Чтоб я не был проклят!

Что на самом деле означает та или иная заповедь Торы и как ее соблюдать с учетом всех нюансов современной жизни? На этот раз возьмем запрет «не проклинай». Сразу скажем: он не про обсценную лексику и не про оскорбления (такие запреты тоже есть, но сегодня речь не о них). «Не проклинай» касается только и исключительно пожеланий недоброго. А дальше начинаются нюансы

Откуда что берется

Запрет проклинать упоминается в двух стихах Пяти-
книжия: «Судью не проклинай и главу в народе твоем не поноси» (Шмот, 22:27) и «Не проклинай глухого» (Ваикра, 19:14). Кстати, слову «судья» здесь соответствует еврейское слово, которое почти повсеместно переводится как «Б-г».

На первый взгляд, перед нами два отдельных запрета, касающихся очень разных категорий лиц. Но Талмуд доказывает, что Тора запрещает проклинать не только судей, народных вождей и глухих, но и всех остальных.

Запрет проклинать упоминается в двух стихах Пятикнижия: «Судью не проклинай и главу в народе твоем не поноси» 

Человек, который обзывает ближнего своего («Вот же ты козел!»), запрет не нарушает. Но пожелание «Чтобы у тебя морда стала как у козла» уже серьезное и легко реализуемое проклятие (полистайте селфи звезд инстаграма), т. е. грубое нарушение запрета Торы. Не говоря уже про «Забодай тебя козел!»

Во времена, когда Храм стоял и в нём заседал Санѓедрин, злонамеренное наложение проклятия каралось публичной поркой ремнем из телячьей кожи (39 ударов, доктор прописал!). Сегодня пока за грехи наши тяжкие Храм еще не отстроен, и, если на момент публикации этих строк Машиах, паче чаяния, не пришел, за насылание проклятий карают Небеса, а не люди. Что, как известно, праведникам на руку, а нормальным людям — на голову: на Небесах курс грехов весьма невыгодный для грешников.

Как это работает

Поначалу может показаться непонятным, из-за чего столько шума. Желать друг другу гадостей, с одной стороны, так естественно, а с другой — так невинно! Это же не действие: просто слова. Интересно, что такой точки зрения придерживался один (и только один!) из мудрейших — Рамбам. Но все остальные величайшие мудрецы еврейского народа особо предостерегают от совершения греха проклятий и сулят страшные кары нарушителям запрета.

Евреи верят в силу слова. Сказано в Талмуде: «Завет заключен с устами [что произнесенное ими имеет значение]» (Моэд катан, 18а). У произнесенного вслух совсем иной вес и значение, чем у слов, оставшихся неизреченными. Это касается молитв, клятв и благословений, свидетельств и обетов. И проклятий. Считается, что озвученное проклятие создает серьезную (пусть и не неотвратимую) угрозу для проклятого, его семьи, имущества и всех, кто с ним связан. Открывая рот, нужно иметь это в виду. И не важно, слышит ли проклятие сам проклинаемый (на это указывает стих «не проклинай глухого»).

Один прихожанин синагоги, утомившись слушать речь почетного гостя общины, бормочет под нос «Да чтоб у тебя уже голос сел, что ли…» Это проклятие, так говорить запрещено. Думать, пожалуй, можно, но не сильно задумываться и уж точно не визуализировать в голове.

Не имеет значения и то, какое расстояние разделяет проклинающего и проклинаемого.

Один участник зуминара, географически находящийся на Мадагаскаре, обожает всех спикеров, кроме одного, находящегося в Мурманске. Мурманчанин реально его бесит, и всякий раз, когда тому дают слово, мадагаскарец говорит, глядя на экран: «Чтоб тебе вайфай обрубило!» Это нарушение заповеди.

Неважно, насколько исполнимо или серьезно проклятие.

Человек бежал за автобусом целую остановку. На следующей водитель автобуса его дождался только для того, чтобы захлопнуть двери перед носом и уехать. «Чтоб тебя черти побрали!», брошенное вслед водителю, — проклятие, так делать нельзя.

И тут, наверное, стоит поговорить о технических характеристиках проклятия, запрещенного Торой.

Форма и содержание

Когда проклинают одним из имен или титулов Всевышнего (кстати, на любом языке), другими соответствующими эвфемизмами или используют традиционную форму воззвания к Б-гу — в общем, любым способом дают понять, что просят Небеса причинить зло проклинаемому, это несомненное нарушение запрета Торы.

Разгневанный, но набожный человек, наблюдая из окна, как непочтительный сын разговаривает с пожилым отцом, набирает в легкие воздуха, чтобы пожелать юноше «Гнев Г-спода да обрушится на тебя», но тут соображает, что вот-вот нарушит запрет поминать имя Всевышнего всуе. Он решает заменить «Г-сподь» на «Всесильный», «Всемилостивый» или просто «Небеса». Однако всё это будет нарушением заповеди «не проклинай».

Идеальный выход из положения — понять, что хорошей формулировки здесь не существует. И чем сыпать проклятиями, лучше ненавязчиво вмешаться в беседу, давая сыну возможность прийти в себя и сменить тон.

Проклятия, исполнение которых не возлагается на высшие силы и вообще ни на кого конкретно, запрещены еврейским законом не менее строго. «Будь ты проклят» — уже грех! Пускаться на мелкие хитрости в надежде обойти запрет — только позориться.

Наш разгневанный, но набожный человек, наблюдающий за беседой отца и дерзкого сына, восклицает в адрес последнего: «Да сбудется в твоей судьбе всё сказанное Торой о таких, как ты, непочтительных сыновьях!» И думает, что он самый умный и обхитрил систему: он же просто пожелал, чтобы сбылось сказанное в Торе. На самом деле он не обхитрил систему, а согрешил (и настолько неумен, что этого не понял).

Запрещены любые пожелания неприятностей, даже максимально абстрактные и обиходные, которые порой не воспринимаются как проклятия («катись ты», «чтоб тебя»). Сослагательное наклонение ничего не меняет.

«Хотел бы я, чтобы тебя пронесло за то, что ты один съел весь наш плов!» или «Вот бы ты охромел — бегаешь тут как заяц!» ничуть не лучше, чем «Прохвати тебя понос!» или «Чтоб ты ногу сломал!»

Кстати, масштабы вреда, который вы желаете в своем проклятии, не принципиальны: законом запрещено призывать на чужую голову любой вред. Однако бывают примеры, о которых не стоит даже думать.

«Да сотрется память об имяреке» — настолько страшное проклятие, что, даже если имярека стоило бы проклясть, применительно к еврею или еврейке оно вообще не рассматривается.

Выражение уверенности в том, что с человеком произойдет что-то плохое, — не проклятие. Возможно, угроза, или пророчество, или еще какая-то демонстрация силы слов, но не проклятие.

«Когда сломаешь ногу, вспомнишь, что мама тебя предупреждала!» и «Чтоб ты ногу сломал — может, тогда научишься маму слушать!» — совсем не аналоги. Первое говорить можно, второе — запрещено.

Несерьезность проклятия, к сожалению, не искупает тяжесть совершаемого греха, даже если оно произносится в семейном, дружеском или шутейном разговоре. А вот непреднамеренность искупает, хотя и не в полной мере.

Если в беседе с приятелем человек шутливо восклицает: «Чтоб тебя черти побрали!», он нарушает запрет. Если у него непроизвольно вырывается: «Чтоб тебя черти побрали!» вслед байку, с ревом пронесшемуся на красный, это простительно, но всё же нежелательно. В таком проступке стоит отдельно раскаяться во время чтения «Шма» перед сном.

Отдельная опасность — опрометчиво желать плохого, думая, что желаешь хорошего. Это нарушение запрета (пусть и непредумышленное). К тому же подобные вещи нередко приводят к печальным жизненным последствиям.

Парень выбирает между двумя невестами и склоняется в пользу одной. Но заботливый друг настырно желает ему предпочесть другую. Его мольбы не остаются без ответа, и только со временем (не исключено, что уже после того, как сам он, так совпало, женится на первой) выясняется, что он нажелал другу кошмар всей его жизни. В подобных ситуациях следует желать исключительно «не ошибиться», «сделать правильный выбор» и т. п.

Нельзя желать дурного в расчете, что это обернется добром. Просто потому, что дурного желать нельзя — и точка.

«Чтоб тебя наконец уволили с этой бессмысленной и низкооплачиваемой должности и ты смог бы вернуться к работе над своим романом!» Вне связи с тем, что, скорее всего, не вернется, а запьет, как в прошлый раз, и тем более с тем, что должность действительно бессмысленная и низкооплачиваемая, желать лишиться должности — это проклятие. Правильным будет пожелать, чтобы должность, с Б-жьей помощью, стала осмысленной и высокооплачиваемой.

Проклинать в форме благословения также запрещено. А вот благословлять в форме проклятия (не путать с вышеупомянутым «проклятием РАДИ благословения») не то чтобы поощрялось, но задним числом…

«Дай Б-г, чтобы ты стал миллионером» — для большинства людей благословение, но для миллиардера — проклятие, облаченное в форму благословения.

Суеверные присказки типа «ни пуха ни пера», основанные на принципе «для отвода сглаза», — серая зона. Поскольку речь идет о запрете Торы, везде, где есть опасность его преступить, лучше проявить максимальную осторожность в пределах разумного.

В наш век соцсетей и специфической атмосферы, царящей в них, важно не забывать: по мнению абсолютного большинства наших законодателей, проклятие на письме равноценно проклятию вслух (так же, кстати, как высказанное на языке жестов). Что касается языков тела, музыки, живописи и других искусств, здесь всё очень неопределенно. В сухом остатке важнее всего то, была греховная мысль выражена или нет; насколько внятен язык — вопрос второстепенный.

Кто кого

Несколько слов о том, кого особо запрещено проклинать, кого (внезапно!) проклинать можно, кому стоит больше бояться проклятий, а кому меньше.

Запрещено проклинать любого еврея и еврейку независимо от возраста, пола, общественного положения и т. д. Есть также ряд категорий евреев, проклятие которых чревато дополнительными осложнениями: родители (проклинающему их полагается смертная казнь), цари (их запрещено проклинать даже в помыслах), вдовы, сироты и прочие слабые мира сего, особо опекаемые Небесами. Знатоки Торы, вот из зала подсказывают, тоже.

Запрещено проклинать и целые группы евреев, а не только отдельных лиц. Еврейские партии, социумы, общины, структуры…

«Гори она синим пламенем, эта община, в которой больше бесплатно не раздают мацу!» Ваши чувства нам понятны, но «гори синим пламенем» следует заменить на что-то без огня и, главное, повелительного наклонения.

Запрещено проклинать и еврейское имущество. Среди последнего отметим животных, а среди них — любимых питомцев.

Запрещено проклинать кого-то не только как личность, но и как должностное лицо, человека-функцию, включая неведомых проклинающему и для него абстрактных, но существующих в реальности. Например, налоговых инспекторов, контролеров в общественном транспорте, дорожных полицейских, масочкупоправьтещиков и т. д.

Запрещено проклинать самого себя. Будем честны: это древний еврейский обычай, однако это категорически запрещено (кстати, как и вредить себе любым другим способом).

Проклинать покойников формально не запрещено, но делать этого категорически не следует. Вообще, никого и ничто проклинать не следует без крайней необходимости и/или прямого на то предписания, фигурирующего в еврейском законодательстве. Даже злодеев, вероотступников, злонамеренных нарушителей субботы, которых позволяет проклинать буква закона, в наше время проклинать не следует, потому что в наше время злонамеренных нарушителей этих заповедей и отступников практически не осталось.

Опасно проклятие любого человека без исключения. Однако проклятие, наложенное мудрецом Торы, по определению гораздо более серьезная история, чем любое другое (при этом мудрец Торы имеет полное право проклинать, так что его проклятие наверняка еще и легитимно).

Что делать?

Услышав проклятие, адресованное вам или любому другому еврею или еврейке, первым делом следует попросить Небеса, чтобы оно не сбылось. Форма произвольная.

Ни в коем случае не следует проклинать в ответ! В этом случае принцип «он первый начал» не работает. И тем более не следует распускать руки, даже если проклинают родителей или детей, жену или Ребе. По крайней мере, постараться.

Если проклятие ничем не оправдано и не спровоцировано, то и бояться его не нужно. Но только в том случае, если на совести проклятого нет грехов, делающих его заслуживающим проклятия.

В случае, если проклятие чем-то обусловлено, лучше не подставляться и помириться с оскорбившим.

«Если ты и на этот раз не отдашь долг, пусть тебе пусто станет!» Безусловно, лучше отдать долг, чем опытным путем выяснять, так ли страшно «пусто», как им пугают.

Что еще можно сделать, если в ваш адрес прозвучало проклятье? У евреев принято прибегать к мелкой бытовой магии: пожелали, чтобы сгорел дом, — обожгите угол подоконника и немного подкоптите угол стены; пожелали утопнуть — пейте газировку залпом, пока пузыри из носа не полезут; поперхнуться — тяпните белой на вдохе и т. д. В некоторых общинах практикуется обряд «снятия проклятий» — нечто среднее между освобождением от обетов и «исправлением» дурного сна. Но в наше время всё это превратилось в экзотику.

Также против проклятий помогает благословение человека, известного своей праведностью и ученостью, чтение псалмов, благотворительность во всём ее многообразии и, конечно, упование на милость Небес (универсальные еврейские средства на все без исключения случаи жизни).

И конечно, самый действенный рецепт против проклятий — быть мудрым приятным человеком и избегать ситуаций и людей, чреватых подобными неприятностями.

А самоконтроль всё равно наше всё. 

Шауль Андрущак
Иллюстрации: Керен Ройз