжали в Нальчик, прибыли в Советский Союз в одной группе с молодым тогда раввином Лазаром.
На встрече в Московском еврейском общинном центре р. Лазар предложил мне проехаться по разным городам Северного Кавказа, посмотреть, как живут разные общины, чтобы определиться. В этом регионе было неспокойное время. Я приехал в Нальчик и остался здесь.

Масштаб работы вас не испугал? Как выглядел еврейский Нальчик в те годы?

Мягко говоря, не идеально. К тому времени в городе уже десять лет не было раввина, и это чувствовалось.

Советской власти не удалось затронуть евреев Кавказа?

К сожалению, удалось. Причем в первых рядах были тоже евреи, опьяненные коммунистическими идеями. Рассказывали, что в старой Большой синагоге города, в которой сегодня размещена поликлиника, они прямо в субботу разожгли костер. Не во дворе, не снаружи – прямо в здании!
Хотя, с другой стороны, в наших школах какое-то время даже при советской власти официально изучали иврит. И есть книги на горско-еврейском языке, напечатанные ивритскими буквами. Просто на Кавказе, наверное, советская власть работала по-своему.

Сколько примерно евреев проживает в Нальчике?

Тысячи полторы, наверное. Из них большинство ходит в синагогу хотя бы по праздникам. Жаль только, что сегодня ашкеназские евреи меньше интересуются еврейской жизнью и живут более автономно.

Какими проектами вы как раввин занимаетесь?

Молодежными. Есть воскресная школа, отдельная программа для подростков. В других городах она называется EnerJew, но мы к ней не подключены, хотя занимаемся практически тем же. И когда мы предложили ребятам самостоятельно выбрать название программы, они остановились на Jewishmafia. Есть у нас  Старс – молодежная программа, в процессе которой ребята ходят на занятия и имеют возможность получать за это стипендию, в зависимости от посещаемости, а ЕвроСтарс – это  молодежная программа, рассчитанная на целый учебный год, но вместо стипендии, у ребят есть возможность в конце учебного года бесплатно на неделю отправиться в Европу. В проекте ЕвроСтарс принимают участие не только российский города, но и города стран СНГ, проект насчитывает уже более тысячи студентов. Мы с ребятами уже побывали и в Монако, и в Сардинии, и в Барселоне, в Милане, в Ницце, в городах Австрии и Швейцарии. Можно делать гораздо больше. Не для всего находится место, к сожалению.

И деньги?

Финансирование — это важно. У нас пока нет детского сада, хотя спрос имеется. Судя по количеству детей, посещающих воскресную школу, мы смело могли бы вести несколько групп детского сада.

«Скромная девушка из хорошей семьи». Раввин Шабаев с супругой

Ближайшая цель – с Б-жьей помощью построить еврейский общинный центр, который вмещал бы все общинные проекты, молодежные программы, детский сад, музей  евреев Северного Кавказа для знакомства с самобытной культурой горских евреев, зал для проведения мероприятий (к сожалению даже для проведения еженедельных мероприятий в синагоге места уже не достаточно) и много другое.

Ваши основные спонсоры – выходцы из Нальчика, которые здесь больше не живут?

Да, посильное участие принимают и те, кто живет здесь. Но основная поддержка все-таки приходит извне, от тех, кто здесь родился, но уехал в другие края. И, конечно, нам не обойтись без поддержки из Москвы.

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин